Цели:
- познакомить детей с терминами "синонимы и антонимы";
- прививать любовь к русскому языку ;
- обогатить словарный запас учащихся;
- расширять знания детей по русскому языку.
План.
1. Организационный момент.
2. Знакомство детей с синонимами:
а) работа над стихотворением "Родник";
б) чтение рассказа о Незнайке;
в) упражнение детей в подборе синонимов;
г) работа с таблицей "Найди друзей".
3. Знакомство с антонимами:
а) игра "Найди слова с противоположным значением";
б) упражнения в подборе антонимов;
в) игра "Кто больше";
г) закончи рассказ;
д) игра "Закончи фразу."
4. Подведение итогов.
Награждение активных.
ХОД УРОКА
1. Ребята! Сейча я прочту вам стихотворение "Родник".
Вы внимательно послушайте и найдите в нём два слова,обозначающие один и тот же предмет. (Родник, ключ)
А что эти слова обозначают? (Место, где можно напиться)
- Таких слов в русском языке много. О них вы вспомните, когда узнаете небольшую историю о Незнайке и его друзьях. (Читаю)
2. Какие же слова называют синонимами? (Это слова различные по звучанию, но сходные по значению)
- А вспомните, какие же примеры приводили Незнайка и его друзья.
1. Не сердитесь, не обижайтесь, не дуйтесь.
2. Недалеко, близко, рядом.
3. Маленькая, небольшая, крошечная.
4. Товарищи, приятели, друзья.
- А как можно сказать по-другому:
"Незнайка исчез; дверь неожиданно раскрылась (отворилась); у Пончика был таинственный, задумчивый взгляд.
3. Теперь, ребята, сами постарайтесь подобрать синонимы к таким словам:
- ограда (забор, изгородь);
- лётчик (пилот);
- счастливый (радостный, весёлый);
- ушёл (исчез,удалился, скрылся).
- Какими же частями речи могут быть синонимы? (Сущ., прил., гл.)
- А сейчас нам ....прочтёт стихотворение. В нём вам тоже нужно отыскать синонимы. (Бураны, вьюги, метели, шум, толкотня)
4. Внимание, ребята! Переходим к следующему виду работы.
- У меня на доске в двух столбиках написаны слова - друзья.
Ваша задача: к каждому слову из 1 столбика подобрать синоним из 2 столбика.
огонь шалун чистый прыгать бросать красный конница алфавит |
алый скакать азбука озорник кавалерия кидать пламя аккуратный |
5. А сейчас поучимся сочинять стихи.
У меня записано стихотворение, но последние слова в нём не в рифму.
Вам нужно подобрать к слову "работа" синоним, чтобы стихотворение получилось в рифму.
Я трудилась не напрасно,
И запомню навсегда, –
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работа) - труда.
По взмаху руки все хором называют это слово.
6. Мы познакомились со словами - друзьями.А сейчас переходим к следующему виду работы, познакомимся с другими словами.
Отгадайте загадку:
Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червяка я враг,
А деревьям - друг.
Кто это? (Дятел)
В загадке попробуйте найти два слова с противоположным значением (друг, враг).
- Теперь слушайте вторую загадку:
Как столкнутся стук да стук,
Тишину столкнут вокруг,
Толстый тонкого вобьёт,
Тонкий что - нибудь забьёт. (Молоток и гвоздь)
- Найдите в этой загадке слова с противоположным значением (толстый, тонкий).
Ребята! Вот это и есть слова - антонимы.
- Кто может сказать, какие слова называют антонимами? (Слова с противоположным значением)
- Верно!
- Сейчас вы сами будете называть к словам антонимы.
Говорить будете хором, по взмаху моей руки:
горе свет жара утро новый длинный узкий добрый подниматься приходить |
счастье тьма холод вечер старый короткий широкий злой опускаться уходить |
Какими частями речи могут быть антонимы? (Сущ, прил., глаг.)
- А сейчас мы с вами поиграем.
Я буду называть слова, а вы подбирайте к ним антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.
- темнота - свет, светлый, светить;
- грусть - радость, радостный, радуется;
- трус - храбрец, храбрый, храбриться.
- Внимание! А сейчас... прочитает с доски рассказ.
- Долго я был плохим мальчиком. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.
- О каком ученике идёт речь в рассказе? (О неряшливом)
Вам предстоит подчёркнутые слова заменить противоположными по смыслу, чтобы рассказ получился о хорошем мальчике.
- Какой же рассказ получился у...?
Сейчас нам ... прочитает стихотворение "Спор".
- Кто из вас запомнил, что же говорил о яблоке Конь и Мышонок? (Низко и высоко)
- Воробей и Улитка? (Для воробья близко, а для улитки далеко)
- Котёнок и Червячок? (Кислое, сладкое)
- Так почему же каждый из зверей сказал о яблоке по-своему? (Потому что все звери различные: Мышонок маленький - для него яблоко велико, а Конь большой, для него оно мало)
А теперь попробуйте подобрать антоним к слову "яблоко". (Нельзя)
Приведите примеры таких слов, к которым нельзя подобрать антонимы. (Стул, письмо, арбуз и др.)
- Сейчас мы вновь поучимся говорить в рифму. Я читаю стихотворение, а вы хором говорите слово, противоположное по значению последнему слову. По взмаху руки.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь... (низко).Скажу я слово далеко,
А ты ответишь... (близко).Скажу тебе я слово трус
Ответишь ты... (храбрец).Теперь начало я скажу
Ну, отвечай... (конец).
Наше занятие подошло к концу.
Итог занятия.