Цели:
- уточнение и расширение представлений детей о диких птицах;
- знакомство с особенностями диких гусей;
- развитие умения составлять творческий рассказ с опорой на план;
- коррекция внимания на основе упражнений в обобщении, исключении, запоминании;
- коррекция памяти на основе запоминания последовательности предметных картинок, изменений в их последовательности и номеров картинок;
- соблюдение здоровье сберегающих технологий – физминутка, гимнастика для глаз, контроль за осанкой обучающихся;
- воспитание бережного отношения к природе в целом и к диким животным и птицам в частности.
Оборудование: план рассказа, загадки, предметные и “осколочные” картинки, трафареты и шаблоны контуров птиц, перья птиц, тесты для закрепления пройденного материала, книги с рассказами о гусях (А.Брэм “Рассказы о животных”, сказка “Гуси-лебеди”, “Животные”- серия “Я познаю мир”), видео-слайды, наборы слов для работы у доски.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Настрой на работу:
Мы сюда пришли учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
3. Упражнение по коррекции зрительной памяти обучающихся. Учитель демонстрирует на слайдах № 1–3 (приложение) предметные картинки с номерами. Ученикам предлагается запомнить последовательность картинок, восстановить номера картинок по памяти, назвать картинку под номером 3, 1, 4..
4. Игра на развитие внимания и логического мышления.
А) Назвать лишнее слово (слайд №4):
Воробей, сорока, ворона, ласточка.
Петух, аист, курица, индюк, утка.
Волк, лиса, баран, барсук, заяц, ёж.
Грач, скворец, стриж, синица.
Б) Сделать и обосновать исключение.
5. Обобщение и закрепление ранее пройденного материала. Загадки о диких и домашних птицах. (Слайды № 5–8)
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей)
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая - известная персона.
Кто она? (Ворона)
Сел на ёлку, на сучок, бороды торчит клочок;
Как летун -он плоховат, и порою глуховат. (Глухарь)
В синем небе голосок, будто крохотный звонок. (Жаворонок)
Какая птичка в лесу обитает, всем своё имя называет? (Кукушка)
У неё глаза большие, хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днём.
(Сова)
На черёмухе весной свил гнездо певец лесной.
Чем пышней куста цветенье, тем сильней солиста
пенье. (Соловей)
Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)
Надуется, насупиться, начнёт болтать, по чудному лопотать. (Индюк)
Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко, ребятишек угощу. (Курица)
Жёлтый крошка ищет хлеба крошку.
Если встретит червяка- наклюёт ему бока.
(Цыплёнок)
- Кукушка, сова, соловей, курица – это кто? (Это птицы)
- Каких птиц вы знаете? На какие группы их можно разделить? (Зимующие и перелётные, домашние и дикие, сухопутные и водоплавающие..) c
Cлайды № 9–14.
- Назовите общие признаки птиц. (Что у них общего?)
5. Объявление темы и цели урока после отгадывания загадок. Слайд № 15.
Крылатый, горластый – красные ласты. (Гусь)
Спит или купается, всё не разувается:
День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)
Без команды в строй встают, отправляются на
пруд.
Кто идёт цепочкой длинной, кто так любит
дисциплину? (Гусыня с гусятами)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о диких гусях. Вы вспомните всё, что знаете о них и узнаете много нового. Слайды № 16–17.
7. Работа на столах и магнитной доске по составлению “осколочных” картин учениками. Анализ строения диких гусей, их размеров, внешнего вида. Слайды № 18.
8. Физминутка.
Гуси серые летели, на лужайку тихо сели,
Походили, поклевали, потом быстро побежали. (Cлайд
№ 19)
9. Актуализация опорных знаний и представлений о диких гусях на основе анализа предметных картин и составления рассказа по плану. Слайд № 20–27
А) План рассказа.
1. Кто это?
2. Какие части тела у него есть?
3. Это домашняя или дикая птица?
4. Как называется её дом?
5. Чем она питается?
6. Как называют её птенцов?
7. Как эта птица подаёт голос?
8. Какую пользу эта птица приносит?
Учащиеся коллективно составляют рассказ.
Б) Чтение сильным учеником рассказа о диких гусях из книги “Я познаю мир”: “Всего на земле существуют четырнадцать видов гусей. Эти птицы относятся к семейству утиных и являются соединительным звеном между утками и лебедями. Они больше уток и меньше лебедей. Шеи у гусей длинные, а ноги относительно высокие. Кормятся гуси в основном на суше. Окраска самцов и самок одинаковая. Гуси линяют раз в году, теряя перья, а с ними и способность летать. Так же как утки и лебеди, гуси при кормлении в воде принимают вертикальную позу головой вниз. Все гуси бесстрашно оберегают свою территорию от непрошеных гостей. Особенно яростно они бросаются на пришельцев во время гнездового периода. Взрослый гусь может в ярости перебить руку человеку и серьёзно искалечить собаку. Наиболее распространён серый гусь. Он предок всех домашних гусей.”
В) Чтение сильным учеником отрывка из книги А. Брэма “Рассказы о животных”: “Плавают они хуже уток и лебедей, но всё же довольно ловко и быстро; ныряют на значительную глубину, летают легко и красиво, проносясь через большие пространства. Многие виды издают бормочущие звуки, другие гогочут, и только немногие испускают благозвучные и далеко слышные звуки; будучи рассерженные, гуси обыкновенно шипят. Это, без сомнения, умные и понятливые и осторожные птицы. Они не доверяют никакому человеку, отлично различают охотника от пастуха. Выставляют сторожей и с рассудительностью принимают все предосторожности ради своей безопасности…”
10. Гимнастика для глаз. Проследить взглядом путь гуся к озеру, на берег, в облака.
11. Закрепление материала.
А) Нахождение контура гуся на карточке из ряда контуров птиц.
Б) Нахождение гусиных перьев из набора предложенных перьев различных птиц.
В) Зарисовка в тетради с подписями частей тела.
Г) Тестировапние: отметить правильный ответ карандашом.
Д) Составление характеристики дикой птицы. Дети выбирают на столе учителя таблички с нужными словами признаками.
Е) Полный рассказ по плану сильным учеником.
12. Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
- В каких произведениях нам встречается упоминание о гусях? (В сказках, песнях, на картинах). Показ учителем рисунков учащихся и слайдов № 28–32.
- Кто их вас работал активнее?
- Дикая птица гусь, является частью окружающей нас природы, украшает её и обогащает. Любое животное, насекомое, рыба и птица играют свою роль в окружающем нас мире. Они нам всем нужны. Давайте бережно и заботливо к ним относиться.
Дерево, цветок и птица не всегда умеют
защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы
останемся одни.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей, от этого
станем мы только добрей,
Украсим всю землю садами, цветами, такая планета
нужна нам с вами.
У всех у нас есть мать одна по имени природа!
У ней для всех хватает доброты, и мы живём,
запечатлев на веки
В душе её прекрасные черты – поля, луга, леса,
моря и реки.
Слайд № 33.