Первый раз в пятый класс, или Проблемы школьной адаптации

Разделы: Администрирование школы


На первый взгляд вопрос адаптационного периода пятиклассников более остро стоит в крупных школах и в школах, где основная масса детей пришла из других образовательных учреждений. Однако, и в сельских школах, учащиеся пятых классов проходят период адаптации.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, какая это школа, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени он занимает как у ребенка, так и учителя, и насколько эффективно проходит. Смысл такого периода и состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Среди общеизвестных причин возникновения процесса адаптации, о которых говорили ранее коллеги: психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка, изменение условий обучения, изменение требований, отсутствие жесткого контроля со стороны классного руководителя, хочется сказать и о такой проблеме, которая характерна в большей степени для сельской школы. Ученики и учителя, живущие в селе, принимают такие социальные роли как «сосед – сосед», «односельчанин – односельчанин», то есть дети часто видят своего учителя в обыденной, бытовой жизни: работающего на огороде, выгоняющего коров в стадо, сидящего на лавочке около дома. В такой ситуации ребенку трудно перестроиться на позиции «учитель – ученик» и очень трудно осознать, что сосед по дому может выполнять такую социальную роль, как «учитель».

Исходя из выше изложенного, наш педагогический коллектив разработал школьную программу «Преемственность», направленную на создание организационно-содержательных условий для обеспечения успешной адаптации учащихся при переходе со ступени начального общего образования – на основную ступень.

В ходе реализации данной программы осуществляется не только педагогическое сопровождение, но и психологическое.

При разработке программы мы руководствовались нормативными документами.

Нормативные документы: Письмо Минобразования РФ от 21 мая 2004 г. N 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

Цель программы: Эффективная организация учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников начальной школы – при переходе их в среднее звено.

Задачи:

  • Сохранить достигнутый на первой ступени обучения уровень успеваемости, качество знаний и средний балл по предметам.
  • Использовать систему психолого-педагогического сопровождения учащихся и их родителей в период адаптации.
  • Использовать ресурсы методической работы школы для повышения мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации.
  • Координировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 4-х и 5-х классах.
  • Совершенствовать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся.

Ожидаемый результат: Сокращение адаптационного периода до 3 месяцев, смягчение связанных с ним факторов негативного характера.

Особенностью данной программы, на наш взгляд является то, что программа помогает осуществлять комплексный подход в реализации адаптационных задач.

Структура программы: Несмотря на то, что процесс адаптации начинается непосредственно у учащихся 5 класса, мы, зная о том, что данная проблема возникнет, начинаем профилактическую работу задолго до поступления учащихся в 5 класс, то есть в начальной школе. Таким образом, в программе мы выделили два этапа:

  1. I этап – этап формирования готовности учащихся 4 класса к обучению в среднем звене (временной период – II полугодие учебного года).
  2. II этап – этап социально – педагогической и психологической адаптации учащихся 5-х классов (временной период – I полугодие учебного года).

Работа по программе «Преемственность» организована на трех уровнях: педагоги, родители, учащиеся по следующим направлениям:

  • информационно-просветительское;
  • обучающее;
  • диагностическое;
  • консультативное;
  • контроль.

В рамках работы с педагогами по всем направлениям проводятся следующие мероприятия:

Педагогические советы:

  • «Готовности учащихся 4-ого класса к обучению в среднем звене»
  • «Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период»  
  • «Преемственность в обучении между I и II ступенями образования»

Методические объединения учителей-предметников

  • «Особенности адаптации пятиклассников»

Совещания при директоре

  • «Организация адаптационного периода»

Собеседования с учителями-предметниками

  • Рабочие совещания и собеседования с классными руководителями и учителями – предметниками 5-го класса
  • Проведение в 4-м классе итоговых контрольных работ по предметам
  • Входной административный контроль
  • Классно-обобщающий контроль в 5-м классе
  • Текущий административный контроль

Сравнение результатов контрольных работ, наблюдение за учащимися во время урока позволяет отслеживать процесс адаптации.

Педагогический коллектив уделяет огромное внимание работе с родителями. В проблеме перехода из начальной школы в среднюю необходимо обратить внимание родителей на следующие моменты:

  • ухудшение успеваемости;
  • существенные различия в обучении в начальной и средней школе.

Поэтому интенсивно ведется информационно-просветительская работа с родителями через организацию и проведение родительских собраний и педагогических лекториев, где родителей знакомят с психологическими особенностями данного возраста детей, даются рекомендации по развитию учебной деятельности их детей, умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.  

Инспектор по охране прав детства совместно с классным руководителем посещает на дому пятиклассников с целью контроля выполнения родителями рекомендаций.

В рамках работы с учащимися проводятся классные часы «Мы – пятиклассники». Оказывается своевременная и необходимая организационная помощь, и психологическая поддержка ученикам.

Проводятся диагностические исследования по методике (ГИТ) для определения уровня интеллектуального развития учащихся особенностей личностного развития учащихся по методике Дембо–Рубенштейн. Проводится анкетирование «Определение школьной успешности ученика».

Приложение