Урок по теме "Создание коллажа. Основы работы со слоями в графическом редакторе Adobe Photshop"

Разделы: Информатика


Задачи урока:

  1. Совершенствовать навыки работы в графическом редакторе Adobe Photoshop: работа со слоями (создание коллажа).
  2. Способствовать формированию ценностного отношения к своему здоровью.
  3. Изучение основных алгоритмов работы в графическом редакторе Adobe Photoshop, которые позволят учащимся самостоятельно освоить любую программу данного класса.

Сформировать: начальные навыки работы со слоями.

Совершенствовать: навыки работы с фрагментами изображения: выделение, копирование, перемещение, трансформация.

Систематизировать: теоретические знания, которые получили учащиеся в ходе прошлого урока с помощью практического задания на ПК.

Новые способы деятельности: работа со слоями.

Формируемые компетенции:

  • информационная компетенция: умение использовать полученную информацию при планиро­вании и реализации своей деятельности , структурировать имеющуюся информацию, представ­лять ее в различных формах и на различных носителях;
  • проблемная компетенция: умение формулиро­вать цель; делить цель на ряд последовательных задач; нахо­дить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов;
  • кооперативная компетенция: умение самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участни­ками группы

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютеры с ОС MS Windows XP;
  • фотоматериал;
  • рабочие тетради.

Этапы урока:

  1. Подготовка к активной познавательной деятельности.
  2. Усвоение новых знаний.
  3. Первичная проверка понимания учебного материала.
  4. Закрепление знаний.
  5. Контроль.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Инструктаж по домашнему заданию.

Ход урока

1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Учитель: сегодня мы продолжим изучать возможности программы Photoshop. Давайте, восстановим то, что Вы уже знаете и умеете делать в этой программе.

Ученик: открывать готовые изображения, сохранять их в разных форматах, выделять различными способами фрагменты изображений и подвергать их трансформации.

Вспомните, какими инструментами вы при этом пользовались?

Ученик: инструменты выделения: прямоугольник, эллипс, обычное лассо, магнитное лассо, многоугольное лассо, кисть, карандаш.

Итак, посмотрите на экран и проанализируйте его содержимое. (Приложение 1)

Вид экрана:

Ученик: 4 фотографии разных размеров, на фото4 размещены фрагменты с различных фотографий и текстовая надпись.

Учитель: Хорошо. А как называются подобные изображения (показываю на фото 4)

Ученик: они называются коллажами.

Учитель: Верно. Владеем ли мы с вами на сегодня навыками, которые позволят нам создать подобные изображения?

Ученик: (нет)

Учитель: Тогда попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученик: «Создание коллажа»

Учитель: Итак. Запишите тему урока: «Создание коллажа. Основы работы со слоями». А какая задача будет стоять перед Вами?

Ученик: научиться создавать коллаж и научиться работать со слоями.

Учитель: Верно. (совершенствовать навыки работы в графическом редакторе Adobe Photoshop: для создания коллажа научиться работать со слоями.)А зачем это нужно? Или где Вы можете это использовать?

Ученик: Оформление фотоальбома: домашнего, класса. Оформление газеты, например со Дня здоровья.

2. Усвоение новых знаний.

Учитель: Термин «коллаж» произошел от французского слова «collage» -«наклеивание» на бумаге.

Предлагаю вам смоделировать ситуацию создания коллажа на бумаге. Какие инструменты и материалы будут при этом использоваться?

 Ученик:

  1. Выбрать тему коллажа и подготовить материал.
  2. вырезать различные фрагменты изображений, например, из газет и журналов.
  3. наклеить их вместе на лист бумаги для создания единой картинки.

Инструмент – ножницы. Материал – бумага.

Учитель: Перенесите эту модель действий на создание коллажа с помощью программы Photoshop.

Ученик: в компьютерном коллаже операции вырезания и наклеивания заменяются операциями выделения и перемещения. Ну и кроме этого, отдельные фрагменты можно увеличить, уменьшить, скопировать, повернуть или зеркально отобразить для создания законченной композиции.

Учитель: А что Вы уже из перечисленного умеете делать?

Ученик: открывать, выделять, трансформировать, сохранять, копировать.

Учитель: А что не умеете и не знаете?

Ученик: Не умеем размещать фрагменты на одной фотографии, не знаем, что такой слой и как с ним работать. (если не скажут про слой то вернуть к теме урока)

Учитель: Хорошо. Предлагаю вам сейчас создать коллаж вместе со мной. Но перед этим, попробуйте сформулировать основные этапы создания компьютерного коллажа? (слушаем все предлагаемые варианты и записываем шаги на доске и в тетради, по ходу работы лишние шаги убираем)

Ученик:

  1. Подготовить фотоматериал.
  2. Выбрать фоновое изображение
  3. Выделять и копировать фрагменты изображений.
  4. Размещать фрагменты на фоновом изображении.
  5. Сохранить коллаж в нужном формате.

Учитель: (учащимся предлагается сесть за компьютерные столы и запустить программу Photoshop. На каждом компьютере заранее подготовлена папка с фотоматериалами для коллажа на тему «День здоровья». Приложение 1. Учащимся предлагается открыть все фотографии одновременно в программе adobe Photoshop и выбрать фотографию, которая будет являться фоном (Приложение 4). Перед Вами 8 фотографий. Что их объединяет?

Ученик: Это фотографии со дня здоровья.

Учитель: Ваша задача на их основе создать коллаж. С чего Вы собираетесь начать свою работу? (выслушать все варианты ответов и придти к правильному)

Ученик: С выбора фонового изображения?

Учитель: Выберите его (необязательно оно у всех одинаково. Я на экране делаю то же самое). Следующий шаг?

Ученик: Теперь выберем фотографию, из которой возьмем первый фрагмент для коллажа и с помощью инструментов выделения выберем нужный фрагмент и поместим его в буфер обмена.

Учитель: (все делаем вместе). Следующий шаг?

Ученик: Переходим к фоновому изображению и вставляем из буфера обмена скопированный фрагмент. С помощью инструмента «перемещение» помещаем его в нужное место. С помощью трансформации изменяем размер фрагмента.

Учитель: Можете пользоваться любым инструментом для выделения. (Далее жду, пока все выполнят эти операции). Теперь закрепите проделанные операции и вставьте в коллаж второй фрагмент.

Учитель. (учитель смотрит, чтобы у всех все получилось и после этого продолжаем).

А теперь, посмотрите на свой коллаж и попробуйте переместить первый фрагмент в какое-либо другое место на фоновом рисунке. (учащиеся должны столкнуться с проблемой, т.к. при переносе будет перемещаться второй т.е. последний фрагмент, а первый останется на том же месте).  А почему так происходит?

Ученик: (возможно скажут, что фрагменты находятся в разных слоях или не смогут объяснить этого) Если скажут, то попрошу объяснить, что такое слой и как с ними работать.

Учитель: Дело в том, что каждый фрагмент нашего коллажа, включая фоновое изображение, располагается в своем слое. Т.е. весь наш коллаж это многослойное изображение. (Приложение 2)

Для работы со слоями в Photoshop предусмотрена специальная панель (Слои) Layers, которая располагается в правом нижнем углу экран (если ее нет то Пункт меню Окно-СЛОИ или клавиша F7)

Используя данные панели «Слои» определите, сколько слоев в нашем коллаже?

Ученик: 3 (у некоторых может быть больше, если они успели вставить больше фрагментов)

Учитель: А почему именно столько слоев?

Ученик: Сколько фотографий вставлено столько и слоев и фон.

Учитель: Какую еще информацию вы можете почерпнуть, глядя на эти слои?

Ученик: Каждый слой имеет свое имя.

Учитель: Какую еще информацию вы можете почерпнуть, глядя на эти слои?

Ученик: Последний слой – это фоновая фотография. Название этого слоя «Фон» выделено курсивом и справа он отмечен значком «замка». Остальные слои также имеют имя – первый фрагмент – Слой1, второй – Слой 2 .

Учитель: В каком порядке они располагаются?

Ученик: Первым стоит слой, в котором располагается последний вставленный фрагмент, затем предпоследний и т.д. нижний слой – это фоновое изображение.

Учитель: Какую еще информацию вы можете почерпнуть, глядя на эти слои?

Ученик: Один из слоев в списке выделен цветом и отмечен пиктограммой «КИСТЬ».

Учитель: Правильно. А почему он выделен?

Ученик: Потому что он активный?

Учитель: И что это значит?

Ученик: Это значит, что все выполняемые нами операции относятся к этому слою.

Учитель: Верно. Так почему же мы не смогли переместить первый вставленный фрагмент?

Ученик: Потому что, слой, в котором он находится неактивен.

Учитель: И что необходимо сделать?

Ученик: Сделать активным слой1 и переместить фрагмент.

Учитель: Верно. Сделайте это.

Учитель: Правильно. Какую еще информацию вы можете почерпнуть, глядя на эти слои?

Ученик: Пиктограмму «глаза» на каждом слое?

Учитель: Для чего служит эта пиктограмма?

Ученик: То, что данный слой является видимым.

Учитель: Да. Попробуйте сделать фоновый слой невидимым. Обратите внимание, что прозрачные области слоев отображаются в идее клетчатого узора, т.е. мы еще раз убеждаемся, что слой это аналог прозрачной пленки. Обращаю ваше внимание, на то, что документ может содержать большое количество слоев и поэтому желательно давать им содержательные имена. Для этого дважды щелкните левой кнопкой мыши по названию слоя и введите новое имя. Итак, какие навыки работы в Photoshop мы сегодня усовершенствовали?

Ученик: создавать коллаж из фотографий и рассмотрели основные принципы работы со слоями.

Учитель: А теперь Вы попробуете создать небольшой коллаж самостоятельно (на тему «День здоровья»)

(Учащимся предлагается набор фотографий – всего подготовлено две папки с фотографиями)

Откройте набор фотографий. Просмотрите все фотографии. Что Вы можете сказать о их содержании?

Ученик: фотографии с дней здоровья.

Учитель: Правильно. Итак, создайте на их основе коллаж. Сохраните его в формате psd. При создании коллажа я буду отслеживать следующие критерии:

  1. соответствие коллажа содержанию фотографий.
  2. качество, создаваемого коллажа, а именно качество выделения фрагментов, соразмерность фрагментов, размещение фрагментов на фоновом изображении (критерии на экране презентация Приложение 3)
  3. сохранение коллажа в заданном формате

Ученик: ученики создают коллаж. (учитель отслеживает кто как справляется, помогая при необходимости.

Учитель: по окончанию работы прошу учеников самостоятельно сделать вывод о степени усвоения принципов работы со слоями, выставить самому себе оценку. Указать на свои ошибки. Считаю количество «5», «4» и «3». Прохожу и утверждаю или опровергаю выставленную оценку, привлекая ученика, сидящего рядом, для того чтобы он отследил все критерии.

Подведение итогов урока.

Учитель: Итак. Ребята вернитесь к теме урока и определите на сколько успешно мы решили учебную задачу. Действительно, мы сегодня к навыкам, полученным на прошлых занятиях, добавили навыки работы со слоями. Узнали, как создавать коллажи.

Домашнее задание

(Снова открыть презентацию)

Знать этапы создания коллажа.

А у кого дома есть компьютер, с установленной программой Photoshop может создать коллаж на произвольную тему.

А кто может работать на более высоком уровне, тот может добавить в коллаж текстовую надпись.

Свои коллажи вы сможете продемонстрировать на следующем уроке.