Цели:
- Уточнить представление и способы обозначения мягкости согласных
- Развивать умения обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и середине слова с помощью мягкого знака
- Закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слов
Оборудование: проектор, таблицы, компьютерная презентация.
Ход урока
1. Оргмомент
Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете. Готовы работать?
2. Минута чистописания
Слайд 1
У.: – Какое слово лишнее?
Д.: – Лебедь – начинается с мягкого согласного звука, остальные – с твердого. Выпь – односложное слово, остальные – двусложные.
У.: – Что общего во всех этих словах?
Д.: – Во всех словах встречается мягкий знак на конце слова, он смягчает согласный звук.
У.: – Какую закономерность заметили во всех словах?
Д.: – Во всех словах букв больше чем звуков. Мягкий знак не обозначает звука.
У.: – Сегодня на минуте чистописания мы будем писать букву ь.
Мы будем писать мягкий знак вместе с согласной, которые встречаются в названиях птиц.
Бь, рь, пь, дь…
Назовите слова в конце которых встречается сочетание
Сь (лось), нь (конь), ль (моль), зь (мазь).
Запись предложения. Слайд 3.
Птицы – наши друзья!
3. Словарная работа
Снегирь
Запомни написание!
Составьте предложение со словом «снегирь»
Д.: – Снегирь – зимняя птица.
Д.: – Грудка у снегиря красная.
Д.: – Снегирь любит рябину.
4. Работа над развитием речи
Слайд 4.
Снегирь – красивая птица.
Грудка у него красная, спинка – чёрная.
Снегирь любит рябину.
Он похож на яркий шарик, на румяное яблоко.
Откуда же вы узнали так много интересного о снегире?
Д.: – Из книг.
У.: – Надо много читать, чтобы много знать, и в этом нам помогают книги. Запишите это слово, назовите мягкие согласные звуки. Слайд 5. Почему они мягкие?
Д.: – Их смягчает звук «и».
У.: – Какие вы еще знаете смягчающие гласные.
Д.: – е, ё, ю, я, и.
5. Работа над темой «Мягкий знак – показатель мягкости в конце и середине слова».
Послушайте сказку. Слайд 6.
Жили-были в азбуке буквы и любили они ходить друг к другу в кости. Жили они не тужили, потому что все дружили и весело им было, песенки они пели мягкие, ласковы: ми, ми, ми, ля, ля, ля…
Но жила среди них буква, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука, не умеет говорить, все время молчит. И жилось этой букве плохо, одиноко, поэтому она такая хмурая.
А любимое занятие букв было составлять слова. А какие слова, мы узнаем, отгадав загадки (Слайд 7):
-
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
И в иголках круглый год – ел - Спит или купается
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки – гус
– ничего у них не получилось!
Что же делать, как помочь? Подскажите.
Запись слов с Ь, подчеркнуть мягкий знак, какую роль выполняет в слове (смягчает согласный):
Ель, гусь
Развеселились буквы, позвали Ь в гости и стали с ним дружить. Вот он оказывается какой незаменимый мягкий знак, настоящий фокусник!
Слайд 8
Обрадовался Ь, что он стал важным и нужным другим буквам. Смотрите как он повеселел. Кто веселится с Ь, поднимите руки.
6. Физкультминутка
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.
Сядь – сядьте
Пальчики как веер расставьте
А сейчас мы вместе с Ь станем фокусниками. Игра «Спрячь в серединку»
Слайд 10.
Вывод: мягкий знак может смягчать в конце и в середине слова
7. Работа по учебнику
Чтение правила про себя и вслух (стр. 75)
Выполнение упражнения № 79
Выпишите слова с смягчающим мягким знаком, подчеркнуть во втором предложении подлежащее и сказуемое.
8. Проверочный диктант «Добавь букву»
Слайд 11.
В лесу жил хор (ь).
Лодка села на мел(ь).
Мы мылись в банке(ь).
Угол сложили в угол(ь).
Слого-буквенный анализ слов с разбором у доски:
- Хорь – 1 сл., 4 б., 3 зв.
- Мель – 1 сл., 4 б., 3 зв.
- Банька – 2сл., 6 б., 5 зв.
- Уголь – 2 сл., 5 б., 4 зв.
Вывод: Ь не обозначает звука.
9. Итог
Что мы узнали на уроке о мягком знаке? Чему учились на уроке? Обратите внимание каким пришел к нам мягкий знак?
Д.: – одиноким и хмурым.
Мы помогли ему стать каким?
Д.: – нужным, веселым, потому что Ь нашел свое место.
Слайд 12.