Урок-зачет по математике "Умножение многозначных чисел на 2-значные, 3-значные, деление на круглые числа"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • проверить и закрепить знания, умения, навыки по данной теме при решении задач, устного счета, в действиях с величинами, при нахождении площади фигур, при решении уравнений;
  • развивать навыки контроля и взаимного контроля и навыков сотрудничества;
  • воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, прививать интерес к предмету.

Оборудование: музыкальная шкатулка, дидактический и раздаточный материал, технические средства (телевизор, компьютер), скрипка, телескоп, картины звездного неба (созвездия: Лиры, Малой Медведицы, Овена, Персея, созвездие Рыб, Большой Медведицы).

Ход урока

Актуализация.

Учитель: отгадайте загадку

«Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром – нет ничего». (Звезды)

(Звучит музыка, на экране телевизора фрагмент звездного неба)

Звезды всегда привлекали внимание людей. Люди часами могут смотреть в небо, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, оно исполнится.

У нас с вами сегодня волшебный звездопад. Падают звезды с разных созвездий и несут с собой тайну. А кто разгадает тайну, у того исполнится желание, он (получит) поставит себе звездочку на «облачко»

  • красную – отлично,
  • зеленую – хорошо,
  • желтую – можно подтянуться.

А кто сегодня не получит звезд, у того желание исполнится завтра или послезавтра, но обязательно исполнится. У людей возникла идея дать название фигурам, состоящим из звезд – созвездия. За звездами астрономы наблюдают с помощью телескопов (фото).

О рисунках из звезд древние греки складывали легенды.

Мы сегодня будем путешествовать по созвездиям и проверять вычислительные навыки, необходимые для такого рода путешествий. Вы будете сами проверять и оценивать свои работы. Тема урока – зачета: умножение на 2-значное, 3-значное число, деление на круглые числа. Маршрут путешествия вы видите на доске. Срывается звезда и летит к нам (звучит музыка), в каком созвездии она находится, догадайтесь:

Ученик:

В темном небе звездной ночью
Я нашел семь ярких точек,
Семь горящих глаз нашел,
Называются ковшом.

Учитель: Путешествие начинаем с созвездия Большой Медведицы. Послушайте легенду.

Ученик-(звездочет): Большая Медведица имеет форму ковша, которая объединяет 7 звезд. Название происходит из истории о любви. Зевс, Бог богов, влюбился в красивую нимфу Каллисто. У них родился сын. Когда жена Зевса узнала об этом, она превратила Каллисто в медведицу.

Устный счет.

Учитель: Много тысячелетий провела Большая Медведица в космосе, но не знает, сколько созвездий насчитали астрономы, а мы узнаем, если правильно прочитаем выражения и найдем их значение.(2 учащихся выполняют задание на компьютере). 

32 х 30 х 100 =          (96000)
12 х 14 =   (168)
15 х 30 + 60 х 40 =   (2850)
(20 х 50 - 130) : 10 =   (87)

Учитель: Отбросьте лишнее число в ответах, как отработанную ступень в ракете и вы узнаете, сколько созвездий насчитали астрономы. Как вы догадались? (Нечетное число)

– Астрономы насчитали 87 созвездий. Если числа расположите в порядке убывания, то прочитаете пословицу, которую оставила нам звезда. (Числа записаны на бумаге, с обратной стороны – слова.)

Через тернии к звездам.

Учитель:

– Объясните смысл пословицы. Оцените свою работу.

– Много трудностей придется преодолеть, если будем работать дружно и помогать друг другу, мы успеем побывать в гостях у каждого созвездия.

– Назовите другое созвездие, которое имеет так же 7 звезд?

Ученик: Это Малая Медведица, она тоже похожа на ковш, но он меньшего размера и перевернутый. На конце его ручки Полярная звезда.

Решение выражений с величинами (по вариантам).

Учитель:

– Чтобы долететь до Полярной Звезды, 1-й вариант будет находить остаток горючего нашего корабля, а 2-й вариант узнает, сколько провизии нужно для путешествия. Решаем в тетрадях.

1-й в.         2-й в.
2 т 306 кг х 34 =   4 т 50 кг : 50 =

Учитель:

  • Объяснить порядок решения.
  • Самостоятельная работа по вариантам.
  • Проверка учителем индивидуальной работы.

Проверка.

Учитель:

– Сколько горючего осталось на корабле? (78 т 404 кг)

– Сколько провизии нам нужно? (81 кг)

– Хватит ли нам 81 кг?

– Оцените свою работу.

Учитель:

– Продолжаем путешествие дальше. Смотрите, мы на распутье. От созвездия Малой Медведицы 3 пути из космических тел и надпись: «Верный путь тот, где ответ не самый большой и не маленький. По какому пути мы пойдем?

Х – 12 х 6 = 0          (х =72)
Х : (65 х 1) = 1   (х = 65)
210 : х = 420 : 6   (х = 3)

Решение уравнения (работа парами, взаимопроверка).

Учитель:

– Мы летим в созвездие Рыб.

Ученик:

– По одной из легенд Зевс вел жестокую борьбу за власть с ужасным чудовищем, у которого были сотни голов, из пастей которых извергалось пламя. Боги, не устояв перед чудовищем, бежали и превратились в различных животных, а дочь Зевса – Афродита с сыном бросились в реку и обратились в рыб. В память об этом событии рыбы были «вознесены» на небо.

Учитель:

– Созвездие Рыб дарит нам золотых рыбок. Сколько их? Чтобы это узнать, нужно записать под диктовку уравнение, неизвестное число и есть количество рыб. Работаем парами, проверяем друг у друга.

Х х 60 = 820 х 15            (х = 205)
  • Проверка.
  • Самооценка.

Физическая минутка.

Дальний путь, нужно отдохнуть. Постарайтесь поймать звезду. Учащиеся повторяют действия учителя.

Учитель: Поймали звезду? А я поймала, она в созвездии Персея, мы летим к созвездию.

Ученик: Легенда о Персее, который спас красавицу Андромеду. Давным-давно в южной стране Эфиопии правили царь Цефей и царица Кассиопея. Была у них дочь Андромеда.

Царица гордилась своей дочерью и любила говорить, что нет никого прекраснее ее. Когда об этом услышали жившие в море красавицы-волшебницы, они очень рассердились и попросили своего отца – властелина морей – наказать Кассиопею и Андромеду. Властелин морей послал огромное морское чудовище, чтобы он съел Андромеду. Но появился непобедимый герой Персей и спас ее. С тех пор на небе появилось созвездие Персея.

Учитель: Пока мы слушали легенду, звезду захватили инопланетяне, требуют выполнить задание: каждой группе собрать фигуру из частей, назвать ее, вспомнить существенные признаки и найти площадь этой фигуры.

Практическая работа (работа в группах)

Торопись, но не ошибись.

Самостоятельная работа.

Учитель:

– Сравните с образцом свои отаеты (на доске ответы в геометрических фигурах).

– Оцените себя.

Учитель: Инопланетяне довольны вашей работой, но как они выглядят? Пофантазируйте. (Учащиеся выполняют работу у доски, работа по группам.)

Творческая работа.

Учитель: Чья фигура самая интересная? Все поставьте себе за работу красные звездочки. Я даже не ожидала, что у вас такая фантазия. Путешествие продолжается.

Решение задач (дифференцированный подход, работа по карточкам)

Учитель: Следующая звезда падает из созвездия Овна. У нас Юля родилась под этим созвездием.

Ученик: Раньше это созвездие называлось Золотым Руном – это баран с золотой шерстью. Богиня облаков Нефела спасла своих детей, закутав их в шерсть барана.

Учитель: Звезда принесла на своих лучах задачу о космических спутниках. Задание: задачи у всех разные. Внимательно прочитать, выбрать верное решение, проверить его на черновике. Если решим задачу, мы определим с какой скоростью полетим дальше.

Карточка 1. Космический корабль летит со скоростью 12000 м/мин, а астероид в 3 раза больше. С какой скоростью летит астероид?

Б). – 400 м/мин
А). – 36000 м/мин

Карточка 2. Скорость космического спутника 7200 м/мин, это в 2 раза меньше скорости нашего корабля. С какой скоростью летит наш корабль?

Б). – 7202 м/мин
В). – 14400 м /мин

Самостоятельная работа.

Проверка.

Учитель: Поднимите руку, кто выбрал верное решение под вариантом

А. – подарите себе желтую звездочку.
В. – подарите себе красную звездочку.

Учитель: Мы выполнили задание, оцените себя, со скоростью 14400 м/мин полетим к созвездию Лира.

Ученик: Для греков Лира была музыкальным инструментом, который помог Орфею спасти свою невесту от смерти. (ученик исполняет музыкальное произведение на скрипке).

Решение примеров (соревнование).

Учитель: В созвездии Лира только 4 звезды и они заколдованы. Если мы решим примеры столбиком, то расколдуем звезду и себе поставим столько звездочек, сколько правильно решим примеров. Соревнование между девочками и мальчиками.

206 х 308            208 х 305
4060 х 250   5080 х 360
124 х 253   351 х 242

– Проверка только ответов, количество звездочек называют девочки и мальчики, кто больше.

Подведение итогов.

Учитель:

Много заданий выполнили мы, которые давали нам небесные светила. Достаточно ли наших знаний для такого путешествия?

– Что помогло преодолеть трудности и достичь успеха?

– Верь в себя и все получится, удача отвагу любит.

– Подведем итоги. Возьмите свои звездолеты со своими звездочками и украсьте наш волшебные звездопад.

– Посмотрите, сколько красных звездочек, которые показывают, что вы умеете умножать и делить. Оказывается, звездочки бывают не только в космосе, а и у нас в классе. Какой день будет отмечать наша страна 12 апреля? Созвездия прощаются с нами до 12 апреля и благодарят нас словом, которое постарайтесь отгадать.

Кроссворд.

  1. Мера длины, состоящая из 10 дм? (Метр)
  2. Геометрическая фигура с равными сторонами, но непрямыми углами. (Ромб)
  3. Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч)
  4. Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка)
  5. Прямоугольник с равными сторонами (Квадрат)
  6. Знак, символ для обозначения числа. (Цифра)
  7. Следующее число за числом 3. (4)

Чтение слова: МОЛОДЦЫ!

Звезды желают удачи, но советуют всегда помнить: Учиться – всегда пригодится!

Используемая литература:

  1. Л.Е. Стрельцова «Глаголь и добро», Москва, «Просвещение», 2004.

Приложение