Урок по русскому языку "Мягкий знак — показатель мягкости в конце и середине слов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Уточнить представление и способы обозначения мягкости согласных
  2. Развивать умения обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и середине слова с помощью мягкого знака
  3. Закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слов

Оборудование: проектор, таблицы, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Оргмомент

Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете. Готовы работать?

2. Минута чистописания

Слайд 1

У.: – Какое слово лишнее?

Д.: – Лебедь – начинается с мягкого согласного звука, остальные – с твердого. Выпь – односложное слово, остальные – двусложные.

У.: – Что общего во всех этих словах?

Д.: – Во всех словах встречается мягкий знак на конце слова, он смягчает согласный звук.

У.: – Какую закономерность заметили во всех словах?

Д.: – Во всех словах букв больше чем звуков. Мягкий знак не обозначает звука.

У.: – Сегодня на минуте чистописания мы будем писать букву ь.

Мы будем писать мягкий знак вместе с согласной, которые встречаются в названиях птиц.

Бь, рь, пь, дь…

Назовите слова в конце которых встречается сочетание

Сь (лось), нь (конь), ль (моль), зь (мазь).

Запись предложения. Слайд 3.

Птицы – наши друзья!

3. Словарная работа

Снегирь

Запомни написание!

Составьте предложение со словом «снегирь»

Д.: – Снегирь – зимняя птица.

Д.: – Грудка у снегиря красная.

Д.: – Снегирь любит рябину.

4. Работа над развитием речи

Слайд 4.

Снегирь – красивая птица.
Грудка у него красная, спинка – чёрная.
Снегирь любит рябину.
Он похож на яркий шарик, на румяное яблоко.

Откуда же вы узнали так много интересного о снегире?

Д.: – Из книг.

У.: – Надо много читать, чтобы много знать, и в этом нам помогают книги. Запишите это слово, назовите мягкие согласные звуки. Слайд 5. Почему они мягкие?

Д.: – Их смягчает звук «и».

У.: – Какие вы еще знаете смягчающие гласные.

Д.: – е, ё, ю, я, и.

5. Работа над темой «Мягкий знак – показатель мягкости в конце и середине слова».

Послушайте сказку. Слайд 6.

Жили-были в азбуке буквы и любили они ходить друг к другу в кости. Жили они не тужили, потому что все дружили и весело им было, песенки они пели мягкие, ласковы: ми, ми, ми, ля, ля, ля…
Но жила среди них буква, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука, не умеет говорить, все время молчит. И жилось этой букве плохо, одиноко, поэтому она такая хмурая.
А любимое занятие букв было составлять слова. А какие слова, мы узнаем, отгадав загадки (Слайд 7):

  • Что же это за девица?
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьёт
    И в иголках круглый год – ел

  • Спит или купается
    Всё не разувается:
    День и ночь на ножках
    Красные сапожки – гус

– ничего у них не получилось!

Что же делать, как помочь? Подскажите.

Запись слов с Ь, подчеркнуть мягкий знак, какую роль выполняет в слове (смягчает согласный):

Ель, гусь

Развеселились буквы, позвали Ь в гости и стали с ним дружить. Вот он оказывается какой незаменимый мягкий знак, настоящий фокусник!

Слайд 8

Обрадовался Ь, что он стал важным и нужным другим буквам. Смотрите как он повеселел. Кто веселится с Ь, поднимите руки.

6. Физкультминутка

Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.
Сядь – сядьте
Пальчики как веер расставьте

А сейчас мы вместе с Ь станем фокусниками. Игра «Спрячь в серединку»

Слайд 10.

Вывод: мягкий знак может смягчать в конце и в середине слова

7. Работа по учебнику

Чтение правила про себя и вслух (стр. 75)

Выполнение упражнения № 79

Выпишите слова с смягчающим мягким знаком, подчеркнуть во втором предложении подлежащее и сказуемое.

8. Проверочный диктант «Добавь букву»

Слайд 11.

В лесу жил хор (ь).
Лодка села на мел(ь).
Мы мылись в банке(ь).
Угол сложили в угол(ь).

Слого-буквенный анализ слов с разбором у доски:

  • Хорь – 1 сл., 4 б., 3 зв.
  • Мель – 1 сл., 4 б., 3 зв.
  • Банька – 2сл., 6 б., 5 зв.
  • Уголь – 2 сл., 5 б., 4 зв.

Вывод: Ь не обозначает звука.

9. Итог

Что мы узнали на уроке о мягком знаке? Чему учились на уроке? Обратите внимание каким пришел к нам мягкий знак?

Д.: – одиноким и хмурым.

Мы помогли ему стать каким?

Д.: – нужным, веселым, потому что Ь нашел свое место.

Слайд 12.