Цель: развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
Задача: приобщить детей к природе путем музыки, песни; расширить кругозор учащихся.
Оборудование: портреты композиторов, видеокассеты, видеомагнитофон, аудио-кассеты, компьютер, синтезатор, фортепиано.
Говорит учитель:
Осень!.. Прекрасное время года. Об осени поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, художники рисовали картины, театралы изображали на сцене. Всех людей затрагивает осень своей волнующей красотой опадающей листвы, золотыми кронами деревьев, чистым воздухом. Знаменитый русский поэт А. С. Пушкин из всех времён года любил осень, называл её золотой. Хоть осенью холодно и часто идут дожди, но богатый урожай овощей и фруктов. Композиторы также обращались к теме “Осень”. Ими написано немало детских осенних песен. Например, М.Красев написал для малышей песню “Осень (Падают листья”) 1-й класс. (Исполняется на фортепиано). Эта лирическая песня вызывает в душах ребят большой эмоциональный подъём, раскрывает картину красоты осеннего леса. Напевая эту песню - дети вспоминают, как ходили на прогулку в лес, видели грибы, улетающих на юг птиц, как собирали листья всех цветов: от зелёных до ярко-красных. Споём эту песню (музыкальный руководитель играет и напевает). Дети подпевают.
Для 2-го класса. Очень красивую, грустную песню создаёт украинская композитор Т. Попатенко. Она с детства была влюблена в природу. Живя в деревне, наблюдала птиц, улетающих на юг, животных, готовящихся к долгой зиме. Став взрослой, решила посвятить себя детям и создаёт много песен для детей, в числе которых “Скворушка, прощай”. Эта лирическая напевная песня, где ребята прощаются со своим другом скворцом, веря в то, что скворец весной вернётся к ним и займёт свой скворечник. (Ставиться музыкальный центр)
Для 3-го класса. Композитор Ц. Кюи пишет песню “Осень наступила”. Там открывается печальная картина осени, где высохли цветы, глядят уныло голые кусты, вянет и желтеет трава, солнце не блестит. Создаются не только радостные светлые образы песни, но и печальные, где вянет трава, моросит дождь и так далее. (Дети слушают музыку с компьютера)
Для 5-го класса. Великий русский композитор Ц.Чесноков часто обращается к картинам природы. Любит читать поэта Н.Некрасова, где вычитывает о жизни крестьян на Руси, о красотах природы. На слова Некрасова Ц.Чесноков создаёт замечательное произведение “Несжатая полоса”. Послушаем его в исполнении многоголосного хора. (Звучит смешанный хор на диске)
В 6-м классе ребята проходят песню Н.Боганова “Здравствуй, школьный звонок”. В этой песне учащиеся прощаются с жарким солнечным летом, каникулами. Они рады встрече с одноклассниками, учителями, школой. (Исполняет девочка солистка)
В 7-м классе ребята разучивают песню “Журавленок” И. Колмановского. Эта лирическая песня рассказывает нам о любви к родине, о том что птицы всегда возвращаются на свою Родину из жарких стран. (Исполняет учащийся 7-го класса)
Среднее звено
У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать! Дождь ли, снег - любое время года Надо благодарно принимать!
Замечательные строки! Сегодня мы будем “Благодарно принимать!” время года - осень. Осень бывает разной, от теплого пахнущего хлебом “бабьего лета” до уныло моросящего дождя, хмурого неба, навевающего тоску.
Много поэтов, художников обращались в своих произведениях к этому времени года, так как восхищались тихо падающими листьями всех цветов радуги, мягко шуршащей травой под ногами, богатым грибным урожаем. Все эти состояния души композиторы воплотили в своих произведениях, отразив печально уходящее лето, и радость созерцания красотой осени. Так, например, знаменитый композитор Андрей Петров, знакомый по фильмам: “Служебный роман”, “Человек-амфибия”, “Берегись автомобиля” и другим, в своих песнях отмечает осень, как одну из благодатных времен года. Пример - песня “У природы нет плохой погоды” из фильма “Служебный роман” в исполнении Алисы Фрейндлих. Музыка песни легкая, светлая, жизнерадостная. Также песня об осени звучит в кинофильме “Осенний марафон”. Андрей Петров также показывает нам светлую, легкую спокойную музыку осени. Звучит отрывок из мелодии к “Осеннему марафону”. (Видео-фрагмент из фильма “Осенний Марафон”)
Композитор В. Малежик и Юрий Зацепин тоскуют по уходящему лету. Своими песнями они не хотят, чтобы уходило теплое солнечное лето, им не нравится приходящая осень с моросящим дождем и холодом. Поэтому их песни немного печальны, но не лишены оптимизма. Послушайте их песни в исполнении популярных певцов А.Б. Пугачевой и В. Малежика “Верните мне лето” и “ До свидания, лето” (дети подпевают – “за окном сентябрь, провода качает, за окном с утра серый дождь стеной”). (Прослушивание с диска)
Если Зацепин и Малежик не любят дождь, то Ю.Фельцман, В.Тент и И.Крутой восхищаются дождем. Их песни говорят о том, что дождь осенью - это наша сила, вдохновение, эмоциональный и творческий подъем. После дождя хорошо работать, легче дышать, улучшается настроение, мечты кажутся явью, а образы нарисованы дождем на окне - действительность (так, например, в “Мадонне”). Поэтому и музыка этих композиторов легка, жизнерадостна, подвижна. Она заставляет нас поверить, что осенью наши мечты станут явью, даем нам новые силы. Послушайте отрывки их песен “Храни меня дождь”, “После дождя”, “Мадонна”, “Дожди” (звучит караоке - дети подпевают).
Не забывает об осени и знаменитый композитор Владимир Высоцкий. Он в шуточной, легкой форме поет про “бабье лето”, где утверждает, что бабье лето - это омут, в котором обостряются все чувства и особенно чувства любви. Звучит песня “Бабье лето” (ученик 10-го класса играет на гитаре).
Великий русский композитор П.И. Чайковский создает целый цикл произведений, связанных с образом времен года, он так и называет цикл “Времена года”, где с особенной выразительностью показаны все три месяца. Этот цикл представляет уникальную картину поэтических циклов, это как символ человеческой жизни, как знаки космических стихий - так они трактовались в мемуарах того времени. А сам Чайковский о них говорит, что это “движение и состояние души”. (Исполняются “Времена года” на фортепиано)