Цели:
- закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных родительного падежа в мужском и среднем роде.
- формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде в творительном и предложном падежах.
- развивать грамматическую зоркость, речь учащегося, творческое воображение.
- содействовать воспитанию доброты, чувства товарищества.
Оборудование:
- компьютер
- карточки (по степени трудности)
- сигнальные карточки
- таблицы с окончаниями имен прилагательных в творительном и предложном падежах.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь, дружок.
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня в очередной раз отправимся в путешествие в страну грамотности.
В пути вам встретятся различные преграды, а чтобы их преодолеть, необходимо взять в дорогу Смекалку, Находчивость, Быстроту! Итак в путь!
- Тема сегодняшнего урока: Творительный и предложный падежи. (написано на доске)
- Наша цель: Научиться правильно писать окончания имен прилагательных в творительном и предложном падежах в мужском и среднем роде.
III. Чистописание.
А сейчас я хочу вас пригласить на игру «Секрет»!
Откройте свои тетради, проверьте число, классную работу.
а) Я буду вам диктовать словосочетания, а вы должны записать только окончания имён прилагательных (писать необходимо каллиграфически, соблюдая правильное соединение букв).
- у оловянного солдатика, синего неба, голубого озера, дремучего леса, красного цветка, зимнего пальто.
Проверим, все ли верно выполнили! (по компьютеру)
- Что вы можете сказать об этих окончаниях? (окончание родительного падежа)
- Что вы должны помнить об этом падеже? В чем же секрет? (говорим – какова?, а пишем – ого, его)
IV. Словарная работа.
б) На следующей строчке запишем следующие слова, где встречаются эти соединения. (Работаем с безударными гласными) погода, сегодня (особенность этого слова; еще по одному слову запишите самостоятельно)
в) Составить устно предложения. (восклицательное, вопросительное, повествовательное предложение)
V. Повторяем то что знаем.
г) На третьей строчке запишем пословицу.
- Без доброго дела нет доброго имени.
Как вы понимаете смысл пословицы?
(Надо делать хорошие дела, и тогда про тебя будут хорошо говорить.) - Правильно! Если вы хотите, чтобы имя ваше называли с благодарностью, то старайтесь помогать людям, быть чуткими ко всем окружающим. А сейчас найдите имена прилагательные и определите их падежи.
- Как определить падеж имени прилагательного? (правило)
- Какие же окончания у прилагательных в родительном падеже в мужском и среднем роде
- ого – его -
- Преграда преодолена!
VI. Постановка проблемного вопроса.
А теперь вас ждет новое испытание.
Вставьте окончания в эти словосочетания.
(запись на доске)
Голуб… небом, о голуб… небе
Син… платком, о син… платке
- Какие окончания? Как узнать? Правило!
Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.
На какой вопрос отвечает прилагательное в творительном падеже?
Какие окончания? А в предложном падеже какие окончания?
(Вывешиваю таблицу).
- Запишем в тетради вывод.
Творительный падеж | Предложный падеж |
(каким?) | (о каком?) |
им, ым | ом, ем |
Запомните, они понадобятся в дальнейшей работе.
VII. Знакомство с новым материалом.
А сейчас откроем тихонько учебники на стр.113.
Ознакомимся с выводом в учебнике.
а) Проверьте друг друга.
- Выполним практическую работу (устно).
б) № 256. (по вариантам)
в) Составьте предложения с одним из словосочетаний.
· Синтаксический разбор.
Еще преграда преодолена.
VIII. Физминутка.
Путешествие тоже утомляет, поэтому
- Всем теперь тихонько встать.
- Руки вверх вам всем поднять! (подтянуться два раза)
- А теперь их опустить.
- А теперь их разведем.
- И опять к себе прижмем.
IX. Тренировочные упражнения.
Творческая работа.
- Путешествие продолжаем. Вновь преграда.
№ 259. (по заданию) (Мини-сочинение) (Избегаем тавтологии)
· Закончить рассказ побудительным предложением!
(Помогаете в беде! Не оставляйте в беде!)
Со старшим братом я пошел на лыжную прогулку.
Долго мы катались в сосновом лесу. Зимним вечером пошли домой. На обратном пути я упал и сломал лыжу.
Разбор по составу. (лыжную прогулку).
Преодолели эту преграду!
X. Закрепление.
- А теперь аукцион:
- Подведет итоги он.
а) Тот, кто больше знает,
Тот награду получает.
(Работа по карточкам). Индивидуальная работа. А вы в тетради (весь класс). Проверка.
IX. Итог.
- Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги.
- Что же вы сегодня узнали? Какое открытие сделали?
- Оценки.
Домашнее задание № 258.
Литература.
- Бунеев Р.М., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы в двух частях. М.: Баласс, 2006.
- Васильева Л.С. Творческие работы по русскому языку. Саратов: Лицей, 2004.
- Калугин М. А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Алмазова О.В., Сосунова Е.А. Правила и упражнения по русскому языку. М.: Аквариум 1997.