Студия декоративно-прикладного творчества «Радуга» начала свою работу в школе с ноября 2006 года и насчитывает 65 учащихся. Это ученики с 1-го по 7-ой класс.
Студия работала по программе, рассчитанной на три года обучения. Целью работы студии является создание условий для развития творческих способностей детей через постижение мастерства традиционного русского рукоделия.
Это предполагает:
- формирование качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, начиная от определения потребностей продукции до её реализации.
- формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт.
Обучающая, творческая деятельность педагога способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности ученика, умственной активности, смекалки, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
Особая педагогическая ценность прикладного обучения состоит в том, что, благодаря своему практическому характеру, оно представляет гораздо больше возможности учащимся, чем другие учебные предметы, для того чтобы эффективно работать, творить, создавать.
Современное образование является участником в процессе зарождения нового всемирного сообщества. Оно оказалось в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и социума. Одна из задач образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий для каждого возможность реализации своих личных планов.
Этим обусловлена актуальность выбранной темы «Метод проектов как способ развития творческих способностей учащихся в рамках дополнительного образования».
Ведущие русские педагоги (такие как С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенин) отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проектная деятельность учит детей настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.
Педагог же может подсказать новые источники информации, направить мысль ученика в нужную сторону для самостоятельной работы. В результате учащиеся должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный результат. Таким образом, решение проблемы приобретает контуры проектной деятельности.
Суть проекта – стимулировать интерес ребенка к определенным проблемам и через проектную методику показать практическое применение полученных знаний и творческих способностей. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
В создании творческого проекта лежит общее творчество учителя и ученика. Слово « творчество» происходит от слова «творить», т. е. в общественном смысле это означает « искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном и общественном.
Поисковая творческая деятельность создает все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии и т.д. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью; социальной значимостью.
Система творческого воспитания строится на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т. к. расширяет умственный кругозор учащихся, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с измерениями.
Ребенок чувствует в себе силы для созидания. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу, и сам серьезно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьезную организацию.
Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Следует выделить принципы, способствующие развитию творческих способностей учащихся посредством творческих проектов:
1. Свобода. Право выбора учеником темы, места, партнера, источников знания, темпа, форм и способов работы. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному этапу работы. В чем же проявляется принцип свободы при выполнении проектов:
- Учащийся выбирает тему;
- Учащимся предоставляется свобода в выборе объекта труда;
- Учащийся работает в темпе, который ему нравится;
- Учащийся может выбрать себе в партнеры-советчики маму, подругу, одноклассницу;
- При работе над проектом учащийся сам планирует свою деятельность.
2. Самостоятельность. Выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности, самостоятельности принятия решений и ответственности за этот выбор.
Например: учащиеся пользуются любым источником информации при выборе объекта труда, сбора исторических сведений о возникновении того или иного вида рукоделия, вида одежды, материалов; учитывая свои знания и умения учащиеся, самостоятельно выбирают сложность объекта труда, его трудоемкость.
3. Сотрудничество. Выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальный, парный, в малых группах, ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения.
При работе в группах особое внимание нужно уделить обеспечению активного участия каждого ученика в общей работе.
Таким образом, работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполненное задание будешь сам (ответственность).
При выполнении этих принципов развиваются творческие способности учащихся. Дети чувствуют себя на занятиях комфортно, исчезает комплекс неполноценности, формируется положительная «я-концепция». Ученик познает знания сам, а педагог осуществляет мотивационное управление его обучением. Ученик максимум времени работает самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это дает возможность осознать себя в деятельности, самому определить уровень знаний и умений.
Выделяют три основных этапа проектной деятельности: Организационно-подготовительный, Технологический, Заключительный.
На первом этапе перед школьниками ставится проблема-осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. Школьники должны осознать и уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект. Перед нами ставиться цель – получение в итоге деятельности полезное изделие.
Возникающие образцы будущего изделия должны найти свое воплощение в документах. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор технологии изготовления.
В чем же проявляется творчество? В постановке проблемы. В разработке вариантов моделей, в создании их эстетического вида. Изделие должно соответствовать требованиям моды и времени, иметь привлекательный внешний вид, должно быть практичным и недорогим.
На технологическом этапе ученики выполняют операции последовательно, по необходимости изменяют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – правильное и качественное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемое изделие, знания, умения, навыки.
Творчество проявляется в элементах отделки, использования фурнитуры, в оформлении готового изделия.
На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта.
Заключительный этап включает в себя много творчества – это оформление работы, исследовательская работа по сбору исторического материала, реклама изделий, окончательная отделка и представление изделий.
Проектный метод предполагает такой подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно бы выполнить». Педагогическую ценность подобного опыта трудно переоценить. При этом радикально изменяется роль учителя, он превращается в компетентного коллегу, в старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта-консультанта.
Надо делать акцент на проектах, которые реально привлекают интерес учащихся. Необходимо перейти от познавательного процесса к образовательному, от концепции «обучения чему-либо» к изучению конкретных, интересных именно ученику вещей. В этом смысле проектная педагогика оказывается исключительно перспективной.
Я думаю, что в процессе работы над проектом достигаются следующие цели, которые необходимы для дальнейшей самостоятельной жизни учащихся, это:
- Формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности;
- Формирование творческого отношения к труду, аккуратности, точности;
- Формирование навыков поисковой, анализирующей и обобщающей деятельности.
Человек, овладевший творческим подходом к делу, получает следующие преимущества:
- Творчество становится смыслом жизни и способом самовыживания.
- Творческий подход позволяет успешно разрешать противоречия, возникающие в семье, коллективе, обществе, успешно адаптироваться в новых условиях.
- В процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижение цели и т. д.
Проектное обучение следует использовать как дополнение к другим видам обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.