Цели:
- обучение детей приемам складывания из бумаги основы - шестиугольник;
- закрепление знаний об искусстве оригами;
- развитие речи, памяти, воображения;
- воспитание аккуратности и бережного отношения к предметам труда, к окружающему миру.
Оборудование:
для учащихся: заготовки шестиугольника из белой бумаги, веточки, приготовленные на предыдущих уроках.
для учителя: образец цветка, мультимедийная презентация о ландышах и способах изготовления, букет ландышей, магнитофон, аудиозапись песни Ю.Антонова “Не рвите цветы…”
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок труда.
II. Беседа о ландышах, сопровождается презентацией. (Приложение)
- Сегодня мы с вами отправимся в лес [слайд 1]. Лес наш дом и мы пользуемся его дарами. Давайте вспомним какими? Да, кроме чистого воздуха, пищи, лекарств, строительных материалов мы ещё любуемся красотой природы.
Отгадайте загадку: Белые горошки на зеленой ножке. (Учитель демонстрирует цветы)
Сегодня мы с вами поговорим о красивейшем цветке – ландыш. [Cлайд 2]
Подготовленный заранее ученик читает стихотворение С.Маршака “Ландыш”.
Чернеет лес, теплом разбуженный.
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
На солнце раскрывают венчики
У колокольчиков весны.Природой бережно спелёнатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Ученик выступает с сообщением о растении Ландыш.
Ландыш майский известен из Северных районов Волго-Ахтубинской поймы, в основном по естественным дубовым лесам, районе сел Каменный Яр, Грачи. Встречаются в лесу на влажных полянах с богатой почвой: Европейская часть, Двино-Печерский бассейн, Онега и Северная Двина, средиземноморье, Кавказ, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Малая Азия, Япония, Китай, Северная Америка. Это многолетние растение с длинным, сильноразвитым корневищем. Цветки в односторонней верхушечной кисти, по одному в пазухах перепончатых прицветков, на довольно длинных цветоножках, поникающие.
Тычинок – 6. Плод – красная ягода, с немногочисленными семенами. Растение в основном встречается в лесных фитоценозах, в нижних, надземных ярусах.
- О ландыше также как о других цветах сложены легенды. Вот одна из них.
Существует поверье, что в светлые лунные
ночи, когда вся земля объята глубоким сном,
Пресвятая Дева, окруженная венцом из серебристых
ландышей, появляется иногда тем из счастливых
смертных, которым готовит нечаянную радость.
Когда ландыш отцветает, вырастает маленькая
круглая ягодка – горючие, огненные слезы,
которыми ландыш оплакивает весну, кругосветную
путешественницу, рассыпающую всем свои ласки и
нигде не останавливающуюся. Влюбленный ландыш
также безмолвно перенес свое горе, как нес и
радость любви.
В связи с этим языческим преданием, возможно,
возникло христианское сказание о происхождении
ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы у
креста ее распятого сына.
III. Работа по теме урока.
• Актуализация знаний об искусстве оригами.
- Что означает слово “оригами”?
- Откуда пришло к нам это искусство?
- Какая геометрическая фигура является основой для наших работ?
Сегодня мы с вами будем делать поделку не из квадрата, как всегда, а из шестиугольника. Давайте вспомним, есть ли у шестиугольника диагонали? Покажите их на вашей заготовке.
• Повторение правил работы на уроках труда. [Cлайд 3]
• Изготовление цветка в технике оригами по технологической карте.
Учитель показывает слайды из презентации [слайд 4-7], на которых показана последовательность изготовления цветка. Дети, пользуясь условными обозначениями, выполняют действия.
IV. Физкультминутка.
Свети нам солнышко, свети!
Легко с тобой живется.
И даже песенка в пути
От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо –
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
Сделанные цветы дети соединяют с заранее приготовленными стебельками и вставляют в горшочек, объединяя в букет.
- Вам понравились ваши цветы?
- Мы побывали в лесу, видели ландыши. А что должен помнить человек о лесе, о природе вообще?
Дети перечисляют правила поведения в лесу, заостряется внимание на бережном отношении к цветам. Звучит песня Ю. Антонова “Не рвите цветы…”. [Cлайд 8]
V. Сочинения детей о получившемся цветке.
- Некоторые из вас приготовили дома сочинения о ландышах. Давайте послушаем.
Дети зачитывают свои сочинения.
ЛАНДЫШ
В большом лесу жил маленький белый Ландыш. Он был очень добрым и смелым, старался всем оказать помощь: птичке капельку росы для питья, муравью тенек от солнца, пчелке нектар к обеду. Для цветов он был будильником, потому что просыпался раньше всех и звенел своими колокольчиками.
Однажды в лесу гуляли малыши и сорвали Ландыш. Они поиграли, а уходя выбросили цветок. Бедный Ландыш думал, что умрет, и грустно смотрел на Солнце. Но вдруг его заметили птички, часто пьющие росу с его листов. Они решили помочь Ландышу. Птички отнесли его и прикопали на берегу Ручейка. Ландыш подружился с Ручейком и долго ещё помогал лесным обитателям.
Джумаков Арман
КРАСИВЫЙ ЦВЕТОК
Пришла весна. На поляне расцвело много разных цветов. И среди них был Ландыш. Он только что появился на свет и даже не знал как его зовут. Рядом росли Одуванчики. Они были такие смешные, у них толстые щеки, надутые губы и они все время так забавно пыхтели. Ландыш решил, что он тоже Одуванчик и стал надувать щеки, изображая соседей.
Вдруг на полянку прилетел озорной ветерок. Он дул, играл, а когда улетел, то у Одуванчиков не осталось шапочек. Ландыш загрустил. Ему уже не хотелось быть похожим на эти голые головки.
А однажды на поляне появились дети. Они закричала: “Какой красивый Ландыш!” Дети любовались им, а цветок гордо звенел своими колокольчиками. Теперь он знал, как его зовут!
Зайцев Владимир
СОЧИНЕНИЕ О ЛАНДЫШЕ
Жили-были в саду цветы: Роза, Тюльпан, Сирень. Роза считала себя самой красивой – королевой цветов, Нарцисс любовался собой. Все остальные цветы жили сами по себе. Однажды в саду поселился маленький цветочек по имени Ландыш. Жил он один и с ним никто не разговаривал.
Так прошло всё лето. Вдруг стало холодно, и все цветы спрятались. Пришла зима, и все цветы заснули. Но ранней весною появилось солнышко. Ландыш вышел из своего укрытия раньше всех цветов. Он разбудил всех в саду. С тех пор все цветы начали с ним дружить.
Букенбаев Батырхан
VI. Итог урока. [Cлайд 9]
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что нового узнали о ландыше?
Спасибо за урок. До новых встреч.
Литература:
- Сборник загадок. – М., “Детская литература”, 1993.
- Н.В.Новоторцева “Развитие речи детей” - Ярославль, “Академия развития”, 1996 г.
- Электронная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2003 г.
- В.В.Выгонов “Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. – 256 с.: ил. (Я иду на урок).