Реализация здоровьесохраняющих проектов как условие инновационного пордхода в управлении образовательным учреждением комбинированного вида

Разделы: Работа с дошкольниками


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 312 комбинированного вида» Октябрьского района г. Красноярска – учреждение инновационного типа, осуществляет процесс воспитания, развития и оздоровления детей на базе современных концепций, программ, методик и технологий.

Коллектив ДОУ в своей работе исходит из того, что в современном информационном обществе конкурентными преимуществами человека становятся уровень и качество его образования, базирующееся на крепком здоровье.

Характерными особенностями современного образования являются технологические и методические новации, направленные на ускорение получения знаний, что сопровождается интенсификацией учебного труда подрастающего поколения, что резко снижает их двигательную активность, в результате чего ухудшается здоровье детей.

Ключевым звеном современной парадигмы образования, воспитания и развития ребенка в ДОУ №312 стала разработанная коллективом методология здоровьесохраняющего образования, представляющая собой комплекс целевых установок и системных механизмов, формирующий мотивированную потребность в здоровье и поступательном развитии детей на различных возрастных этапах жизни.

Новые современные подходы к оздоровлению детей базируются на Платоновской идее калокагатии 1, реализуемой посредством агонистики 2. Эти древнейшие постулаты облечены педагогами ДОУ в современные формы и реализуются посредством инновационных методик и технологий.

Важнейшей отправной точкой здоровьесохраняющей методологии современного образования остаётся научно обоснованная организация мышечной деятельности детей, поскольку социально – биологические особенности всего периода детства – его открытость внешним воздействиям, относительная незрелость организма и длительный затяжной гетерохронный 3 период формирования функций и систем, создают благоприятную возможность расширить временные границы кинезофилии 4 и успеть сформировать социальную потребность быть здоровым и успешным.

Работа коллектива ДОУ базируется на системной интеграции знаний о развитии человека, направленных на формирование потребности личности ребенка в индивидуальном крепком здоровье.

В основу формирования методологии индивидуального здоровья ребенка положены принципы доступности образовательных задач на каждом возрастном этапе его жизни, мотивация здорового образа и стиля жизни с раннего возраста, гуманизация системы контроля и оценки физических кондиций каждого ребенка на всех этапах его возрастного развития, повышение уровня валеологических знаний родителей. В ДОУ №312 эти принципы реализуются в условиях комфорта ребенка, окружающей его экологически чистой среды обитания, современного дизайна, хорошего материально-технического оснащения образовательной, воспитательной и оздоровительной инфраструктуры.

В рамках комплексной программы развития ДОУ № 312 реализуются крупные проекты:

1. Здоровье ребенка

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент разностороннего гармоничного развития ребёнка. О качестве образовательного процесса в дошкольном учреждении можно говорить только тогда, когда он является здоровьесберегающим и здоровьеукрепляющим.

Исходя из предназначения и цели дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, в качестве приоритетного направления его работы следует рассматривать оздоровительно-воспитательный комплекс мероприятий.

2. Физическая культура для всех

Основная цель деятельности медико–педагогического коллектива и родителей - укрепление здоровья ребёнка в семье и ДОУ через естественные силы природы, гигиенические факторы окружающей среды и физические упражнения.

3. Спорт, искусство, интеллект

Основная цель работы с детьми в рамках проекта «Спорт, искусство, интеллект» - вовлечь каждого ребёнка в активную творческую и двигательную деятельность через многообразие форм физического воспитания, интегрированных в различные формы эстетического, нравственного, интеллектуального развития.

В детском саду стало традицией проводить Олимпийские праздники. Февраль месяц - время проведения этого спортивного торжества. Это итоговое мероприятие, в подготовке и проведении которого неизменно принимает участие весь коллектив детского сада. Большой интерес к этому проявляется со стороны родителей – они видят результаты Олимпийского воспитания детей. На праздниках всегда много гостей: руководителей образования города, родительской общественности, представителей власти.

Команда воспитанников детского сада принимала участие во всех детских Олимпийских играх в номинации «Спортивный танец».

В 2004 году коллектив стал победителем в IV детских городских Олимпийских играх.

Детский коллектив ДОУ является постоянным участником районных и городских культурно-спортивных мероприятий:

  • соревнования по подвижным играм;
  • соревнования по спортивным танцам;
  • детский музыкальный конкурс «Весенняя капель»,
  • городской конкурс на лучший олимпийский рисунок;
  • «Олимпийцы среди нас»;
  • турнир по русским шашкам.

4. Материально – техническая база в ДОУ

Одной из сущностных характеристик здоровьесохраняющей среды в детском саду является комфортное окружающее пространство: дизайн помещений, оборудование, экологически чистые отделочные материалы, средовое соответствие нормам – гигиеническим, пожарным, требованиям соблюдения техники безопасности воспитанников и сотрудников.

Основные задачи работы коллектива детского сада в рамках модуля:

  • упорядочить формирование материально-технического обеспечения на базе текущей и перспективной модели;
  • обеспечить процесс сохранения здоровья детей и прогрессирующие показатели их развития за счёт эффективного использования инвентаря, оборудования, ТСО, средств диагностики и контроля.

Агентством образования администрации Красноярского края на основании закона от 26.12.2006 № 21-5664 «О краевой целевой программе «Дети» на 2007-2009 годы» предоставило средства краевого бюджете на реализацию комплекса мероприятий по созданию и внедрению новых, качественно усовершенствованных технологий, методов и форм дошкольного образования (ГРАНТ). МДОУ участвовал в программе «Дети» 2007 и 2008 года, получил право на ГРАНТ.

5. Научно – методическое и кадровое обеспечение ДОУ № 312.

Управление МДОУ № 312 осуществляется на основе активного сотрудничества, проявления творческой инициативы все субъектов образования. Особую роль в управленческой деятельности играет попечительский совет, который проявляет активность не только в реализации текущих задач, но и в определении стратегических тенденций развития ДОУ. Принцип демократизации управления реализуется через проектно-перспективную деятельность учреждения. Проектная деятельность предполагает умение педагогов фиксировать противоречия, проблемы, коллегиально обсуждать пути их разрешения и выстраивать действия, которые обеспечат достижения цели.

Инновационные процессы не обошли стороной и наш коллектив. На основе МДОУ сформирована и теоретически обоснована Комплексная целевая программа «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении». Реализация этой программы осуществлялась коллективом МДОУ № 312 в рамках Федеральной экспериментальной площадки. В настоящее время реализация подошла к завершающей стадии, имеются большие наработки в этой сфере, прекрасные результаты по организации здоровьесохраняющей среды в дошкольном учреждении. Все эти моменты явились предпосылками для выхода на новый, более высокий, качественный уровень.

Наряду с общепринятыми методиками и технологиями в коллективе ДОУ успешно внедряются собственные методики:

  • первые шаги к физическому совершенству;

В основу построения педагогических технологий первоначального обучения спортивным упражнениям, играющих значительную роль в накоплении двигательного опыта детей дошкольного возраста, положен алгоритм обучения спортивным упражнениям: последовательность на основе принципа сформированной двигательной готовности к освоению опорного движения. Это позволяет варьировать приемы и способы организации обучения детей ходьбе на лыжах, катанию на коньках, велосипеде.

  • к олимпийским вершинам с детства;

Деятельность педагогов направлена на формирование мотивированной потребности ребёнка в здоровом образе жизни, через приобщение его к идеям Олимпизма. Работа построена таким образом, что идеи Олимпийского движения реализуются через разнообразные формы:

  • разъяснительная работа ведётся на специально организуемых для этих целей занятиях – «Олимпийских уроках», а так же «вкрапливаются» и в занятия, на связанные непосредственно с физической культурой;
  • проводятся викторины по олимпийской тематике и «Олимпийские КВН», конкурсы работ детского творчества и фотографий, отображающих физическую культуру и спорт;
  • стали традицией спортивно-культурные «Олимпийские праздники» и «Малые Олимпиады», а также спортивные соревнования, где непременно применяется олимпийская атрибутика: подъём Олимпийского флага, церемония зажжения олимпийского огня;
  • существенное внимание в работе педагогического коллектива уделяется развитию стремления детей к здоровью через театральную деятельность – Олимпийский театр имени Пьера де Кубертена. Были поставлены очень яркие, содержательные, интересные спектакли: «Дочь Цицерона», «Минедем и Ланда», «Сила любви», «Обыкновенное чудо».

 

  • безопасность жизни охрана здоровья детей

Безопасность детей и сотрудников МДОУ обеспечивается Государственным учреждением «Отделом вневедомственной охраны при УВД». Оплата охранных услуг осуществляется за счет бюджетных средств.

Медицинское обслуживание детей обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией МДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима, обеспечение качества питания, осуществление деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, направленных на предупреждение развития туберкулезных заболеваний у детей, инфицированных туберкулёзом, полное клиническое излечение дошкольников с малыми и затихающими формами туберкулеза.

В течение года в МДОУ проводятся:

  • химиотерапия;
  • закаливающие процедуры (полоскание горла травами, точечный массаж, оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, ходьба по солевым дорожкам, ходьба на лыжах и коньках);
  • массаж (лечебный);
  • физиотерапия (ингаляция, аппарат ДЭНАС, Фея, Иска).

Общая заболеваемость за 2008 г. составила 22,3 дня на 1 ребёнка, в т.ч.: простудная – 21,1 дня, инфекционная – 1,2 дня. Посещаемость за 2009 г. составила 172, 0 дня.

Приведённые данные подтверждают результативность оздоровительной работы с детьми. Проблемой остаётся заболеваемость детей после праздников и выходных (так называемая «родительская» заболеваемость). Её уровень по-прежнему достаточно высок.

  • мониторинг физической подготовленности дошкольников

Система медицинской, психологической, социально-педагогической диагностик и тестирования физических способностей вносит значительный вклад в обеспечение прогрессирующего здоровья, физической и интеллектуальной подготовленности каждого конкретного ребёнка в условиях группового обучения и воспитания. В связи с этим в образовательно-воспитательный процесс ДОУ введён мониторинг физической и функциональной подготовленности ребёнка, где основная задача – создание информационной базы здоровья детей.

Количественные и качественные параметры диагностики здоровья сгруппированы по определённым признакам:

  • медицинские показатели здоровья ребёнка;
  • психофизические особенности;
  • темп и общий уровень развития (умственные способности);
  • эмоционально-нравственное развитие;
  • склонности и интересы;
  • реакция организма на лечебные процедуры.

 

  • рациональное питание

В МДОУ № 312 организовано 5 - разовое питание на основании примерного цикличного 10дневного меню, разработанного ООО «ФСЭБ-С» города Красноярска, согласованного с заместителем главного государственного санитарного врача и утверждённого заведующим. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки или витаминизированные напитки. В ежедневный рацион питания включены фрукты и овощи.

Используются новые технологии: приготовление в посуде «Цептер»; внедрение системы программ по автоматизации и организации питания «Вижен-Софт: Питание в детском саду».Таким образом детям обеспечено полное сбалансированное питание.

  • программа физического развития и воспитания ребенка в семье

В 2005 г. методическая работа МДОУ № 312 – комплексная целевая программа «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении» стала лауреатом программы «100 лучших товаров России».


1 Калокагати́я (калокага́тия; др.-греч. καλοκαγαθία, от др.-греч. καλός καί άγαθός — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. Калокагатия была одновременно социально-политическим, педагогическим, этическим и эстетическим идеалом. Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и способен их осуществить.
Слово возникло в повседневном языке, но использовалось как термин в философии Платона и Аристотеля.

2 Агонистика - "греч. аgonia – борьба"; Черта древнегреческой культуры, связанная с представлением, о том, что достижения и выявление этих достижений невозможно без сравнения, проходившего обычно в форме состязаний.

3 Гетерохронность - Неравномерность и разномерность развития различных психофизиологических функций у человека.

4 Кинезофилия биологическая потребность в движении.