Цели:
- формировать у учащихся умение классифицировать слова и ставить к ним вопросы, развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость.
- Воспитывать любовь к птицам, учить наблюдать.
- Здоровьесохраняющая.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель.
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок! Мы проведем с вами игру «Заменялки» и узнаем, кто же придет к вам в гости на урок.
- Вода, которая замерзла (лёд).
- Высыпал первый пушистый (снег).
- Куча снега, наметенная ветром (сугроб).
- Кто рисует на окне зимние узоры (мороз).
- Сильный ветер со снегом (метель).
К какому времени года относятся эти слова (зима).
Правильно.
Сегодня вместе с зимой мы будем путешествовать по её белоснежным просторам. Ребята, посмотрите в окно. Все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Давайте покажем, как кружатся снежинки.
(Танцуют, медленно под музыку поднимая и опуская руки).
Давайте из снежинок слепим комочек снега.
Представьте, что в руках воздушный шарик. Давайте поиграем с ним, покрутим его.
Как воздух выходит из шарика.
(С-С-С).
– Какой звук слышим?
– Какой буквой он обозначается?
Вспомним написание этой буквы в воздухе?
Пропишем в тетради эту букву и повторим соединение среднее, верхнее, нижнее.
Чистописание.
с сс ссс со ск сл ос
скворец сорока снегирь
Пришла морозная зима.
Игра «Доскажи словечко».
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его….
Скворец.
Запишите в тетради отгадку.
– Проверьте, правильно ли вы записали.
Верещунья, белобока,
А зовут её….
Сорока.
Запишите и проверьте.
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь.
Как зовут тебя?
Снегирь.
Запишите и проверьте.
– Каких вы еще знаете птиц?
– не забывайте о бережном отношении к нашим пернатым друзьям
Птицы – наши друзья!
– Прочитайте предложение на доске.
Спишите.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Определите, какой частью речи является каждое слово.
Докажи: почему слово зима является частью речи именем существительным?
- Обозначает предмет.
- Отвечает на вопрос что?
А на какой еще вопрос может отвечать (кто?)
Сегодня мы будем учиться различать имена существительные по вопросам.
Слушайте внимательно, находим глазами отгадку старательно.
-
Не воин, а со шпорами.
Не караульщик, а кричит.
(петух). -
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
Кто ж это?
(собака). -
На жарком солнышке подсох.
И рвется из стручков.
(горох). -
Про кого говорят –
«Этот дом высокий строит»?
(строитель) -
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(морковь)
– Какие вопросы можно задать? Кто? Что?
– Что обозначают эти слова?
(Предмет).
– Какой частью речи они являются?
(Именем существительным).
Вывод: имена существительные, обозначающие людей и животных, отвечают на вопрос кто?
Придумать свои примеры (устно).
Работа по карточкам ВПЗ (взаимопроверка заданием).
Работа с книгой. упр. 230. Стр. 106.
Прочитать.
Выполнить самостоятельно по заданию.
1 вариант. Выписывают слова с вопросом (кто?)
2 вариант. Выписывают слова с вопросом (что?)
Кто? Птицы: чечетка, снегирь, дятел.
Что? Деревья: рябина, ель, сосна.
Проверка.
Физкультминутка.
Проворная зверюшка
Живет в дупле – избушке.
Целый день скок – поскок
Скок – поскок
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок.
Кто это?
(белка).
Творческая работа в группах.
Составление рассказа миниатюры по картине «Белка».
Перед вами иллюстрация, с опорой на указанные слова (дупло, зима, орешки, грызет, тепло, серая шерсть, грибы).
Составляем рассказ. Командир от группы читает задание.
– В предложениях назвать одушевленные и неодушевленные имена существительные, делая выводы.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?
– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?
Игра «Поможем зиме».
Зима разметала свои снежинки со словами.
Поможем их правильно разложить в кармашки по вопросам.
Озвучивается каждый ответ.
Домашнее задание.
Упр. 236, 238. стр. 109 по выбору.
Итог урока.
Учитель.
Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок.
О чем сегодня говорили на уроке?
Все ли было понято на уроке? Усвоил ли каждый из вас тему?
Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
Ребята, попробуйте оценить свою работу.
На столе лежат сигнальные карточки.
Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающегося человечка.
Если где-то в чем-то не уверенны, то покажите задумчивого человечка.
Отметка своей работы учащимися.
Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.
Сегодня на уроке хорошо поработали…
Спасибо! Урок закончен!