Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"

Разделы: География

Класс: 9

Ключевые слова: Урал


Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал.

 

Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР).

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
  • Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
  • Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: физическая и административно-политическая карты России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство; контуры Центрально-Черноземного, Северного, Северо-Кавказского экономических районов; портреты А.Е. Ферсмана, П.П. Бажова; иллюстрации Кунгурской, Каповой пещер и реки Чусовой; презентация «Минералы Урала».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

II. Проверка знаний.

Учитель: Важнейшим методом географической науки является районирование, которое позволяет характеризовать крупные районы страны по специализации, участию в территориальном разделении труда. Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите на карте.

Ученики: Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию).

Учитель: На сколько экономических районов по «госплановскому делению» 1961 года разделена территория России?

Ученики: на 11(8 экономических районов в Западном макрорегионе и три – в Восточном).

Учитель: С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились?

Ученики: Центральным, ЦЧР, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным, Северо-Кавказским, Поволжским.

Учитель: По описанию определите, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте.

  1. Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)
  2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)
  3. Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)
  4. В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный)
  5. Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)
  6. В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)
  7. «Автомобильный цех страны». На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. Перед Великой отечественной войной существовала республика немцев. Острые экологические проблемы, связанные с загрязнением водного бассейна. (Поволжский)

Учитель: По контурам постарайтесь узнать экономический район (показываю контуры Центрально-Черноземного, Северного и Северо-Кавказского экономических районов)

Учитель: Вашим домашним заданием была совместная творческая работа по созданию образа Поволжского экономического района (Прил.1). Посмотрим, как вы с ней справились.

(Комментарии учащихся)

III. Изучение нового материала.

Эпиграф на доске:

Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским!
С. Щипачев

Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района. Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал.

Определите, какие субъекты РФ составляют УЭР.

Ученики: Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

Учитель: Площадь района составляет 824 тыс. кв. км.

Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР.

Ученики: Свердловская область, республика Удмуртия.

Учитель: Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь?

Ученики: Это города-миллионники.

Учитель: Оцените экономико-географическое положение Урала по плану:

  1. Положение района на территории страны.
  2. Соседние районы, государства.
  3. Выход к морю
  4. Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам.
  5. Транспортное положение.

Ответы учащихся: Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном (тесные добрососедские отношения, но большой проблемой является поток наркотиков). Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря

С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы).

Учитель: Давайте проанализируем основные этапы изменения экономико-географического положения Урала (табл. 61 на стр. 288 учебника)

Работа с учебником.

Учитель: Сравните ЭГП Урала и Поволжья. Что общего и какие черты различия?

Ответы учащихся.

Учитель: Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Оценим природные условия.

Ученики: Природные условия малоблагоприятные. Горный пояс Урала оказал влияние на особенности климата региона, который меняется в трех направлениях: с севера на юг, с запада на восток и от подножий гор к их вершинам. На севере – многолетняя мерзлота, на юге – плодородные почвы. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье. Таким образом, более благоприятные условия имеет Предуралье и юг Урала.

Учитель: Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу?

Ученики: Минеральные.

Учитель: По разнообразию минеральных ресурсов УЭР не знает себе равных среди экономических районов России. Здесь 15 тысяч месторождений полезных ископаемых.

Главное богатство района - руды черных и цветных металлов.

Учитель: Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны.

А с чем связано размещение полезных ископаемых?

Ученики: С геологическим строением.

Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье?

Ученики: В восточных предгорьях и Зауралье (Свердловская, Челябинская области)

Учитель: Две трети железорудных запасов Урала содержится на Качканарском месторождении. Медные руды: Свердловская область (Красноуральск, Ревда), Челябинская область (Карабаш), Оренбургская область (Медногорск).

Какими основными видами представлены топливные ресурсы?

Ученики: нефтью, углем, газом.

Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти?

Ученики: Пермский край, Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область.

Учитель: В Оренбургской области находится крупнейшее в европейской части страны газоконденсатное месторождение. Небольшие запасы угля расположены в Кизеловском (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь - Копейск) бассейнах. Урал обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение.

Ученики: Верхнекамский бассейн.

Учитель: Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. Богат Урал и благородными металлами (золотом, серебром, платиной). А о каком богатстве повествует писатель Бажов в своих рассказах? (обращаю внимание на портрет Бажова).

Ученики: о драгоценных и поделочных камнях.

Учитель: Это минералы. Академик Ферсман (показываю портрет) назвал Урал «жемчужиной минерального царства», «минералогическим раем». Здесь обнаружено более 5 тысяч минералов. В Ильменском заповеднике на площади 303 кв. км. сосредоточено 5% всех минералов Земли!

Вот они, минералы, прославившие Урал! (Прил.2. Презентация Упакована совместно со звуковым файлом сопровождения).

Учитель: Продолжаем характеризовать ресурсы Урала.

40% территории района занимают леса. Большая часть из них выполняет рекреационную и санитарную функции. На севере - леса для промышленного использования. Назовите субъекты, где лесные ресурсы значительны.

Ученики: Пермский край, Свердловская область, Башкирия, Удмуртия.

Учитель: Почвенно-земельные ресурсы. В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в какой зоне находятся плодородные почвы?

Ученики: на юге района (зона степей)

Учитель: Агроклиматические ресурсы позволяют заниматьсяземледелием в теплое время года. Что выращивают на Урале?

Ученики: зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель.

Учитель: Какое развито животноводство?

Ученик: мясо-молочное скотовотство и свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство.

Учитель: Одна из острейших уральских проблем – это нехватка …

Ученики: воды.

Учитель: На первый взгляд парадокс! Взгляните на карту района – какое обилие рек. Их на Урале 69 тысяч! Так в чем же проблема?

Ученики: водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой западный склон. Берут начало реки в горах, в верховьях маловодны. Большое потребление воды промышленными предприятиями (особенно металлургическими и химическими).

Учитель: Водная проблема решается путем создания прудов и водохранилищ: сейчас в районе более 300 крупных искусственных водоемов. Уже построены крупные водоотводы от реки Уфы к Екатеринбургу и Челябинску. К последнему планируется перебрасывать воду из реки Тавды.

Рекреационные ресурсы. Неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны. На Урале много районов оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Соликамск, Ижевск. Здесь находятся интересные объекты природы (показываю иллюстрации): знаменитая на весь мир Кунгурская ледяная пещера, длиной 5,6 км, состоящая из 58 ледяных гротов и около 60 озер; Каповая пещера (рес. Башкирия) - в ней обнаружены настенные рисунки верхнепалеотического человека с изображением мамонта, лошади и носорога; река Чусовая - одна из красивейших рек России.

Учитель: Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскуднении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологически район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге. 

IV. Закрепление.

Учитель: Итак, какой экономический район мы с вами сегодня начали изучать?

Ученики: Уральский.

Учитель: Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте:

Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам азиатской части страны.

В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).

Природные условия Урала в целом очень благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных.

Ответы учащихся.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок (подводятся итоги урока).

V. Домашнее задание:

§ 56, выполнить задания на контурной карте, предложить свой путь решения водной проблемы Урала.