Урок по геометрии. Тема урока: "Виды треугольников. Построение треугольников". 5-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 5


ХОД УРОКА

(Презентация)

I. Организационный момент. (Приложение 1. Фото с урока)

- Ребята, встали. Здравствуйте! Садитесь. Какое сегодня число? Какой день недели? Посмотрите, все ли вы готовы к уроку?

- Хорошо. Начинаем работать. Проверим осанку.

II. Первичная актуализация имеющихся знаний.

Есть у математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы важную закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.

- Вот и сегодня продолжим развивать волю, смекалку и накапливать знания, отрабатывать умения.

Какой сейчас урок? (Геометрия)

Чем занимается наука геометрия?

Когда и где возникла эта наука?

Для чего нужны знания по геометрии? (Геометрия очень интересная и увлекательная наука)

Геометрия – это часть математики и возникла она очень давно, в древние времена. Эта наука возникла из практических потребностей человека измерить землю. Слово “геометрия” греческого происхождение, в переводе с греческого “геометрия” означает “землемерие” (гео – земля, метрео – измерять). Как наука геометрия зародилась в Древнем Египте около 2 000 лет до нашей эры, получается 4 000 лет назад. Египетский фараон разделил землю, выделил простому египнянину участок земли, за это они фараону платили налог за землю. Река Нил выходя из берегов, заливала участки, и фараон посылал землемеров (“гарпедонавтов”) установить, на сколько уменьшился участок и какой теперь брать налог. Так возникла геометрия в Египте, а оттуда перешла в другие страны.

Геометрические знания были необходимы людям во все времена для того, чтобы измерять землю, строить дома, путешествовать на кораблях. Эти знания и сейчас нужны рабочим, строителям, инженерам, лётчикам, людям других профессий. (Геометрия – это наука о различных фигурах и их расположении в пространстве)

- Вначале наука служила только для практических целей.

Вот и мы сегодня на практике будем строить геометрическую фигуру, различать эту фигуру, которая входят в большое семейство многоугольников, а о какой геометрической фигуре идёт речь ответит ребус.

(Треугольник)

- Кто не слышал о Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолёты? А ведь знакомый нам с детства треугольник таит в себе немало интересного и загадочного.

 III. Постановка целей и задач урока.

- А теперь вспомним, чем занимались на последних уроках? (Учились различать треугольники по виду углов и длине сторон, а также строили треугольники по заданным размерам сторон при помощи циркуля и линейки.) Прекрасные результаты на прошлом уроке показали такие учащиеся:____________

А ________ учащимся пожелаю успеха сегодня на уроке.

Я вам предлагаю провести контрольно-учётный урок по теме “ Виды треугольников: классификация по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников”.

Вид урока – поэтапный.

Вид контроля – бальный.

Цель урока:

  • проверить ваши знания и умения по теме;
  • воспитывать ответственность за достигнутый результат;
  • развивать познавательный интерес учащихся.

Сегодня на уроке мы будем повторять весь изученный материал и каждый раз удивляться полученным открытиям.

Условия проверочной работы:

  1. Быть внимательным и сообразительным.
  2. Не оставлять ни одного вопроса без ответа.
  3. На каждое задание затрачивать минимум времени, но максимум усердия.
  4. Не подглядывать, не подслушивать, не “проникать” в мысли соседа.

IV. Системная актуализация имеющихся знаний.

- Вспоминаем, что такое треугольник? На этот вопрос поможет ответить стих -

Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри:
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла, и столько же вершин.
И трижды трудные дела мы трижды совершим.
Все в нашем городе – друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы - треугольников семья.
Нас каждый должен знать!

- Итак, элементы треугольника? (3 вершины, 3 стороны, 3 угла)

- Какие виды треугольников вы знаете? Вспомнить виды треугольников поможет стих:

Зовусь я “Треугольник”,
Со мной хлопот не оберётся школьник.
По разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны:
С одним тупым углом - тупоугольный,
Коль острых два, а третий-прям - прямоугольный.
Бываю я равносторонний.
Когда мои все стороны равны.
Когда же все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я называюсь.

- Итак, какие виды треугольников вы знаете? По условным обозначениям определите вид треугольника по длинам сторон.

V. Материал урока.

Работаем на чертёжных листах бумаги.

Положили лист вертикально.

- Запишем на листе фамилию, класс. Число 15.12.06 г. Тема: “Виды треугольников. Построение”.

- На глаз разделим лист на 4 части.

- Готовы. Начали контрольную работу.

Работаем поэтапно, все вместе.

1 этап

Задание: Определить вид треугольника не выполняя построения.

В таблицу внесены:

1. Буквенный обозначения сторон треугольников.

2. Длины сторон треугольников.

     

    АВ

    АС

    ВС

    I

    3 см

    5 см

    4 см

    II

    4 см 6 мм

    8 см

    46 мм

    III

    4 см 3 мм

    43 мм

    4 см 3 мм

- Ребята, записывайте ответы кратко:

I – разносторонний;

II – равнобедренный;

III – равносторонний.

*Подсказка: Что записано в таблице? – длины сторон, значит, название треугольников можно определить по длинам сторон. Вспоминаем и записываем ответы.

- За правильный ответ я выставляю 1 балл (без разбора ошибок).

2 этап

Задание: Используя данные таблицы, построить 3 треугольника и обозначить их буквенно.

За правильное выполнение задания я ставлю от 1-го до 3-х баллов.

На чертеже покажите условно-чёрточками различие в длинах сторон.

- Повторим Т/Б работа с циркулем:

  1. Лежит с правой стороны (т.к. берём правой рукой)
  2. Остриём к себе.
  3. Без разрешения учителя не берём.
  4. Передаем тупым концом.
  5. Чертим – упор на остриё.

*Сообщение. Задачи на построение

Добиться успеха в решении задач на построение поможет аккуратность и точность измерений, умение пользоваться чертёжными инструментами и знание способа построения треугольника.

Одни из самых древних математических задач. По их поводу у математиков ряд договорённостей и ограничений. В соответствии с ними стороны треугольника задаются в виде отрезков, а не числами, определяющими их длину; углы задаются в виде геометрической фигуры – угла. При построении разрешается пользоваться лишь математической линейкой и циркулем. С помощью линейки как инструмента геометрических построений можно провести произвольную линию; произвольную прямую, проходящую через данную точку; прямую, проходящую через две данные точки. Никаких других операций выполнять линейкой нельзя. В частности, нельзя откладывать линейкой отрезок, даже если на ней имеются деления. Циркуль, как инструмент геометрических построений, позволяет описать из данного центра окружность данного радиуса. В частности, циркулем можно отложить данный отрезок на данной прямой от данной точки.

- При выполнении 2 этапа учитель проверяет по рядам задание 1 этапа.

1-я физкультминутка, осанка.

    Большой пальчик мы потрём,
    Указательным пожмём,
    Средний с вами мы погладим,
    Безымянный – пощипаем,
    А мизинчик разотрём,
    Кистью дружно мы встряхнём
    И писать уже начнём.

3 этап

Задание: Используя чертежи построенных треугольников, определить вид треугольника по величине углов.

Ученики записывают задание кратко:

I - прямоугольный;

    *Сообщение: Египетский треугольник

Землемеры (гарпедонавты) Древнего Египта для построения прямого угла пользовались следующим приёмом. Бичёвку растягивали на 12 равных частей так, чтобы получался треугольник со сторонами 3,4,5 делений. Угол треугольника, противолежащий стороне с пятью делениями, был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла треугольник со сторонами 3, 4, 5 (ед.) иногда называют египетским.

II – тупоугольный;

III- остроугольный.

- При выполнении 3 этапа учитель проверяет по рядам задание 2 этапа.

За правильный ответ - 1 балл.

* “Слабые учащиеся” доделывают этап 2, во время того, как все выполняют дополнительное задание и творческую работу.

2-я физкультминутка

Выполняется, сидя на стуле. На счёт “раз” отвести голову назад. На счёт “два” голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.

Дополнительное задание (для успевающих).

Задание: Определить сумму длин сторон треугольников (периметр P) и записать ответ. (2 балла)

- Что такое периметр треугольника? Что нужно сделать, чтобы найти периметр треугольника?

I -3 cм + 4 см + 5 см = 12 см

II – 4 см 6 мм + 8 см + 46 мм = 16 см 12 мм = 17 см 2 мм

III – 4 см 3 мм + 43 мм + 4 см 3 мм = 12 см 9 мм

- При выполнении дополнител. задания учитель проверяет задание 3 этапа.

Творческая работа

Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать…
Но совсем другое дело –
Очень быстро и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И “по краю”, и “внутри”.

Найдите лишнее слово: Сторона, вершина, основание, диаметр, периметр.

  VI. Подведение итогов контрольной работы. (Приложение 2. Работы учащихся)

Мы повторили весь изученный материал по теме “Треугольники”.

“Сильные учащиеся” 7 балов –“5” (Куренёва Ел., Польшина Л.) 6 баллов – “4”

“Средние учащиеся” 6 баллов – “5” Новиков П., Лунёва В., Смолянинов Анд., 5 баллов – “4” Дварионович В., Варапай Анд,. Олейников Дм.

“Слабые учащиеся” доделывают этап 2, во время того, как все выполняют 5 баллов – “5” дополнительное задание и творческую работу. 4 балла – “4” (Ранюк В, Ермолаев Дм.)

*Учащиеся, получившие менее 4 балов, получают оценку “3” и на последующих уроках дорабатывают материал по данной теме под руководством учителя или “сильных” учащихся.

VII. Окончание урока.

Кратко вспоминаю цели, которые поставлены в начале урока.

  • проверить ваши знания и умения по теме.
  • воспитывать ответственность за достигнутый результат;
  • развивать познавательный интерес учащихся.

Достижение цели. (Цели достигнуты: знания и умения проверены, за всеми отмечена ответственность за конечный результат, познавательный интерес развивался у всех учащихся)

Релаксация

Учитель просит детей принять позу покоя: сесть на стуле ближе к краю сидения, спину держать прямо, руки положить свободно на коленях, глаза можно закрыть. Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье,
И становится понятно –
Расслабление приятно.

Спасибо за работу на уроке!

Передайте своё настроение с помощью изображения треугольника. (Приложение 3)

- Закончим урок словами великого учёного Галилео Галилея: “Геометрия является самым могущественным средством для развития наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать”.

Урок окончен. Молодцы дети – плодотворно поработали.

Музыкальное приложение 1

Музыкальное приложение 2

Музыкальное приложение 3