Цели урока:
- Выявление творческих способностей учеников и их развитие
- Обучение навыкам самостоятельного поиска информации по заданной теме
- Повышение интереса к предмету технология
План урока
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Выступления учащихся по группам с демонстрацией заранее подготовленного творческого проекта по темам:
- Мода Франции
- Великая королева моды – Габриэль Шанель
- Мода России
- Курьезы в моде
- Заключительное слово учителя с подведением итогов
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Тезисы вступительного слова учителя
Сегодня на уроке мы познакомимся с историей развития моды и узнаем, кто был ее родоначальником.
Для этого мы разделились на 3 группы, по 3-4 девочки в каждой.
Каждая группа заранее получила дневник выполнения творческого проекта (образец прилагается). Он включает в себя задание на сбор материалов, оформление плаката и подготовку сообщения-доклада.
2. Выступления учащихся
Итак, мы начинаем. Слово предоставляется 1-й группе по теме «Мода Франции».
Дневник выполнения творческого проекта – Приложение.
Доклад 1-й группы: Мода во Франции
«Родоначальницей моды считается страна Франция. Ее называли «Министром моды двора Людовика XIV». Еще будучи ученицей у торговки модными одеждами Роза Бертен однажды повезла туалеты во дворец принцесс Де Конта. Там с ней произошла забавная история. Закончившиеся знакомством с принцессой и протекцией высокой особы. Вскоре о Бертен заговорили в гостиных Парижа. Она была представлена будущей королеве Марии-Антуанетте. С этой поры Роза Бертен стала полновластной властительницей моды в Париже.
В это время в Париже появляются первые портные-художники (кутюрье), которые задают тон своими проектами, диктуя всем остальным портным и мастерам свои идеи, вопрошенные в моду. Конкурируя друг с другом, они изощрялись в изобретении бесконечного количества форм одежды, разграничивая ее по часам, дням, сезонам, назначению. Появляется одежда визитная, прогулочная, бальная, городская и т.д.
Со 2-й трети XIX века начинается период демократической моды. Наступает эпоха строгого английского костюма.
Официально основателем моды «От кутюр» считается Чарльз Борт. Он впервые создал и использовал манекен.
В начале ХХ века к одежде предъявляли требование функциональности и гигиены.
В 1947 году выходец из Франции Кристиан Диор показал всему миру новые интересные модели – им был создан стиль «New Look» (новый взгляд). Это была, безусловно, молодежная мода с романтической линией, тонкой талией и прилегающим лифом. Диор возродил в женском костюме чистый, гибкий, изящный силуэт с осиной талией на высоких тонких каблуках. Он считал, что основой формы является фигура человека. Искусство модельера, по его мнению, состоит в том, чтобы установить и уравновесить совокупность форм, подчеркивающих фигуру. Свойственные стилю Диора женственность, мягкость, простота и четкость форм применимы к любой моде, поэтому он стал таки знаменитым. Каждая модель Диора – произведение искусства и высокого мастерства, именно поэтому его модели всегда популярны.
Доклад 2-й группы: Великая королева моды – Габриель Шанель
Имя Габриель Шанель известно модельерам всего мира, с ним связана мода почти всего ХХ века. Свои первые модели одежды Габриэль создала для женщин, заменивших в годы первой мировой войны мужчин на заводах и в учреждениях. Ее целью всей жизни было создание международного стиля, не подвластного капризам моды. Она стремилась к классичности во всем: в форме одежды, способе демонстрации моды, даже в музыке, сопровождающей эти демонстрации. И в какой-то мере ей это удалось. Нахлдкой Шанель считают короткую стрижку и женские брюки. В руках Габриэль женский костюм стал произведением искусства. Свой вкус и талант она развивала, изучая старинные французские, голландские и испанские портреты. Габриэль Шанель доказала, что можно создать такие формы, которые бы на длительный период соответствовали эстетическим вкусам людей и постоянно несли в себе новизну при незначительных композиционных изменениях.
Крылатые фразы Габриэль:
- «Элегантность – хорошая одежда к лицу, в которой можно пойти в любое место»,
- «Человеческое тело имеет свои формы, которые нельзя нарушать»,
- «Элегантность в костюме – это возможность свободно двигаться».
Дополнительная информация учителя с демонстрацией французского журнала мод издания 1894 года.
Доклад 3-й группы: Мода в России
В царской России моделированием костюма никто не занимался. Россия не имела такого опыта моделирования как Англия. Франция, Италия. Богатые слои населения копировали одежду западноевропейской моды с опозданием на целый год. Придворная аристократия заказывала костюмы в Париже.
Первым отечественным модельером стала Надежда Ломанова (годы жизни: 1861-1941). Это человек удивительной судьбы и необыкновенного таланта. Девочка из небогатой провинциальной семьи прошла путь от простой портнихи до мастера с мировым именем. Ей принадлежит особая заслуга в становлении отечественного бытового костюма и школы моделирования.
В основу своего творчества Надежда Ломанова положила 3 основных принципа:
- для кого предназначен костюм;
- с какой целью костюм создается;
- из чего создается костюм.
В 1918 году в Москве создана первая мастерская современного костюма.
В 1925 году Ломанова выполнила коллекцию моделей для всемирной выставки в Париже. Все ансамбли были выполнены из самых простых материалов: платья – из полотнищ; сумки – из бечевки и вышитого толстого холста; бусы – из раковин и камешков. Максимально было использовано природное богатство. Модели получили высшую награду – Гран при.
В 1923 году в нашей стране прошла первая всероссийская художественно-промышленная выставка, организованная Академией художеств, где были показаны модели одежды, разработанные художниками «Ателье мод». Особое место среди всех моделей занимали костюмы Надежды Ломановой.
В 1925 году в Москве был организован дом Моделей. Искусство создания костюма стало быстро продвигаться вперед, уже в 1941 году Международные выставки доказали высокий уровень мастерства нашей школы, однако Великая Отечественная война приостановила на время развитие моды в нашей стране.
Современная индустрия моды в нашей стране опирается на развитие модной одежды европейских стран, используя национальные традиции в создании костюмов.
Дополнительная информация учителя с демонстрацией иллюстраций современных моделей одежды, разработанных ведущими российскими модельерами.
Курьезы моды
- Фабрикант из одного небольшого города США устроил необыкновенный бал – под вечер на центральную площадь города пришли 8 тысяч человек, одетых в… пижамы и ночные сорочки.
- Пижамный» бал удался на славу: нигде и никогда не видели столько народу в подобных туалетах, отвечавших последней моде.
- В одном из городов США выпускают специальные галстуки «для обеда» – они отделаны рисованными суповыми половниками и выполнены из специальной ткани, на которой абсолютно не видно пятен.
- Самые удивительные платья в мире делают на тихоокеанском острове Яп – туалеты местных модниц сплетены из пахучей, сладкой на вкус травы и украшены пауками, тараканами и сороконожками. Вес такого платья доходит до 30 кг.
- Мода существует и на пляжные костюмы. Так, во Франции один из пляжных сезонов прошел под знаком пуговиц. Пуговицы разных форм, размеров и цветов пришивали к купальникам, плавкам, шляпам. Ограничений не было никаких – чем больше, тем лучше.
3. Заключительное слово учителя.
Выводы и оценка работы групп в целом и каждого ученика.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Овчаренко Л.А. История костюма – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
- Чернякова Н.И. Технология/Учебник для средней школы.
- Бобровская А.Н., Доколкина Г.Ф. Использование проектной деятельности на уроках технологии / уч. пособие. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
- La mode de Pari Журнал мод, 1894.