"Покорение вершины имени Карла Линнея" — урок-игра по биологии в 9-м классе

Разделы: Биология


Цель: обобщение материала по систематике и классификации, понятию вид и критериям вида , популяции и её характеристикам, развитие умений составлять схемы классификации. Развитие умений работать в команде.

Ход урока

Класс делится на 2 команды.

Объяснение правил игры

(Оборудование: жетоны)

Задача – покорить Пик Линнея, выполняя различные задания по теме.

За правильные ответы команда получает баллы-жетончики. Команда, набравшая больше жетонов, считается первой, покорившей Пик Линнея.

Начало игры

(На доске вывешивается карта горы и маршрута.)

1 этап – Сборы в дорогу.

Прослушать стихотворение, определить о каких родах растений и животных говориться в стихотворении поэта Афанасия Фета.

Ведение игры

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

2-й этап – лабораторная работа по морфологическому критерию

Рассмотрите предложенные образцы растений. (лапчатки серебристая и гусиная, лютик едкий, лютик кашубский, колокольчик раскидистый, колокольчик широколистный и т. д.)

(Оборудование: по два родственных растения, распечатка таблицы, справочные материалы по морфологии растения)

План описания растений Название 1-го растения Название 2-го растения
   
Корневая система
Стебель
Листорасположение
Лист простой или сложный
Цветки
Соцветие
Плод
   

Данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте морфологическую характеристику двух растений одного рода. Сделайте вывод о причинах сходства и различия.

Можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду?

3-й этап – Задание по классификации.

(Оборудование: схемы классификации.)

Расставьте таксоны по мере их укрупнения

  1. Царство – Растения
    Семейство Мотыльковые
    Род Чина
    Класс двудольные
    Отдел Покрытосеменные
    Виды Чина весенняя, Чина луговая

  2. Царство – Животные
    Класс Млекопитающие
    Тип Хордовые
    Род Ёж
    Отряд Насекомоядные
    Семейство Ежовые
    Вид Ёж европейский

  3. Царство – Животные
    Класс Млекопитающие
    Тип Хордовые
    Род Кролик
    Отряд Зайцеобразные
    Семейство зайцы
    Вид Кролик европейский

4-й этап – Кроссворд

(Оборудование: кроссворды.)

  1. Основатель систематики.
  2. Определённый набор и форма хромосом у особей одного вида.
  3. Обитание особей одного вида в сходных условиях.
  4. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.
  5. Общность предков, единая история вида
  6. Общий ареал, занимаемый видом в природе.
  7. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида.
  8. Сходство химического состава особей одного вида.
  9. Ученый, придумавший критерии вида.

5-й этап – Математический

Для того чтобы выжить, серой жабе необходимо съесть в день 5 г слизней, вредителей сельскохозяйственных культур. На площади 1 га обитает 10 жаб. Рассчитайте массу вредителей, которых уничтожают жабы на поле площадью в 10 гектаров за теплое время года (с мая по конец сентября – 150 теплых дней)

6-й этап – Где же популяция? Будет ли считаться популяцией : а) группа синиц на березе, б) семья волков, в)все уклейки в нашей реке, г) вся пшеница в поле, д) птичий базар, е) колония чаек на нашей запруде, ж) стадо коров местного совхоза, з) все растения соснового бора на нашей Тереховке, и) все сосны на Тереховке, к) белые медведи на острове Врангеля.

7-й этап заключительный – Вершина, определите животное, дайте его классификацию

(Оборудование: тексты для команд.)

1-й команде Люблю покушать

Самое чудесное для меня место – галереи и коридоры, чем они длиннее и темнее, тем в них интереснее. Я сам их построю, благо лопаты всегда при себе. А уж в трудолюбии я первый.
А ещё я очень красиво одеваюсь. Ношу черную бархатную шубку, в ней тепло и зимой и летом. Четыре раза в год обновляю гардероб.
Кушаю я много и по часам, меню не богатое, но сытное – личинки, жучки, червячки. На зиму запасы делаю, откушу червяку передний конец тела – далеко уже не уползет, когда-то он ещё утраченную часть восстановит, мне до весны хватит.
(крот обыкновенный)

2-й команде Я хороший плотник.

Я умею срубить дерево без топора, без всяких инструментов построю хату, или вырою нору. А уж сложные плотины я строю без всяких чертежей и инженерных расчетов.
Я очень чистоплотен, даже когти на задних лапах есть специальные для расчесывания меха. А чтобы мех не намокал, есть у меня специальная железа, выделяющая особое вещество, смажу этим веществом мех, и порядок.
Еще у меня хорошая семья, детки живут с нами родителями, пока не повзрослеют – лет до трёх, а уж потом отселяются и начинают самостоятельную жизнь.
Из-за нашего прекрасного меха, нас чуть не истребили, хоть сейчас мы и не в опасности, но всё равно нуждаемся в охране.
(бобр европейский)

Подведение итогов

Подсчитывается количество заработанных жетончиков и объявляется команда победитель.

Рефлексия

У вас на столах зелёные и красные квадратики, зелёные – понравилось на уроке, красные – не понравилось. Подумайте секунду и поднимите квадратик, соответствующий вашим ощущениям от урока.

Список литературы, использованный для разработки урока:

  1.  Беркинблит М. Б., Глаголева С. М. , Голубева М. В. Минаева Т. Ю., Мушегян А. Р., Онипченко В. Г., Тевзадзе Г. Ю., Язвенко С. Б. и Ямпольский Л. Ю «Биология в вопросах и ответах» М. «Мирос – Международные отношения», 1993.
  2. Никишов А. И. Пилипенко Н. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. М. Дрофа, 2007.
  3. Никишова Е. А. Шаталова С. П. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. М . АСТ Астрель, 2009.
  4. Пепеляева О. А. Сунцова И. В. «Поурочные разработки по общей биологии 9 класс» М. Вако, 2006.
  5. Тихонов А. В. Энциклопедия окружающего мира М. Росмен, 2005.
  6. Русская лирика XIX век М «Художественная литература», 1981.

Приложение