В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. В результате изучения курса «Правоведение» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Программа курса «Правоведение» предназначена для 10-11-х классов с ориентацией на гуманитарный профиль. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.
Данный элективный образовательный курс рассчитан на 68 часов, 1 час в неделю, изучается в течение 2-х лет. Курс «Правоведение» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.
Основными целями данного курса являются:
- Создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний и практических умений в области прав человека.
- Формирование правовой компетентности учащихся
- Создать условия для формирования интереса к изучению прав человека, понимания их ценности для развития демократического общества.
- Развитие у учащихся гражданственности
- Подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе
Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач:
- Утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений.
- Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
- Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся.
- Усвоение знаний об основных отраслях права.
- Усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека, изучение основных международных документов по правам человека.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- Поиска информации по заданному юридическому вопросу
- Выделять противоречия, лежащие в юридической области
- Самостоятельной работы с юридическими документами
- Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы
- Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях
- Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни
Перечисленные умения формируются на основе знаний о:
- Конституционном праве
- Гражданском праве
- Административном праве
- Трудовом праве
- Семейном праве
- Уголовном праве
- Избирательном праве
- Налоговом праве
- Международном гуманитарном праве.
Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
- Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов
- Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры
- Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса
Приемы организации деятельности:
- Лекция
- Научно-практическая конференция
- Диспут
- Дискуссия
- Мини-сочинение
- Семинар
- Практическая работа
- Ролевая игра
- Деловая игра
- Дебаты
- «Мозговой штурм»
- Работа с источниками
Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:
- Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
- Итоговый (написание эссе, подготовка презентации).
Отбор содержания данного курса обусловлен практикой преподавания предмета «Основы права» в 9-х классах, элективных курсов в 9 – 11 классах, анкетирования и анализа анкет учащихся.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Лекций | Практикумов | Семинаров | Форма контроля |
1. |
Конституционное право. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. |
12 |
1 |
|
|
Устный опрос |
2. |
Конституции в России. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
3. |
Общая характеристика конституции РФ. |
|
1 |
|
|
Письменная работа: написание эссе |
4. |
Основы конституционного строя. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
5. |
Гражданство в РФ. |
|
1 |
|
|
Устный опрос дискуссия |
6. |
Федеративное устройство. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
7. |
Президент РФ. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
8. |
Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
9. |
Законотворческий процесс в РФ. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
10. |
Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
11-12. |
Местное самоуправление. |
|
1 |
|
1 |
Письменная работа: тестирование. |
13. |
Права человека. Права и свободы человека и гражданина. |
11 |
|
|
|
Устный опрос Работа с документами |
14. |
Международные договоры о правах человека. |
|
1 |
|
|
Устный опрос Работа с документами. |
15. |
Гражданские права. |
|
1 |
|
|
Устный опрос Работа с документами. |
16. |
Политические права. |
|
1 |
|
|
Устный опрос Работа с документами |
17. |
Экономические, социальные и культурные права. |
|
1 |
|
|
Устный опрос Работа с документами. |
18. |
Право на благоприятную окружающую среду. |
|
1 |
|
|
Устный опрос дебаты |
19. |
Права ребенка. |
|
1 |
|
|
Устный опрос Работа с документами. |
20. |
Нарушения прав человека. |
|
1 |
|
|
Устный опрос: ролевая игра |
21. |
Защита прав человека в мирное время. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
22-23. |
Международная защита прав человека в условиях военного времени. |
|
1 |
1 |
|
Устный опрос Работа с документами |
24- 25. |
Избирательное право. Избирательный процесс. |
1 |
1 |
|
|
Письменная работа Устный опрос |
26. |
Гражданское право. Понятие и источники гражданского права |
8 |
1 |
|
|
Устный опрос |
27. |
Обязательственное право. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
28. |
Наследование. Страхование. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
29. |
Право собственности. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
30. |
Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
31. |
Юридические лица. Виды предприятий. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
32-33. |
Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда. |
|
1 |
|
1 |
Устный опрос Работа с документами |
34. |
Законодательство о налогах. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. |
6 |
1 |
|
|
Устный опрос |
35. |
Виды налогов. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
36. |
Налогообложение юридических лиц. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
37. |
Налоги с физических лиц. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
38-39. |
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. |
|
1 |
|
1 |
Письменная работа |
40. |
Семейное право. Понятие и источники семейного права. |
5 |
1 |
|
|
Устный опрос |
41. |
Брак, условия его заключения. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
42. |
Права и обязанности супругов. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
43-44. |
Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) |
|
1 |
1 |
|
Устный опрос Работа с документами |
45. |
Трудовое право. Понятие и источники трудового права. |
6 |
1 |
|
|
Устный опрос |
46. |
Коллективный договор. Трудовой договор. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
47. |
Рабочее время и время отдыха. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
48. |
Оплата труда. Охрана труда. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
49-50. |
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. |
|
1 |
1 |
|
Устный опрос Письменная работа |
51. |
Административное право. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. |
3 |
1 |
|
|
Устный опрос |
52-53. |
Административные наказания. |
|
1 |
|
1 |
Устный опрос Работа с документами. |
54. |
Уголовное право. Понятие и источники уголовного права. |
8 |
1 |
|
|
Устный опрос |
55. |
Преступление. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
56. |
“Новые” преступления. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
57. |
Уголовная ответственность. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
58. |
Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
59. |
Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
|
1 |
|
|
Устный опрос |
60-61. |
Особенности уголовного судопроизводства. Правовая культура. |
|
1 |
|
1 |
Устный опрос Работа с документами. |
62. |
Итоговое занятие. Защитапрезентаций. |
2 |
|
2 |
|
Устный опрос Составление и защита презентаций |
63-68. |
Резерв. |
6 |
|
|
|
Устный опрос |
Литература.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Гражданский кодекс РФ. Москва.2006г.
- Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2006г.
- Избирательное право в РФ. Москва. 2007г.
- Кодекс об административных правонарушениях. Москва. 2007г.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ. Москва. 2007г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
- Методика преподавания права в школе. Морозова С.А. 2004г.
- Основы государства и права России. Под ред. Смагоринского Б.П. Волгоград. 2005г.
- Основы права. 10-11класс. Никитин А.Ф. Дрофа. 2006г.
- Семейный кодекс РФ. Москва. 2005г.
- Теоретические и методические основы преподавания права в школе. Москва. 2002г.
- Трудовой кодекс РФ. Москва. 2007г.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2007г.
- Уголовный кодекс РФ. Москва. 2005г.
- Электронное учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.
- Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний». ООО «Кирилл и Мефодий».
- Электронное учебное пособие курс уроков и методических разработок по «Международному гуманитарному праву». «Учитель» 2007г.