Искусственные цветы всегда использовались в интерьере, ими украшают одежду, особенный шарм цветы придают модным дамским шляпкам. Искусственные цветы более долговечны, чем живые, а созданные из них икебаны простоят много лет, радуя глаз.
Обычно такие цветы делают из жёсткой ткани или из бумаги, иногда их вяжут, часто изготавливают из пластмассы, кожи, глины, шёлковых ленточек, бисера, ракушек, кружева.
На острове Мальта, который находится в Средиземном море, не так далеко от берегов Италии, известен ещё один традиционный способ изготовления цветов, который называется Ганутель. Скорее всего, эта техника была раньше известна и в других странах, но в настоящий момент она сохранилась именно в монастырях Мальты. Мальтийские монахини до сих пор делают эти красивые цветы для украшения церковного алтаря в резиденции папы Римского (рис.1 а-в).
а) б) в)
Рис. 1 [1].
В Ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки, а также бусинки, жемчуг или бисер. Получаются изящные, очень лёгкие на вес, блестящие цветы. В шестнадцатом веке такую спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».
Красивые ажурные цветы, сделанные за стенами монастырей часто преподносились в качестве подарков высокопоставленным особам. Так известно, что в 1775 году образцы были преподнесены Римскому папе, а в 1787 году посланы в Россию Екатерине II.
После второй мировой войны искусство Ганутели было почти забыто, а с 1970 года появился большой интерес к композициям из сухих цветов - флористике. Но засохшие цветы не годились для украшений в церквях, и поэтому изящное искусство Ганутели всё-таки сохранилось там. Позднее, в конце 1990-х годов произошло внезапное возрождение техники Ганутель. И это совершенно естественно, ведь настоящая ганутель прекрасна.
Этот интересный вариант рукоделия освоила ученица 8 класса Гасанова Альбина под моим руководством и, в результате проектирования, создала свой неповторимый букет (рис. 2).
Рис. 2.
Технологическая последовательность изготовления цветов
В представленном букете присутствуют цветы, выполненные по трём основным технологиям, поэтому подробно будет описана технологическая последовательность изготовления на примере трёх образцов. Все остальные цветы делались аналогично.
Вариант 1
1. Подготовить материалы. Для работы потребуется гибкая проволока, разной толщины, но не очень толстая; нитки мулине разных цветов.
2. Подготовить пружинки. Аккуратно намотать на спицу проволоку. Размер спицы выбрать по необходимости. Следить за техникой безопасности, чтобы не пораниться о проволоку или спицу. Витки проволоки располагать близко друг к другу (рис. 3а,б)..
а) б)
Рис. 3.
3. Отмерить пружинки для лепестков. Сделать заготовку для лепестков. Аккуратно растянуть пружинку, отмерить по линейке нужную длину, и разрезать на равные кусочки (рис. 4а). В пружинку вставить проволочку чуть толще, согнуть, два конца проволоки скрутить, придать форму будущему лепестку (рис. 4б).
а ) б)
Рис. 4.
4. Обмотать заготовку нитками. Закрепить нитку на проволоке у основания лепестка петелькой. Обматывать лепесток пропуская нитку между каждым витком пружинки. Не натягивать нитку сильно, особенно в середине лепестка, чтобы не изменить форму, и не ослабить нитки у основания. Очень аккуратно обматывать в верху, чтобы не слетели ниточки. От середины верха лепестка протянуть нитку к основанию, сделав прожилку и закрепить узелком. Так подготовить необходимое для полного цветка количество лепестков (рис. 5а,б).
а ) б)
Рис. 5.
5. Подготовить тычинки для цветка. Их можно сделать из бусинок и проволоки или из проволоки, которую обмотать нитками мулине и покрасить блестящим лаком для ногтей.
6. Собрать цветок. Соединить вместе все тычинки, закрепить их нитками. Закрепить лепестки вокруг тычинок и крепко связать нитками концы выступающей проволоки. У основания лепестков закрепить зелёную нитку и обматывая по спирали вокруг концов проволоки сделать стебелёк. В низу концы проволоки загнуть и аккуратно обмотать зелёными нитками. Нитку закрепить (рис. 6а-в).
а) б) в)
Рис. 6.
Вариант 2
Повторить пункты № 1 - 4.
5. Обмотать заготовку нитками. Нитки располагать от основания лепестка к середине верха, а потом каждый виток смещать на один виток пружинки. При правильной обмотке все нитки будут пересекаться в середине лепестка (рис. 7а,б).
а) б)
Рис. 7.
Повторить пункты № 6-7.
8. Соединить лепестки вокруг тычинок. Обмотать проволоку зелёными нитками сделав стебель (рис. 8). Для получения интересных эффектов можно сочетать способы обмотки лепестков (рис. 9).
Рис. 8. Рис. 9.
Вариант 3
1. Сделать лепестки. Отмерить кусочек проволоки, закрепить на нем несколькими витками ещё один кусочек проволоки. Рядом с местом соединения на проволоке закрепить большую бусину и нитку мулине для обмотки. Потом ниткой обматывать проволоку плотными витками и одновременно закреплять получившуюся обмотанную проволоку вокруг бусины на проволоке. Витки можно чередовать с бисером. Так увеличить лепесток до необходимого размера (рис. 10а-г).
а) б)
в) г)
Рис. 10.
2. Соединить лепестки. Полученные лепестки соединить вокруг тычинок. Стебель обмотать нитками (рис. 11 а, б).
а) б)
Рис. 11.
В результате проектирования был изготовлен букет из нескольких цветов и цветочных веток, выполненных в технике «Ганутель» всеми тремя вариантами (рис. 12).
Рис. 12.
Как показал проведённый опыт, эта технология доступна для детей среднего школьного возраста. Многих заинтересовали сделанные Альбиной образцы, и несколько учениц 6, 7 и 8 классов присоединились к работе. Единственной сложностью стал подбор основного материала – проволоки. Имеющаяся в продаже проволока для рукоделия, хоть и отличается качеством и разноцветным покрытием, тем не менее, слишком мягкая и её использование не даст жёстких форм для удержания ниток обмотки.
Девочкам был интересен процесс и понравился результат. Кроме того, помимо создания чисто декоративного объекта, в процессе работы продолжается активное развитие детей по различным направлениям.
Развивающие возможности использования техники «Ганутель» при работе с детьми.
1. Развитие моторики рук. Основные движения рук при выполнении цветов – вращательные. Уже на подготовительном этапе возникает необходимость в создании проволочной пружины, которая делается самостоятельно с использованием стержня необходимого диаметра. Из проволоки же скручиваются тычинки (закручивания могут осуществляться как по часовой стрелки, так и против неё). Обматывание формообразующих элементов нитками происходит в различных направлениях: параллельными или скрещивающимися витками. В данном случае активно задействованы мышцы запястий. При обмотке стебельков больше работают пальцы, вращающие стебель и наматывающие нитки на основание. Таким образом активно развивается мелкая моторика кистей рук и пальцев, а при соединении отдельных элементов в цветок формируются манипулятивные навыки.
2. Сенсорное развитие. Использование различных материалов, таких как нитки и проволока разной толщины, бисер и бусины разного размера, формы позволяют развивать у ребёнка восприятие и формируют представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, мягкости или жёсткости и т.д.
3. Конструирование, развитие логики, мышления и воображения. Поскольку создание декоративного предмета позволяет самостоятельно разрабатывать дизайн, то, основываясь на одной технологии, можно свободно «манипулировать» размерами, формой, количеством составляющих элементов, материалами и их цветовой гаммой. Все мыслительные процессы, предваряющие изготовление, и будут способствовать развитию навыков конструирования, логического мышления и воображения.
4. Эмоциональное развитие. Получение качественного результата кропотливой работы, безусловно, будет способствовать формированию положительного отношения к ручному труду. А перспектива украшения интерьера созданным предметом или последующего дарения его близким людям так же будет стимулировать проявление эмоций. Кроме того, я думаю, что неизбежны комментарии во время работы и при анализе готовых изделий, а это, в свою очередь, будет способствовать продолжению формирования речи детей.
5. Пространственное восприятие. По сути, техника «Ганутель» позволяет создавать объёмные композиции, которые можно внимательно рассмотреть со всех сторон, но, при желании, можно создавать объёмно плоскостные композиции, которые будут не менее эффектны, чем объемные. Составление же объёмных композиций так же заставит детей анализировать, определять место каждого элемента в целой композиции.
Таким образом, представленная здесь старинная мальтийская техника «Ганутель» может стать прекрасным во всех отношениях средством для взаимосвязанного развития мелкой моторики, манипулятивных навыков и речи детей школьного возраста. А потенциальные возможности видоизменения проектируемых объектов смогут надолго заинтересовать и удерживать интерес к этому виду рукоделия у детей различного возраста.
Список источников информации.
- http://www.beadsky.com/ganutell.php?ln=ru
- http://www.mariakerr.com/
- http://www.ganutell.net
- http://www.ganutell.com
- http://ganutell.blogspot.com/
- http://www.angelfire.com/me4/ganutell/lesson.html
- http://www.biser.info/node/11813
- http://www.abchobby.it/hobby/pasqua/idee_creative_pasqua.htm
- http://abccooking.4bb.ru/viewtopic.php?id=885
- http://forum.hobbyportal.ru/viewtopic.php?t=3635
- http://www.jacky-m.com/frame.htm
- Чиотти Донателла. Фантазийные цветы из бисера и ниток мулине. Fiori di filo mouline e perline. Издательство: Альбом. 2006. ISBN: 884512357X, 5912310027