Задачи урока:
- Совершенствовать навыки работы в графическом редакторе Adobe Photoshop: работа со слоями (создание коллажа).
- Способствовать формированию ценностного отношения к своему здоровью.
- Изучение основных алгоритмов работы в графическом редакторе Adobe Photoshop, которые позволят учащимся самостоятельно освоить любую программу данного класса.
Сформировать: начальные навыки работы со слоями.
Совершенствовать: навыки работы с фрагментами изображения: выделение, копирование, перемещение, трансформация.
Систематизировать: теоретические знания, которые получили учащиеся в ходе прошлого урока с помощью практического задания на ПК.
Новые способы деятельности: работа со слоями.
Формируемые компетенции:
- информационная компетенция: умение использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности , структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях;
- проблемная компетенция: умение формулировать цель; делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов;
- кооперативная компетенция: умение самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участниками группы
Материально-техническое обеспечение:
- компьютеры с ОС MS Windows XP;
- фотоматериал;
- рабочие тетради.
Этапы урока:
- Подготовка к активной познавательной деятельности.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учебного материала.
- Закрепление знаний.
- Контроль.
- Подведение итогов урока.
- Инструктаж по домашнему заданию.
Ход урока
1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Учитель: сегодня мы продолжим изучать возможности программы Photoshop. Давайте, восстановим то, что Вы уже знаете и умеете делать в этой программе.
Ученик: открывать готовые изображения, сохранять их в разных форматах, выделять различными способами фрагменты изображений и подвергать их трансформации.
Вспомните, какими инструментами вы при этом пользовались?
Ученик: инструменты выделения: прямоугольник, эллипс, обычное лассо, магнитное лассо, многоугольное лассо, кисть, карандаш.
Итак, посмотрите на экран и проанализируйте его содержимое. (Приложение 1)
Вид экрана:
Ученик: 4 фотографии разных размеров, на фото4 размещены фрагменты с различных фотографий и текстовая надпись.
Учитель: Хорошо. А как называются подобные изображения (показываю на фото 4)
Ученик: они называются коллажами.
Учитель: Верно. Владеем ли мы с вами на сегодня навыками, которые позволят нам создать подобные изображения?
Ученик: (нет)
Учитель: Тогда попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Ученик: «Создание коллажа»
Учитель: Итак. Запишите тему урока: «Создание коллажа. Основы работы со слоями». А какая задача будет стоять перед Вами?
Ученик: научиться создавать коллаж и научиться работать со слоями.
Учитель: Верно. (совершенствовать навыки работы в графическом редакторе Adobe Photoshop: для создания коллажа научиться работать со слоями.)А зачем это нужно? Или где Вы можете это использовать?
Ученик: Оформление фотоальбома: домашнего, класса. Оформление газеты, например со Дня здоровья.
2. Усвоение новых знаний.
Учитель: Термин «коллаж» произошел от французского слова «collage» -«наклеивание» на бумаге.
Предлагаю вам смоделировать ситуацию создания коллажа на бумаге. Какие инструменты и материалы будут при этом использоваться?
Ученик:
- Выбрать тему коллажа и подготовить материал.
- вырезать различные фрагменты изображений, например, из газет и журналов.
- наклеить их вместе на лист бумаги для создания единой картинки.
Инструмент – ножницы. Материал – бумага.
Учитель: Перенесите эту модель действий на создание коллажа с помощью программы Photoshop.
Ученик: в компьютерном коллаже операции вырезания и наклеивания заменяются операциями выделения и перемещения. Ну и кроме этого, отдельные фрагменты можно увеличить, уменьшить, скопировать, повернуть или зеркально отобразить для создания законченной композиции.
Учитель: А что Вы уже из перечисленного умеете делать?
Ученик: открывать, выделять, трансформировать, сохранять, копировать.
Учитель: А что не умеете и не знаете?
Ученик: Не умеем размещать фрагменты на одной фотографии, не знаем, что такой слой и как с ним работать. (если не скажут про слой то вернуть к теме урока)
Учитель: Хорошо. Предлагаю вам сейчас создать коллаж вместе со мной. Но перед этим, попробуйте сформулировать основные этапы создания компьютерного коллажа? (слушаем все предлагаемые варианты и записываем шаги на доске и в тетради, по ходу работы лишние шаги убираем)
Ученик:
- Подготовить фотоматериал.
- Выбрать фоновое изображение
- Выделять и копировать фрагменты изображений.
- Размещать фрагменты на фоновом изображении.
- Сохранить коллаж в нужном формате.
Учитель: (учащимся предлагается сесть за компьютерные столы и запустить программу Photoshop. На каждом компьютере заранее подготовлена папка с фотоматериалами для коллажа на тему «День здоровья». Приложение 1. Учащимся предлагается открыть все фотографии одновременно в программе adobe Photoshop и выбрать фотографию, которая будет являться фоном (Приложение 4). Перед Вами 8 фотографий. Что их объединяет?
Ученик: Это фотографии со дня здоровья.
Учитель: Ваша задача на их основе создать коллаж. С чего Вы собираетесь начать свою работу? (выслушать все варианты ответов и придти к правильному)
Ученик: С выбора фонового изображения?
Учитель: Выберите его (необязательно оно у всех одинаково. Я на экране делаю то же самое). Следующий шаг?
Ученик: Теперь выберем фотографию, из которой возьмем первый фрагмент для коллажа и с помощью инструментов выделения выберем нужный фрагмент и поместим его в буфер обмена.
Учитель: (все делаем вместе). Следующий шаг?
Ученик: Переходим к фоновому изображению и вставляем из буфера обмена скопированный фрагмент. С помощью инструмента «перемещение» помещаем его в нужное место. С помощью трансформации изменяем размер фрагмента.
Учитель: Можете пользоваться любым инструментом для выделения. (Далее жду, пока все выполнят эти операции). Теперь закрепите проделанные операции и вставьте в коллаж второй фрагмент.
Учитель. (учитель смотрит, чтобы у всех все получилось и после этого продолжаем).
А теперь, посмотрите на свой коллаж и попробуйте переместить первый фрагмент в какое-либо другое место на фоновом рисунке. (учащиеся должны столкнуться с проблемой, т.к. при переносе будет перемещаться второй т.е. последний фрагмент, а первый останется на том же месте). А почему так происходит?
Ученик: (возможно скажут, что фрагменты находятся в разных слоях или не смогут объяснить этого) Если скажут, то попрошу объяснить, что такое слой и как с ними работать.
Учитель: Дело в том, что каждый фрагмент нашего коллажа, включая фоновое изображение, располагается в своем слое. Т.е. весь наш коллаж это многослойное изображение. (Приложение 2)
Для работы со слоями в Photoshop предусмотрена специальная панель (Слои) Layers, которая располагается в правом нижнем углу экран (если ее нет то Пункт меню Окно-СЛОИ или клавиша F7)
Используя данные панели «Слои» определите, сколько слоев в нашем коллаже?
Ученик: 3 (у некоторых может быть больше, если они успели вставить больше фрагментов)
Учитель: А почему именно столько слоев?
Ученик: Сколько фотографий вставлено столько и слоев и фон.
Учитель: Какую еще информацию вы можете почерпнуть, глядя на эти слои?
Ученик: Каждый слой имеет свое имя.
Учитель: Какую еще информацию вы можете почерпнуть, глядя на эти слои?
Ученик: Последний слой – это фоновая фотография. Название этого слоя «Фон» выделено курсивом и справа он отмечен значком «замка». Остальные слои также имеют имя – первый фрагмент – Слой1, второй – Слой 2 .
Учитель: В каком порядке они располагаются?
Ученик: Первым стоит слой, в котором располагается последний вставленный фрагмент, затем предпоследний и т.д. нижний слой – это фоновое изображение.
Учитель: Какую еще информацию вы можете почерпнуть, глядя на эти слои?
Ученик: Один из слоев в списке выделен цветом и отмечен пиктограммой «КИСТЬ».
Учитель: Правильно. А почему он выделен?
Ученик: Потому что он активный?
Учитель: И что это значит?
Ученик: Это значит, что все выполняемые нами операции относятся к этому слою.
Учитель: Верно. Так почему же мы не смогли переместить первый вставленный фрагмент?
Ученик: Потому что, слой, в котором он находится неактивен.
Учитель: И что необходимо сделать?
Ученик: Сделать активным слой1 и переместить фрагмент.
Учитель: Верно. Сделайте это.
Учитель: Правильно. Какую еще информацию вы можете почерпнуть, глядя на эти слои?
Ученик: Пиктограмму «глаза» на каждом слое?
Учитель: Для чего служит эта пиктограмма?
Ученик: То, что данный слой является видимым.
Учитель: Да. Попробуйте сделать фоновый слой невидимым. Обратите внимание, что прозрачные области слоев отображаются в идее клетчатого узора, т.е. мы еще раз убеждаемся, что слой это аналог прозрачной пленки. Обращаю ваше внимание, на то, что документ может содержать большое количество слоев и поэтому желательно давать им содержательные имена. Для этого дважды щелкните левой кнопкой мыши по названию слоя и введите новое имя. Итак, какие навыки работы в Photoshop мы сегодня усовершенствовали?
Ученик: создавать коллаж из фотографий и рассмотрели основные принципы работы со слоями.
Учитель: А теперь Вы попробуете создать небольшой коллаж самостоятельно (на тему «День здоровья»)
(Учащимся предлагается набор фотографий – всего подготовлено две папки с фотографиями)
Откройте набор фотографий. Просмотрите все фотографии. Что Вы можете сказать о их содержании?
Ученик: фотографии с дней здоровья.
Учитель: Правильно. Итак, создайте на их основе коллаж. Сохраните его в формате psd. При создании коллажа я буду отслеживать следующие критерии:
- соответствие коллажа содержанию фотографий.
- качество, создаваемого коллажа, а именно качество выделения фрагментов, соразмерность фрагментов, размещение фрагментов на фоновом изображении (критерии на экране презентация Приложение 3)
- сохранение коллажа в заданном формате
Ученик: ученики создают коллаж. (учитель отслеживает кто как справляется, помогая при необходимости.
Учитель: по окончанию работы прошу учеников самостоятельно сделать вывод о степени усвоения принципов работы со слоями, выставить самому себе оценку. Указать на свои ошибки. Считаю количество «5», «4» и «3». Прохожу и утверждаю или опровергаю выставленную оценку, привлекая ученика, сидящего рядом, для того чтобы он отследил все критерии.
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак. Ребята вернитесь к теме урока и определите на сколько успешно мы решили учебную задачу. Действительно, мы сегодня к навыкам, полученным на прошлых занятиях, добавили навыки работы со слоями. Узнали, как создавать коллажи.
Домашнее задание
(Снова открыть презентацию)
Знать этапы создания коллажа.
А у кого дома есть компьютер, с установленной программой Photoshop может создать коллаж на произвольную тему.
А кто может работать на более высоком уровне, тот может добавить в коллаж текстовую надпись.
Свои коллажи вы сможете продемонстрировать на следующем уроке.