Внеклассное занятие по русскому языку. Тема: "Знакомство с синонимами и антонимами"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с терминами "синонимы и антонимы";
  • прививать любовь к русскому языку ;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • расширять знания детей по русскому языку.

План.

1. Организационный момент.

2. Знакомство детей с синонимами:

а) работа над стихотворением "Родник";

б) чтение рассказа о Незнайке;

в) упражнение детей в подборе синонимов;

г) работа с таблицей "Найди друзей".

3. Знакомство с антонимами:

а) игра "Найди слова с противоположным значением";

б) упражнения в подборе антонимов;

в) игра "Кто больше";

г) закончи рассказ;

д) игра "Закончи фразу."

4. Подведение итогов.

Награждение активных.

ХОД УРОКА

1. Ребята! Сейча я прочту вам стихотворение "Родник".

Вы внимательно послушайте и найдите в нём два слова,обозначающие один и тот же предмет. (Родник, ключ)

А что эти слова обозначают? (Место, где можно напиться)

- Таких слов в русском языке много. О них вы вспомните, когда узнаете небольшую историю о Незнайке и его друзьях. (Читаю)

2. Какие же слова называют синонимами? (Это слова различные по звучанию, но сходные по значению)

- А вспомните, какие же примеры приводили Незнайка и его друзья.

1. Не сердитесь, не обижайтесь, не дуйтесь.

2. Недалеко, близко, рядом.

3. Маленькая, небольшая, крошечная.

4. Товарищи, приятели, друзья.

- А как можно сказать по-другому:

"Незнайка исчез; дверь неожиданно раскрылась (отворилась); у Пончика был таинственный, задумчивый взгляд.

3. Теперь, ребята, сами постарайтесь подобрать синонимы к таким словам:

  • ограда (забор, изгородь);
  • лётчик (пилот);
  • счастливый (радостный, весёлый);
  • ушёл (исчез,удалился, скрылся).

- Какими же частями речи могут быть синонимы? (Сущ., прил., гл.)

- А сейчас нам ....прочтёт стихотворение. В нём вам тоже нужно отыскать синонимы. (Бураны, вьюги, метели, шум, толкотня)

4. Внимание, ребята! Переходим к следующему виду работы.

- У меня на доске в двух столбиках написаны слова - друзья.

Ваша задача: к каждому слову из 1 столбика подобрать синоним из 2 столбика.

огонь

шалун

чистый

прыгать

бросать

красный

конница

алфавит

алый

скакать

азбука

озорник

кавалерия

кидать

пламя

аккуратный

5. А сейчас поучимся сочинять стихи.

У меня записано стихотворение, но последние слова в нём не в рифму.

Вам нужно подобрать к слову "работа" синоним, чтобы стихотворение получилось в рифму.

Я трудилась не напрасно,
И запомню навсегда, –
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работа) - труда.

По взмаху руки все хором называют это слово.

6. Мы познакомились со словами - друзьями.А сейчас переходим к следующему виду работы, познакомимся с другими словами.

Отгадайте загадку:

Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червяка я враг,
А деревьям - друг.
Кто это? (Дятел)

В загадке попробуйте найти два слова с противоположным значением (друг, враг).

- Теперь слушайте вторую загадку:

Как столкнутся стук да стук,
Тишину столкнут вокруг,
Толстый тонкого вобьёт,
Тонкий что - нибудь забьёт. (Молоток и гвоздь)

- Найдите в этой загадке слова с противоположным значением (толстый, тонкий).

Ребята! Вот это и есть слова - антонимы.

- Кто может сказать, какие слова называют антонимами? (Слова с противоположным значением)

- Верно!

- Сейчас вы сами будете называть к словам антонимы.

Говорить будете хором, по взмаху моей руки:

горе

свет

жара

утро

новый

длинный

узкий

добрый

подниматься

приходить

счастье

тьма

холод

вечер

старый

короткий

широкий

злой

опускаться

уходить

Какими частями речи могут быть антонимы? (Сущ, прил., глаг.)

- А сейчас мы с вами поиграем.

Я буду называть слова, а вы подбирайте к ним антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.

  • темнота - свет, светлый, светить;
  • грусть - радость, радостный, радуется;
  • трус - храбрец, храбрый, храбриться.

- Внимание! А сейчас... прочитает с доски рассказ.

- Долго я был плохим мальчиком. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.

- О каком ученике идёт речь в рассказе? (О неряшливом)

Вам предстоит подчёркнутые слова заменить противоположными по смыслу, чтобы рассказ получился о хорошем мальчике.

- Какой же рассказ получился у...?

Сейчас нам ... прочитает стихотворение "Спор".

- Кто из вас запомнил, что же говорил о яблоке Конь и Мышонок? (Низко и высоко)

- Воробей и Улитка? (Для воробья близко, а для улитки далеко)

- Котёнок и Червячок? (Кислое, сладкое)

- Так почему же каждый из зверей сказал о яблоке по-своему? (Потому что все звери различные: Мышонок маленький - для него яблоко велико, а Конь большой, для него оно мало)

А теперь попробуйте подобрать антоним к слову "яблоко". (Нельзя)

Приведите примеры таких слов, к которым нельзя подобрать антонимы. (Стул, письмо, арбуз и др.)

- Сейчас мы вновь поучимся говорить в рифму. Я читаю стихотворение, а вы хором говорите слово, противоположное по значению последнему слову. По взмаху руки.

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко,
А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус
Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу
Ну, отвечай... (конец).

Наше занятие подошло к концу.

Итог занятия.