Развитие мыслительных операций анализа – синтеза и обобщения – с учетом объема внимания на уроках математики в процессе решения задач

Разделы: Начальная школа


В настоящее время наблюдается, к сожалению, определённое снижение интеллектуального потенциала общества. Это явление, если на него не реагировать, негативно отразится на исторических судьбах России, обусловит её экономическое, научно-техническое, политическое и культурное отставание от уровня мировой цивилизации. Существенным фактором преодоления опасной для страны тенденции должна служить система образования. Отсюда важнейшей стороной деятельности школы следует считать интеллектуальное развитие учащейся молодёжи. Говоря о развитии интеллекта мы, прежде всего, подразумеваем развитие мышления – процесса сознательного отображения действительности в её объективных свойствах, связях, отношениях как доступных, так и недоступных непосредственному чувственному восприятию. Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументы убедительнее, чем у того, кто логики не знает. Он реже совершает ошибки и заблуждается. Многочисленные наблюдения педагогов убедительно показали, что ребёнок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене обычно переходит в разряд неуспевающих. Большое внимание вопросам развития мыслительных операций уделяли в своих работах такие великие педагоги как К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский. Таким образом, одним из важнейших направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, путей, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей. Л.С. Выготский считал, что период развития младшего школьника «благодатная почва» для развития логического мышления, а развитие мышления, в свою очередь, приведёт к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

В начальной школе пока ещё не в полную меру обеспечиваются условия для полноценного умственного развития детей, поскольку ещё распространённым приёмом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу, излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного характера, основанные на подражании и не требующие выдумки и инициативы. Именно это подтолкнуло меня на более глубокое изучение данной проблемы. Проблема: «Каковы пути оптимального развития логического мышления на уроках математики».

Одной из основных целей учебного предмета «Математика» как компонента общего среднего образования является формирование развитие мышления человека, прежде всего абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умение «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами. В процессе изучения математики формируются и важнейшие качества личности. В частности, в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления - такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.

Поэтому в качестве основополагающего принципа концепции школьного образования в аспекте «математика для каждого» на первый план выдвинут принцип приоритета развивающей функции в обучении математики. Иными словами, обучение математике ориентировано не столько на собственное математическое образование, в узком смысле слова, сколько на формирование личности с помощью математики.

В соответствии с этим принципом, главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки, как таковой, а общеинтеллектуальное, общекультурное развитие – формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления и качеств личности, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации его к обществу.

ТЕМА: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения с учётом объёма внимания на уроках математики в процессе решения текстовых задач.

ЦЕЛЬ: Разработать систему опорных схем, развивающих мыслительные операции на уроках математики в процессе решения текстовых задач.

ПРЕДМЕТ: Операции: анализа, синтеза и обобщения.

ОБЪЕКТ: Процесс обучения учащихся решению текстовых задач.

ТЕХНОЛОГИЯ:

  1. Содержание: подбор системы схем при решении текстовых задач.
  2. Организация деятельности учащихся по применению схем при решении текстовых задач.

ГИПОТЕЗА: Будет идти развитие мыслительных операций: анализ, синтез и обобщение на уроках математики в процессе решения текстовых задач и с учётом объёма внимания, если будет применяться система подобранных схем.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: планирую, что дети овладеют операциями анализа, синтеза и обобщения, смогут осуществлять переход от цифровой записи задач к буквенной (обобщенной форме) и на основе этого смогут хорошо решать задачи разного типа и уровня сложности.

ЗАДАЧИ:

  • изучить философскую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;
  • раскрыть сущность логического мышления младших школьников;
  • определить особенности развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях личностно-ориентированного подхода;
  • разработать учебно-методическое пособие по развитию логического мышления;
  • апробировать учебно-методическое пособие по развитию логического мышления на уроках математики;
  • доработать методические рекомендации и содержание учебно-методического пособия по окончании апробации;

Мною была проведена диагностика интеллекта моего класса на первой ступени обучения, с целью выявить основные направления в дальнейшей своей работе. Учащимся предлагались следующие виды заданий:

  • формирование способности выделять существенные признаки предметов;
  • сравнение двух или более предметов;
  • упражнения, направленные на формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации;
  • проверка умения обобщать (что между понятиями общего);
  • классификация;
  • анализ отношений понятий (аналогия);

Таким образом, можно было выделить три группы учащихся моего класса:

а) с высоким уровнем развития интеллекта – 8 человек;
б) учащихся со средним уровнем – 12 человек;
в) учащихся с низким уровнем развития интеллекта – 7 человек;

Анализ проведённой работы также показал, что особое внимание учителя в работе необходимо уделять развитию таких мыслительных операций:

  • анализ, синтез и обобщение.

Несколько учеников моего класса показали развитие интеллекта на тот момент не на должном уровне. Но потенциал был! Учитывая их личностные качества, то есть внимание и опираясь на этот уровень была возможность развития интеллектуальных качеств, выполняя определённую работу с учащимися.

Чем вызвана необходимость учитывания именно внимания у младших школьников моего класса в процессе решения текстовых задач. Рядом причин:

  • построением программы (так как разные виды задач изучаются за малый промежуток времени);
  • допускали наибольшее количество ошибок именно в процессе решения текстовых задач.

Диагностика изучения объёма внимания (методика «запомни и расставь точки») показала, что в классе выделяется три группы:

  • дети с большим объёмом внимания – 9 человек;
  • средним – 11 человек
  • и малым объёмом – 7 человек.

Видно, что группы по развитию интеллекта и по объёму внимания в общем-то совпадают. С учётом этого, я считаю, что развитие мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения будет идти лучше и качественнее, если при решении текстовых задач дети будут пользоваться составленными ими опорами и схемами (обобщенной записью ряда типовых задач).

Каждая из этих трёх групп будет по-разному работать с опорой, учитывая личностные качества и осуществляя личностно-ориентированный подход. Задания будут носить такой характер:

  • 1 группа – по опоре составить задачу и решить её;
  • 2 группа – решить задачу с помощью опоры;
  • 3 группа – привести любую задачу к опоре, по которой любой сможет решить её;

Таким образом, дети, учитывая их внимание, овладевают операциями анализа, синтеза и обобщения и могут делать переход от цифровой записи задачи к буквенной и наоборот, по опоре будут решать задачи разного типа и уровня сложности.

По каждому году обучения и по каждому виду текстовых задач были составлены обобщенные, буквенные формы записи задач, которыми дети пользовались по тому плану, который был описан выше. После изучения каждого вида задач были проведены промежуточные и контрольные срезы, которые показали определённый рост знаний учащихся, как по предмету, так и по овладению логическими операциями.

Степень обученности класса по решению текстовых задач в 4 классе на начало года составляла 58%, то СОК на конец года составляла 64%. Контрольный срез состоял из разных видов текстовых задач и разного уровня сложности.

Итак, вернёмся к нашей гипотезе, к тем предположениям, которые выдвигали в начале работы. Можно сделать следующие выводы:

  • действительно, развитие логического мышления будет происходить только тогда, когда работа будет проводиться систематически и организованно. На начальном этапе обучения давать детям упражнения для совместной работы с ними. Это необходимо для того, чтобы они учились думать, учились находить решения. Затем упражнения усложняются и дети сами ищут пути решения , из множества решений им необходимо выбрать нужное и правильное. Поощрять нестандартные решения. Чаще использовать проблемные ситуации в обучении. Такая работа должна проводиться на каждом уроке.
  • система схем, которую мы подобрали по каждому году обучения и виду задач, способствует развитию таких мыслительных операций как анализ, синтез и обобщение.
  • данная система работы (по уровням) позволила облегчить учащимся процесс решения текстовых задач.

Необходимо также назвать те психологические закономерности, которые обусловили получение данных результатов:

  1. внимание в младшем школьном возрасте становиться произвольным;
  2. объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу у детей почти такие же , как у взрослого человека;
  3. младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий;
  4. Достаточно быстро за первые 3-4 года учения в школе прогрессирует механическая память;
  5. существенно развивается речь детей и они активно ею пользуются;
  6. преобладает операционное мышление в понятиях.

Прилагается методическое пособие в виде опорных схем и буквенных выражений, развивающих мыслительные операции на уроках математики в процессе решения текстовых задач, описывается организация деятельности учащихся по применению схем в процессе решения текстовых задач – Приложение