Литературно-музыкальная композиция на стихи и песни поэтов и композиторов г. Кыштым Челябинской области

Разделы: Литература


«Этот город самый лучший город на Земле…»

Цель: привлечь внимание учащихся к творчеству кыштымских поэтов, продолжить воспитание любви к поэзии, любви к красоте слова, красоте стиха.

Оформление: на экране – презентация со слайдами, изображающими город Кыштым, его символику, природу, достопримечательности. Презентация будет транслироваться по ходу композиции.

Сцена: две скамьи, одна пока свободна, на другой – мальчик с книгой;

Действующие лица: журналист; юноша и девушка, исполняющие песню; мальчик
с книгой, сидящий на скамье; две ученицы; девушка; 4 девушки.

Звучит музыка, настраивающая на тему города. Выходит журналист, читает стихотворение:

Тихая провинция между стройных гор,
Город мой любимый в тишине озёр.
Ты меня чаруешь красотой своей,
Нет на свете места для меня милей.
Лучше нет природы,
Лучше нет людей,
Лучше нет кыштымских заводных речей.
Словно в сказке старой,
Мой Кыштым родной,
Городок Урала,
Он - хранитель мой.
(Автор Я. Лисицына)

Прочитав стихотворение, журналист на секунду замирает; слышатся звуки сигналов машин, по сцене двигаются люди. Звучит песня о городе, которую исполняют юноша и девушка:

Расскажу о городке
От озёр невдалеке,
Где мы встретились с тобой
На закате дня.
За туманной дымкою
Я иду тропинкою,
Где мне дорог каждый дом,
Знают где меня.
Городок уральский у подножья гор,
Для меня дороже нету до сих пор,
С каждым годом краше,
Ты всегда со мной,
И мудрей и старше город мой родной!..
(Автор И. Абакумов)

Журналист (подходит к юноше и девушке): Здравствуйте, меня зовут Кирилл, я журналист, готовлю спецвыпуск газеты, посвященной юбилею нашего города. Ребята, вы замечательно исполнили песню на стихи кыштымского поэта Игоря Абакумова. Скажите, а что значит город для вас?

Девушка: Кыштым для нас – самый родной и уютный город на Земле, с каждым годом он становится красивее, интереснее, современнее, хотя в постоянной суете мы не всегда это замечаем.

Юноша: Но всё равно, Кыштым для нас – самый любимый и необыкновенный из всех городов земного шара. (Читает стихотворение):

Как много заманчивых, странных названий,
Одно отличается слогом простым.
Своей красотою и скромностью манит
Нас с детства знакомое слово – Кыштым.
Так странно: одно лишь единое слово
В сердцах отдаётся прекрасной струёй.
И больше другого такого родного
Нет города с именем гордым, как мой.
(Автор К. Шагиева)

Пара садится на скамью на сцене.

Снова на сцене движение, городской шум.

К журналисту подходят ученицы: Извините, мы случайно услышали ваш разговор. Мы учимся в школе, нам тоже хочется принять участие в подготовке газеты.

Журналист: Интересно…

1-я ученица: Город у каждого из нас свой, потому что мы родились, растём и учимся здесь, вся наша жизнь прочно связана с городскими дворами, переулками, улицами, парками.

2-я ученица: Это наша малая родина, единственная и неповторимая. (Читает стихотворение):

Россия. На травах - росинки как слёзы,
В озёр зеркала тихо смотрят берёзы.
Больших городов незнакомые лица…
Как в слове одном всё могло поместиться?

А всё очень просто и, в общем, не ново,
Но всё-таки хочется высказать снова:
Нет в мире прекрасней, нет в мире красивей
Простого и русского слова – Россия!

Оно помогает всегда нам незримо,
И это – большой моей родины имя.

А есть у меня ещё малая родина -
Мой город Кыштым, небольшой, но особенный.
В нём много озёр, так что жители местные
Его называют уральской Венецией.

Прекрасны кыштымские горы и реки.
Наверное, нет на земле человека,
Кто, побывав в этом городе малом,
В душе не унёс бы огонь небывалый.

Ему красота наших мест будет сниться.
Давайте же нашим Кыштымом гордиться!
(«Моя родина», автор С.Казакова)

Журналист: Любимый город – свидетель наших печалей и радостей, собеседник и соучастник. Но это доброжелательный свидетель – мудрый, сочувствующий. Он может дать совет, предостеречь или просто пожалеть в грустный час.

Юноша и девушка встают со скамьи, читают поочерёдно стихотворение «Два моста»:

Два моста – два крыла.
Город весь на виду.
Над мостами года -
В ширину, в высоту.
Среди бед и побед,
Среди встреч и разлук
Зажигает рассвет
Доброта наших рук.
Мы воюем и ждём,
И рожаем детей,
По мостам мы идём
Хоронить сыновей.
Боль в руках от трудов,
Но надежда в очах.
Свет своих городов
Мы несём на плечах.
Два моста, как крыла,
Город весь на лету.
Нам Россия дана -
Обретать высоту.
(Автор И.Климентьева)

После чтения стихов пара танцует вальс.

Журналист (обращается к проходящим мимо девушкам): Добрый день, я из газеты, скажите что-нибудь о своём городе!

Девушки (4): Можно, мы лучше споём?

(Поют песню «Родной Кыштым», танцуют с платками.)

Над тобою солнце светит, и синеют небеса,
И опять по-прежнему ты молод.
Украшают тебя горы и зелёные леса,
Светлый и родной уральский город!
Родной Кыштым, мой город детства,
Ты мой причал, ты мой приют,
Я здесь своё оставил сердце,
Здесь люди добрые живут.

Пока девушки поют и танцуют, на сцене появляется прохожий (или прохожая), внимательно слушает, потом аплодирует и говорит: Молодцы! (Обращаясь к журналисту): Город наш сказочно красив: идёшь по знакомым улицам, гуляешь в парке - всюду любуешься природой! (Читает стихотворение):

В светлом озере зорька купается
И румянцем горят камыши.
О тебе эта песня слагается
В потаённых глубинах души.

Вижу дали, леса изумрудные –
Весь ты, тайной овеян, хорош!
И сказаний тропинками мудрыми
В кладовые загадок зовёшь…

Засижусь я опять синим вечером
В городском нашем старом саду.
Небо звёздами чудно расцвечено,
Проплывает в притихшем пруду.

Над водой задремавшее дерево
Набежавший вспугнул ветерок.
Влюблена я в тебя и уверена –
Лучший в мире ты, мой городок!
(«Кыштыму», автор Л.Хамина)

Юноша с книгой, сидящий на скамье: Красоту нам дарит окружающий наш город лес, мы должны сохранить и приумножить эту красоту для будущих поколений!

Я город родной мой всем сердцем люблю,
О малой я родине песню пою.
Он с детства мне дорог, он с детства мне мил,
Любимый мой город мне жизнь подарил!
В нём много деревьев, цветов и лесов,
Заводов и фабрик, дорог и садов.
Наш город прекрасен, и потому
Должны относиться мы нежно к нему.

Давайте же будем его мы беречь,
Чтоб реки могли бы спокойные течь,
Чтоб в городе нашем росли бы цветы.
В ответе за город как я, так и ты!

Пуст радует нас он своей красотой,
Уральский красавец, Кыштым дорогой!
(Автор К Колотушкина)

Журналист: Прекрасно! Материал собран, бегу в редакцию!

Все участники выходят на сцену:

1-й: Мы все - дети нашего горда!

2-й: Каждый из нас – частица нашего необыкновенного города!

3-й: Город наш – интереснейшая книга,

4-й: Первые буквы её мы узнаём с раннего детства!

5-й: Город растёт вместе с нами, оставаясь молодым, несмотря на свой 250-летний возраст.

6-й: Таким он нам любим и дорог!

Все исполняют песню «Городок на лесном крутогорье» на стихи Л.Хаминой, музыка В.Елинека:

Городок на лесном крутогорье
И в напевах Кыштымки-реки.
Выплывают в вечернем дозоре
Заводских корпусов огоньки (2 р.).

Сугомака полёт величавый –
Окрылила его Егоза!
Капли неба упали на травы –
Незабудки открыли глаза (2 р.).

К незнакомому счастью другому
Всё зовут за собой поезда,
Но озёр твоих ласковый омут
Не отпустит уже никуда (2 р.)!

И людей голоса дорогие,
Словно музыка, сердцу нужны!
Мне открылись твои кладовые –
Самобытных талантов полны (2 р.)!

Выходит журналист, раздаёт газету зрителям.