Цели: изучение действий сложения и вычитания.
Задачи:
знакомить:
- с действием вычитания, как операцией, обратной сложению;
- с названиями компонентов вычитания.
развивать
- логическое мышление, смекалку, волевые качества;
воспитывать
- позитивное отношение к учебе, умение работать в коллективе.
Тип урока: путешествие /приключение/ в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Оборудование: карта путешествия <рисунок 6>, счетный материал, касса цифр, раздаточный материал, “клад”, учебник “Математика” 1 класс, И.И. Аргинская и др. Издательский дом “Федоров” 2008 г.
<Рисунок 1>
I. Включение в урок.
- Ребята, в моих руках оказалась карта! Что в ней необычного? (Она зовет путешествовать. Все названия связаны с математикой. Путешествие начинается от школы. Путешествие заканчивается на земле Любознательных. Там есть золотая звезда, а под ней клад. И т.д.)
- А вы хотите отправиться в путешествие и найти клад? (Да)
- Но на пути нам встретятся преграды. Клад легко не дастся. Отступим или отправимся в путь? (Отправимся в путешествие)
На доску вывешивается лист ватмана с картой путешествия.
II. Самостоятельное решение заданий, необходимых для изучения нового материала.
Испытание 1
- Нам надо набрать команду из смелых, думающих, догадливых матросов.
7 ? 5 4 ? 6
6 ? 9 9 ? 8
4 + 2= 3 + 2=
8 – 1= 7 – 1=
/В пустые клетки вписать нужный знак, найти значение выражения/
Испытание 2
Здесь же – логические задачи решать коллективно!
а) Все матросы I “Б” класса умеют плавать. Света – матрос I “Б”. Умеет ли она плавать?
б) Если корабль больше лодки, то лодка…
в) На корабле подняты 4 паруса. Матрос Дима поднял 1 парус. Матрос Денис поднял еще один парус. Под сколькими парусами плывет наш корабль?
г) Путешествие рассчитано на 6 дней. В день команде нужно 2 бочонка пресной воды. Сколько бочонков нам нужно взять в плаванье? /Зачем нужна пресная вода?/
/Проверка работ учащихся, исправление ошибок/
Испытание 3
/В рабочих тетрадях/
Волны к берегу несут
Парашют – не парашют.
Не плывет он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза)
(Группа продленного дня. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина – М., ВАКО, 2007)
<Рисунок 2>
- Придумайте математический рассказ к рисунку.
Олег: Плывут 2 медузы, а рядом еще 3. Всего 5 медуз.
Артем: А я думаю, что впереди плыли 3 медузы, их догоняли 2 медузы. И 5 медуз поплыли вместе.
Дети анализируют рассказы и приходят к выводу, что больше вариантов нет.
- Ребята, а если начать рассказ с того, что было 5 медуз?
После небольшой паузы дети предлагают следующие рассказы:
Полина: В океане плыли 5 медуз. 2 медузы устали и остановились. Три медузы поплыли дальше.
Данил: На дне моря отдыхали 5 медуз. 3 медузы захотели подняться выше. На дне моря остались 2 медузы.
- Молодцы!
- Запишите сложение чисел к рисунку (найди разные способы) 2+3=5 , 3+2=5
- Запишите вычитание чисел к рисунку.
- Что мы узнали, выполнив действия сложения? (Сколько стало всего медуз)
- Что мы узнали, выполнив вычитание? (Сколько осталось медуз)
При коллективной проверке выясняем, что результаты получились разные. 5-2=3 и 5-3=2
- Посмотрите внимательно на все четыре равенства. Что интересного вы заметили? (Коллективно делается вывод: от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется: если от значения суммы отнять слагаемое, то останется другое слагаемое)
- Испытания вы выдержали успешно, к плаванию готовы. В добрый час!
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной работе.
1) Почему, звезда морская,
Ты на дно морей попала?
Может слишком ты резвилась,
Оттого там очутилась?
(Группа продленного дня. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина – М., ВАКО, 2007)
Закрепление представления о способах упорядочивания в порядке возрастания и в порядке убывания.
<Рисунок 3>
- Полюбуйтесь, матросы, какие морские звезды лежат на дне! Чем они похожи?
Глеб: Все звезды одинаковой формы.
Саша: На каждой звезде написано число.
- Чем различаются?
Поля: Звезды разного размера. У каждой есть свой номер.
- Хорошо! А теперь расположите звезды по порядку. Постарайтесь найти не одно решение.
Дети записывают свои варианты в рабочих тетрадях. При дальнейшем обсуждении приходим к выводу, что расположить по порядку несколькими способами:
- в порядке увеличения размера звезд;
- в порядке уменьшения размера звезд;
- в порядке увеличения чисел на звездах;
- в порядке уменьшения чисел на звездах.
Обращаем внимание на то, что в третьем случае получится отрезок натурального ряда чисел.
2) В воде озорница
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
Поплыли со мной! (Рыбка)
(Группа продленного дня. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина – М., ВАКО, 2007)
- Посмотрите, матросы, мимо проплывает необычная стая рыб!
<Рисунок 4>
- Попробуйте разделить стаю на группы (стайки).
Ксюша: В одной группе рыбки, которые плывут направо, а в другой - налево.
Глеб: В первой группе розовые рыбки, а во второй – голубые.
Андрей: Отдельно с плюсами и минусами.
Юля: В первой группе – разности, во второй группе – суммы.
Саша: Одна стайка маленьких рыбок, вторая стайка взрослых рыбок.
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с задачей. А теперь скажите, какой ответ вам больше всего понравился?
Никита: Мне понравилось как отвечала Юля. Она говорила как математик.
(Далее дети анализируют остальные варианты ответов. В тетради делим выражения на две группы: суммы и разности. Дописываем к каждой группе по одному выражению)
IV. Постановка проблемы.
- Внимание, подплываем к неизвестному острову.
Определяем по карте его название. (Остров Открытий)
Почему, по-вашему мнению, он так называется?
Дети: Мы сделаем какое-нибудь открытие. Разгадаем тайну и т.д.
1. Работа по учебнику. (№ 4, часть 2)
- Найдите значения суммы и разности, но прежде сравните эти два выражения.
Валя: В этих выражениях одинаковые числа.
Андрей: Различаются тем, что в первом выражении мы прибавляем 3 к 5, а во втором – отнимаем.
- А можем ли мы не вычисляя определить, значение такого выражения будет больше (меньше?).
Дети: Да, т.к. в первом случае мы увеличили 5 на 3, а во втором – это же число 5 уменьшаем на 3. Следовательно, 5+3 > 5-3.
Далее № 4 в рабочих тетрадях. Обсуждаем результаты, сравниваем с предположением.
- Как называются числа при сложении?
Артем: При сложении числа называются слагаемые.
- Как называется число, которое получается при сложении?
(Следуют разные ответы: “ответ”, “сумма”, “всего”, “значение суммы”. Уточняем, что число, которое получается при сложении, называется значением суммы.)
V. “Открытие” нового знания.
- Если при сложении числа имеют имена, имеют ли они их при вычитании? Попытайтесь найти ответ на странице учебника. В роли капитана побудет каждый, кто пожелает.
(Дети знакомятся с новым материалом самостоятельно. Затем приступаем к коллективному обсуждению)
Ксюша: 5–3 - это разность, а ответ 2.
Лиза: Нужно сказать математическим языком. 2 – значение разности.
- Молодец. А что нового вы узнали из этого задания?
Олег: Числа при вычитании имеют тоже свои имена. 5 – уменьшаемое, 3 – вычитаемое. Даже могу сказать почему?
- Объясни нам.
Олег: Если от 5 отнять 3, то оно уменьшается (уменьшаемое). 3 мы вычитаем (вычитаемое).
- Ребята, вы согласны? (Да)
- Как называется число, которое получается при вычитании? Напомните, пожалуйста, еще раз. (Значение разности)
VI. Физкультминутка. “Мир животных”.
На острове обитают различные животные: тигры, кенгуру, удавы, медведи, чайки…
Имитируем движения животных: крадемся, как тигры, прыгаем, как кенгуру, извиваемся, как удавы, летаем, как чайки и т.д.
VII. Первичное закрепление.
Цель: зафиксировать знание компонентов вычитания.
Назови вычитаемые и уменьшаемые. 9-4 7-3 6+2 8-5
Дети “цепочкой” называют компоненты вычитания. Выделяем выражение 6+2, повторяем компоненты сложения.
VIII. Самоконтроль с самопроверкой.
Цель:
- развивать самостоятельность;
- создавать ситуацию успеха.
1) № 5 с.6. Выполнение сложение движением по натуральному ряду чисел.
Какой сумме какое вычисление соответствует?
В какую сторону направлены стрелки? Почему?
(Стрелки направлены в правую сторону, вперед. Они помогают увеличит числа.)
2) № 6 с.7 “Помоги овечке”. Назови номер закрытой части рисунка. (№ 5).
IX. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение “Открытия” в систему знаний.
1) Внимание! Впереди земля, но путь преграждают подводные камни. Двигаемся осторожно, чтобы не повредить корабль.
№ 8 с.7. Выпиши разности и найди их значения 8-4 4+1 6-2 9-7.
Подчеркни синим цветом уменьшаемые, зеленым вычитаемые.
2) Ну вот и справились мы с последним испытанием. Смотрите, здесь спрятан сундук. Чтобы открыть его, нужно разгадать шифр. Угадайте цифры и запишите каждую по 2 раза.
<Рисунок 5>
Шифр разгадан! Из сундука достаем том детской энциклопедии “Математика” и старинный свиток с посланием: Ребята! Вы достойно прошли все испытания, отыскали клад. А этот клад – книга!
Книга – хранитель знаний, величайшее изобретение человека, которому уже более 2 тыс. лет. В книге собраны труды великих ученых; те знания, которые были приобретены нашими предками.
Читая хорошую книгу, становишься образованнее, богаче духовно.
Любите книги! И кто знает, может, через 15-20 лет кто-то из вас создаст свою книгу.
X. Рефлексия деятельности урока.
Цель: самооценка результатов работы.
- А теперь пора возвращаться домой. Вспомним, ребята, с какими испытаниями нам пришлось справиться? Что нового мы узнали из нашего путешествия? (Двигаемся по карте в обратном направлении: разгадали шифр, находили значения сумм и разностей, помогли овечке, подражали животным, узнали имена чисел при вычитании и т.д.)
Обсуждаем, с какими заданиями справились успешно, какие задания показались сложными.
Домашнее задание. Составь математический диктант из трех заданий.
- Вот мы и дома. Спасибо всем за работу.