Учебное занятие по рассказам Л.Н. Толстого

Разделы: Начальная школа


На уроки по творчеству Л.Н.Толстого по программе «Литературное чтение для 2–4 кл.» В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой в 3 классе выделено 6 часов.

Я предлагаю методическую разработку учебного занятия по рассказам Л.Н.Толстого в нетрадиционной форме. Занятие рассчитано на 2 часа. Первый час организован в форме литературной гостиной, где уделяется время более глубокому знакомству с биографией писателя, обращается внимание на человеческие качества Льва Николаевича. Вторая часть урока организована в технологии игрового обучения: Турнир Знатоков. В этом заключается актуальность и оригинальность идеи.

Данная методическая разработка носит компетентностно ориентированную направленность. В уроке используются информационные технологии с целью привлечения внимания учащихся к материалу, пробуждения интереса ребят к предмету, к акцентированию внимания на основных моментах жизни писателя. Технология игрового обучения помогает коммуникативную компетентность, создаёт дух соревнования, вызывает желание показать себя с лучшей стороны.

Тема: Учебное занятие по рассказам Л.Н.Толстого.

Цели:

  1. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.
  2. Развитие интереса детей к русской классической литературе.
  3. Воспитание гуманизма, уважения к общечеловеческим ценностям.
  4. Раскрытие смысла понятия «человек» в понимании Л.Н.Толстого.

Подготовка к уроку:

  1. Детям предлагается список литературы для чтения: «Два товарища», «Куда девается вода из моря?», «Какая бывает роса на траве», «Белка и волк», «Старый дед и внучек», «Как ходят деревья», « Филипок», «Прыжок», «Акула», «Косточка», «Правда всего дороже».
  2. Предлагается нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению Л.Н.Толстого.
  3. Ребята с помощью учителя готовят сообщения о жизни писателя.
  4. Учитель готовит презентацию.

Оборудование: мультимедийный проектор, карта Самарской губернии, карта Самарской области, книги Л.Н.Толстого.

1 час – Литературная гостиная. 

1. Постановка цели занятия.

Ребята, сегодня мы проводим занятие, посвящённое жизни и творчеству великого русского писателя Л.Н.Толстого. Мы более подробно познакомимся с биографией Льва Николаевича Толстого. (Слайд 1).

2. Знакомство с биографией писателя.

- Группа ребят готовила материал о биографии Л.Н.Толстого. Им предоставляется слово. (Дети по очереди рассказывают подготовленный материал, а учитель иллюстрирует рассказ слайдами.)

Ученик 1. Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне. (Слайд 2) Родители его происходили из старинных дворянских родов и были, по словам самого писателя, «люди образованные, добрые, благочестивые». Его предок, П.А.Толстой, был сподвижником Петра 1. Л. Толстой находился в родстве с А.С.Пушкиным: прабабка великого поэта и прабабка матери Л.Н.Толстого были сёстрами. Писатель рано потерял мать. Он её не помнил. Она умерла, когда ему было полтора года. (Слайд 3)

Ученик 2. Детство своё Л.Толстой провёл в Ясной Поляне. Его окружала среднерусская природа, рядом с ним текла простая и естественная крестьянская жизнь. (Слайд 4) Играя, Л.Толстой и его братья придумали, что тайна, как сделать всех людей счастливыми, написана на зелёной палочке, зарытой у дороги, на краю Старого Заказа. Запомнилось детство Толстому и весёлыми выездами на охоту, семейными чтениями по вечерам. (Слайд 5)

Ученик 3. В 1837 году семья Толстых из Ясной Поляны переехала в Москву. Первое впечатление от Москвы было сильным и радостным: «Был хороший день, и я помню своё восхищение при виде московских церквей домов…» (Слайд 6)

В июне этого же года внезапно умер отец Толстого. Главная роль в воспитании детей выпала на долю их дальней родственницы Т.А.Ергольской. Она была «самое важное лицо в смысле влияния на мою жизнь, - говорил потом Л.Толстой, - она научила меня духовному наслаждению любви, «прелести неторопливой, одинокой жизни». (Слайд 7)

Ученик 4. В 1844 году (16лет) писатель поступил в Казанский университет, один из лучших университетов того времени. (Слайд 8)Проучившись около трёх лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Он был поразительно способен к языкам, занимался историей музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьёзно читал. Всю свою жизнь пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

Ученик 5. В 1847 году Л.Толстой оставил университет и возвратился в Ясную Поляну. (Слайд 9)

В 1849 году создаёт в Ясной Поляне свою первую школу для крестьянских детей, но и школа его тогда не увлекла.

Ученик 6. В 1851 году Л.Толстой поступает на военную службу и уезжает на Кавказ. Там он хотел испытать себя, проверить, храбрый ли он человек.

Во время Крымской войны, в 1855 году, Лев Николаевич командовал батареей в Севастополе, осаженном вражескими войсками. В окопах, под пулями он написал «Севастопольские рассказы», которые принесли ему широкую известность.(Слайд 10)

Ученик 7. После окончания войны Толстой подал в отставку и решил посвятить свою жизнь литературе. Поселившись в усадьбе Ясная Поляна, Лев Николаевич отпускает крестьян на волю, защищает их интересы в суде, организует школу для крестьянских детей. Создавая школы, Толстой пытался вывести людей России на новые пути. Люди образованного круга должны были, по замыслу писателя, передавать «простому народу» знания, воспринимать же сами от него его нравственное здоровье и цельность, и так вся «жизнь должна была измениться самым решительным образом. (Слайд 11)

Ученик 8. Для своих учеников Л.Толстой написал сказки и истории, среди которых «Три медведя», « Филиппок», «Кавказский пленник», «Муравей и голубка» и ещё много других. Сам писатель преподавал историю.(Слайд 12,13)

В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

Ученик 9. Власти запрещали печатать некоторые произведения, закрыли школу в Ясной Поляне.

Л.Толстой жил скромно, стараясь обслуживать себя сам, знал и крестьянский труд: умел косить, пахать. Писатель работал ежедневно, был великим тружеником. Собрание его сочинений составляет 90 томов.

9 ноября 1910 года Лев Николаевич тайно ушёл из дома, тяготясь бытом помещичьей усадьбы, по дороге простудился и умер 19 ноября на станции Астапово.

Похоронен Л.Толстой по его воле в Ясной Поляне, на краю Старого Заказа, там, где, как думалось ему в детстве, зарыта зелёная палочка с тайной общего счастья всех людей. (Слайд 14, 15)

3. Слово учителя о пребывании Л.Н.Толстого в Самарском Заволжье.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, как связана жизнь Л.Н.Толстого и Самарское Заволжье? (Ответы детей).

Оказывается, Лев Николаевич несколько раз посещал наш край, здесь он покупал имение. Впервые писатель побывал в Самарском Заволжье в 1862 году с целью лечения кумысом. От Самары до Каралыка (ныне Гавриловка) Л.Толстой проехал на лошадях. Степь пленила великого писателя своими просторами, девственностью и здоровым климатом. Писатель быстро сошёлся с местными кочевниками-башкирами.

Следующая поездка состоялась в 1871 году, с 14 июня по 28 июля. Лев Николаевич приезжал с братом жены Стёпой Берс и слугой Ив. Суворовым. Путь лежал через Саранск, Арзамас, Н. Новгород, по Волге – до Самары. От Самары на Каралык путь лежал через Дубовый Умёт, Подъём-Михайловку, Дмитриевку, Богдановку. Самовольную Ивановку. (Слайд 16) Здесь против воли жены Л.Толстой покупает имение, в надежде, что оно будет приносить прибыль.

В начале июня 1873 года в имение приезжает семья писателя.

В 1883 году с 23 мая по 28 июня Л.Н.Толстой был в нашем крае в последний раз. Дела в имении шли неважно. Большую часть земли писатель раздал крестьянам.

Пребывание в нашем крае оставило в душе Льва Николаевича глубокий след. Отдельные моменты из Самарской жизни были отражены им в произведениях.

С выездом Л.Толстого не прерывал связей с Заволжьем, вёл активную переписку с крестьянами, от которых узнавал новости их жизни, помогал материально.

Люди нашего края чтут память Л.Толстого. На местах пребывания установлены памятные знаки: на Чапаевке – 4метровая стела со скульптурным портретом великого писателя; на Сухом Тананыке – плита. В селе Гавриловка на фасаде клуба имени Л.Толстого прикреплена мемориальная доска. В Гавриловской, Шариповской, Алексеевской школах созданы музеи Л.Н.Толстого. (Слайд 17)

4. О роли Л.Н.Толстого в литературе.

Ребята, роль Л.Толстого в жизни литературы была бесконечно велика.

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Послушайте, как говорили о Л.Толстом А.П.Чехов и М.Горький, А.Блок.

А.Чехов: «…когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно быть литератором; даже сознавать, что ничего не сделал и не делаешь, не так страшно, так как Толстой делает за всех». (Слайд 18)

М.Горький: «Всё, что он говорил, было удивительно просто, глубоко и хотя иногда совершенно неверно, - по-моему, - но ужасно хорошо. Главное же просто очень…он всё-таки – целый оркестр… Совершенно непонятно, что такое гений. Гораздо проще и яснее говорить – Лев Толстой..» (Слайд 19)

А.Блок: «Пока Толстой жив, идёт по борозде за плугом, за своей белой лошадкой – ещё росисто утро, свежо, нестрашно, упыри дремлют, и – слава богу. Толстой идёт – ведь это солнце идёт».

Ребята, как вы думаете, почему Л.Толстого называют гением, солнцем?

5. Итог занятия.

- Ребята, что нового вы узнали о жизни Л.Н.Толстого?

- Что вас удивило?

- Что больше всего запомнилось?

- Ребята, послушайте слова Л.Н.Толстого о том, каким должен быть ученик. (Слайд 20)

2 час - Турнир знатоков жизни и творчества Л.Н.Толстого. 

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, какие произведения Л.Толстого вы читали? (Ответы детей).

Ребята, кто из вас какой сюжет понравившегося произведения проиллюстрировал? (Дети знакомят со своими работами и вывешивают их на стенд).

А теперь давайте выясним, кто же из вас лучше всех знает биографию и творчество писателя? Для этого проведем сначала отборочный тур. (Учитель задаёт вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают орден Умника.)

Отборочный тур. 

1. Откуда эти строки:

А) «Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?» («Два товарища»);

Б) «Отчего вода не течёт через край?» ( «Куда девается вода из моря?»);

В) «Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его». ( «Какая бывает роса на траве».);

Г) «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт». («Белка и волк»);

Д) « А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». («Старый дед и внучек».)

2. Назовите имена детей, которые Л.Толстой использовал в своих произведениях.

(Филиппок, Миша, Ваня).

3. Разгадывание кроссворда.

  1. Кто стрелял в своего сына?
  2. Что съел Ваня без разрешения?
  3. Кто, не боясь собак, не слушая запреты матери, ушёл в школу?
  4. Что дороже всего?
  5. Кто напугал мальчиков, выплывших в открытое море?
  6. Кто помог понять, что «плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают»?
  7. В чём купались моряки?
  8. Какое растение самостоятельно ходило?
  9. Кто заставил мальчика залезть наверх мачты?
  10. Кто объяснил волку, что он зол?

По итогам отборочного тура выбираются 3 человека, набравших наибольшее количество орденов. Они выходят в финал. В финале участникам предлагаются 3 дорожки – жёлтая, зелёная и красная. На зелёной дорожке предлагается 4 вопроса и можно ответить неправильно 2 раза. На жёлтой дорожке предлагается 3 вопроса, можно ответить неверно 1 раз. На красной дорожке - 2 вопроса, но ошибаться на ней нельзя. Право выбрать первому дорожку предоставляется тому, кто набрал наибольшее количество орденов.

Вопросы зелёной дорожки.

  1. Когда родился Л.Н.Толстой?
  2. Откуда эти строки «В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»
  3. Как называлось родовое имение Толстых?
  4. Где похоронен Л.Н.Толстой?

Вопросы жёлтой дорожки.

  1. Во сколько лет Л.Толстой поступил в Казанский университет?
  2. Какая тайна была написана на «зелёной палочке»?
  3. Откуда эти строки: «Секунд через сорок – они долги показались всем – вынырнуло тело мальчика»?

Вопросы красной дорожки.

  1. Кто может называться человеком по мнению Л.Толстого?
  2. Какой рецепт счастья дан в сказке «Два брата»? (Кто найдёт этот камень, тот пускай идёт прямо в лес на восход солнца. В лесу придёт к реке: пускай плывёт через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдёшь счастье».

4. Награждение победителя.

Победитель награждается медалью «Знаток творчества Л.Н.Толстого».

Приложение