История развития моды

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Выявление творческих способностей учеников и их развитие
  • Обучение навыкам самостоятельного поиска информации по заданной теме
  • Повышение интереса к предмету технология

План урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
  2. Выступления учащихся по группам с демонстрацией заранее подготовленного творческого проекта по темам:
    • Мода Франции
    • Великая королева моды – Габриэль Шанель
    • Мода России
    • Курьезы в моде
  3. Заключительное слово учителя с подведением итогов

Ход урока 

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Тезисы вступительного слова учителя

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей развития моды и узнаем, кто был ее родоначальником.

Для этого мы разделились на 3 группы, по 3-4 девочки в каждой.

Каждая группа заранее получила дневник выполнения творческого проекта (образец прилагается). Он включает в себя задание на сбор материалов, оформление плаката и подготовку сообщения-доклада.

2. Выступления учащихся

Итак, мы начинаем. Слово предоставляется 1-й группе по теме «Мода Франции».

Дневник выполнения творческого проекта – Приложение.

Доклад 1-й группы: Мода во Франции

«Родоначальницей моды считается страна Франция. Ее называли «Министром моды двора Людовика XIV». Еще будучи ученицей у торговки модными одеждами Роза Бертен однажды повезла туалеты во дворец принцесс Де Конта. Там с ней произошла забавная история. Закончившиеся знакомством с принцессой и протекцией высокой особы. Вскоре о Бертен заговорили в гостиных Парижа. Она была представлена будущей королеве Марии-Антуанетте. С этой поры Роза Бертен стала полновластной властительницей моды в Париже.

В это время в Париже появляются первые портные-художники (кутюрье), которые задают тон своими проектами, диктуя всем остальным портным и мастерам свои идеи, вопрошенные в моду. Конкурируя друг с другом, они изощрялись в изобретении бесконечного количества форм одежды, разграничивая ее по часам, дням, сезонам, назначению. Появляется одежда визитная, прогулочная, бальная, городская и т.д.

Со 2-й трети XIX века начинается период демократической моды. Наступает эпоха строгого английского костюма.

Официально основателем моды «От кутюр» считается Чарльз Борт. Он впервые создал и использовал манекен.

В начале ХХ века к одежде предъявляли требование функциональности и гигиены.

В 1947 году выходец из Франции Кристиан Диор показал всему миру новые интересные модели – им был создан стиль «New Look» (новый взгляд). Это была, безусловно, молодежная мода с романтической линией, тонкой талией и прилегающим лифом. Диор возродил в женском костюме чистый, гибкий, изящный силуэт с осиной талией на высоких тонких каблуках. Он считал, что основой формы является фигура человека. Искусство модельера, по его мнению, состоит в том, чтобы установить и уравновесить совокупность форм, подчеркивающих фигуру. Свойственные стилю Диора женственность, мягкость, простота и четкость форм применимы к любой моде, поэтому он стал таки знаменитым. Каждая модель Диора – произведение искусства и высокого мастерства, именно поэтому его модели всегда популярны.

Доклад 2-й группы: Великая королева моды – Габриель Шанель 

Имя Габриель Шанель известно модельерам всего мира, с ним связана мода почти всего ХХ века. Свои первые модели одежды Габриэль создала для женщин, заменивших в годы первой мировой войны мужчин на заводах и в учреждениях. Ее целью всей жизни было создание международного стиля, не подвластного капризам моды. Она стремилась к классичности во всем: в форме одежды, способе демонстрации моды, даже в музыке, сопровождающей эти демонстрации. И в какой-то мере ей это удалось. Нахлдкой Шанель считают короткую стрижку и женские брюки. В руках Габриэль женский костюм стал произведением искусства. Свой вкус и талант она развивала, изучая старинные французские, голландские и испанские портреты. Габриэль Шанель доказала, что можно создать такие формы, которые бы на длительный период соответствовали эстетическим вкусам людей и постоянно несли в себе новизну при незначительных композиционных изменениях.

Крылатые фразы Габриэль:

  • «Элегантность – хорошая одежда к лицу, в которой можно пойти в любое место»,
  • «Человеческое тело имеет свои формы, которые нельзя нарушать»,
  • «Элегантность в костюме – это возможность свободно двигаться».

Дополнительная информация учителя с демонстрацией французского журнала мод издания 1894 года.

Доклад 3-й группы: Мода в России 

В царской России моделированием костюма никто не занимался. Россия не имела такого опыта моделирования как Англия. Франция, Италия. Богатые слои населения копировали одежду западноевропейской моды с опозданием на целый год. Придворная аристократия заказывала костюмы в Париже.

Первым отечественным модельером стала Надежда Ломанова (годы жизни: 1861-1941). Это человек удивительной судьбы и необыкновенного таланта. Девочка из небогатой провинциальной семьи прошла путь от простой портнихи до мастера с мировым именем. Ей принадлежит особая заслуга в становлении отечественного бытового костюма и школы моделирования.

В основу своего творчества Надежда Ломанова положила 3 основных принципа:

  1. для кого предназначен костюм;
  2. с какой целью костюм создается;
  3. из чего создается костюм.

В 1918 году в Москве создана первая мастерская современного костюма.

В 1925 году Ломанова выполнила коллекцию моделей для всемирной выставки в Париже. Все ансамбли были выполнены из самых простых материалов: платья – из полотнищ; сумки – из бечевки и вышитого толстого холста; бусы – из раковин и камешков. Максимально было использовано природное богатство. Модели получили высшую награду – Гран при.

В 1923 году в нашей стране прошла первая всероссийская художественно-промышленная выставка, организованная Академией художеств, где были показаны модели одежды, разработанные художниками «Ателье мод». Особое место среди всех моделей занимали костюмы Надежды Ломановой.

В 1925 году в Москве был организован дом Моделей. Искусство создания костюма стало быстро продвигаться вперед, уже в 1941 году Международные выставки доказали высокий уровень мастерства нашей школы, однако Великая Отечественная война приостановила на время развитие моды в нашей стране.

Современная индустрия моды в нашей стране опирается на развитие модной одежды европейских стран, используя национальные традиции в создании костюмов.

Дополнительная информация учителя с демонстрацией иллюстраций современных моделей одежды, разработанных ведущими российскими модельерами.

Курьезы моды 

  • Фабрикант из одного небольшого города США устроил необыкновенный бал – под вечер на центральную площадь города пришли 8 тысяч человек, одетых в… пижамы и ночные сорочки.
  • Пижамный» бал удался на славу: нигде и никогда не видели столько народу в подобных туалетах, отвечавших последней моде.
  • В одном из городов США выпускают специальные галстуки «для обеда» – они отделаны рисованными суповыми половниками и выполнены из специальной ткани, на которой абсолютно не видно пятен.
  • Самые удивительные платья в мире делают на тихоокеанском острове Яп – туалеты местных модниц сплетены из пахучей, сладкой на вкус травы и украшены пауками, тараканами и сороконожками. Вес такого платья доходит до 30 кг.
  • Мода существует и на пляжные костюмы. Так, во Франции один из пляжных сезонов прошел под знаком пуговиц. Пуговицы разных форм, размеров и цветов пришивали к купальникам, плавкам, шляпам. Ограничений не было никаких – чем больше, тем лучше.

3. Заключительное слово учителя.

Выводы и оценка работы групп в целом и каждого ученика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Овчаренко Л.А. История костюма – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  2. Чернякова Н.И. Технология/Учебник для средней школы.
  3. Бобровская А.Н., Доколкина Г.Ф. Использование проектной деятельности на уроках технологии / уч. пособие. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  4. La mode de Pari Журнал мод, 1894.