Задачи урока:
- Познакомить учащихся с бытом и нравом жителей русских деревень в древности.
- Научить учащихся изготавливать куклу – оберег, по показу учителя.
- Повторить правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницами, ручной иглой).
- Закрепить выполнение прямого шва (намёточного).
Материалы к уроку:
- Образцы кукол- оберегов.
- Мультимидийная установка и слайды к уроку.
- На каждом столе учащихся разложены материалы и инструменты для изготовления куклы- оберега (лоскуты ткани, вата, ножницы, ручная игла, катушечная белая нить, лента).
- Урок проводится с использованием презентации Power Point < Приложение 1>
Ход урока
Девочки, отгадайте мою загадку. Отгадка подскажет нам, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
“Вот весёлая девчонка:
Нос в веснушках, вьётся чёлка,
И играть мне не лень
С той игрушкой целый день”
Правильно, это кукла! <Рисунок 1> Мы сегодня на уроке поговорим о быте и нравах деревенских жителей древней Руси и о куклах - оберегах. Сегодня на уроке каждая из вас, девочки, изготовит самостоятельно куклу-оберег. Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими куклами. Куклы делались из лоскутов ткани. Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали её против часовой стрелки и приговаривали: “Отвернись злом, повернись добром”. В современном мире куклы считаются атрибутом детей. Ребёнок, играя с ними, растёт и развивается, учиться жить. В русских деревнях девочек учили изготавливать кукол, начиная с пяти лет. Ведь это было совсем не трудным занятием. Крестьянские куклы – обереги были совсем простыми в изготовлении и выполнялись с помощью простых приёмов: скручивания ткани. Лицо кукле не прорисовывалось. Так как деревенские жители считали, что кукла может приобрести свой характер и не будет больше оберегать семью. Для изготовления куклы нам понадобятся некоторые части нашего тела. Отгадайте какие:
“Мы проворные сестрицы,
Две сестрицы – мастерицы,
Пишем, шьём, рисуем, вяжем,
Про себя мы вам расскажем”.
Правильно, ответ загадки – руки. “Наши руки - не знают скуки”. С самого раннего детства деревенских девочек и мальчиков учили трудиться своим примером. Часто пожилые деревенские люди говорили своим внукам пословицы и поговорки о труде. Послушайте несколько пословиц о труде:
- “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”
- “Деревья смотри в плодах, а человека – в делах”
Прививали деревенские жители своим детям любовь к родному краю, к Руси через пословицы и поговорки:
- “За морем теплее, а у нас светлее”
- “Велика святорусская земля, а везде солнышко”
- “Своя земля и в горсти мила”
Мы будем изготавливать с вами вот такие куклы: <Рисунок 2>
Для изготовления куклы - оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки:
1. “Ткани я цветной кусок - называюсь….(лоскуток)
2. “Птичка невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт,
Дорожку проведёт” (иголка)3. “Она соединяет детали изделия между собой” (нить)
4. “Два ножа, а посередине гвоздик” (ножницы)
Правильно, все инструменты, материалы и приспособления вы разгадали. Посмотрите на заставку <Рисунок № 3>
Нам понадобятся следующие инструменты и материалы для изготовления куклы: вата, ручная игла, ткань белая, цветные лоскуты, лента атласная, ножницы, катушка белых ниток. Разложите на своих столах необходимые материалы и инструменты для изготовления куклы – оберега. Всё необходимое лежит в вашей швейной коробке. До начала работы давайте вспомним ТБ при работе с иглой и ножницами (ответы учащихся - повторение).
Приступим к первому этапу. Необходимо скрутить белую ткань трубочкой и сложить её пополам. Посмотрите на заставку. <Рисунок 4>
Теперь отмерьте от верха согнутой трубочки 4см возьмите нитку и туго замотайте ее на расстоянии 4-х см, так у нас получится голова. Затем в получившееся отверстие для головы, положите немного ваты, чтобы голова получилась круглой. Посмотрите на заставку. <Рисунок 5>
Затем возьмите лоскуток белой ткани размером 30 на 30 см, согните его треугольником, внутрь подставьте заготовку во внутреннюю часть центра сложенного треугольника, так чтобы в центре согнутого треугольника получилась голова. Посмотрите на заставку <Рисунок 6>
Затем возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы. Посмотрите на заставку <Рисунок 7>
Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. Давайте с помощью нитки отметим на заготовке кулачки. Для этого отступим от кончиков 0,5см и скрутим это место ниткой. Посмотрите на заставку < Рисунок 8>
Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмём цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправим двойную нить и завяжем узел. Отступим от длинного края 3мм и проложим на лоскуте с помощью иглы и нити прямой шов (намёточный). Правильно, молодцы! Соберите нитку на получившемся шве и немного потяните её, чтобы получилась юбка для куклы. Посмотрите на заставку <Рисунок 9>
Затем эту юбку оденем на куклу и закрепим её с обратной стороны куклы. Посмотрите на заставку <Рисунок 10>
Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежем фартук и приложим его к передней части юбки. Закрепим юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжем на бантик с задней стороны куклы. Посмотрите на заставку <Рисунок 11>
Завяжем кукле косынку, которую мы сделаем из цветной треугольной ткани. Посмотрите на заставку <Рисунок 12>
Вот такая кукла – оберег у нас получилась! Давайте устроим выставку ваших кукол. Вот какие красивые куклы у вас получились. Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.
Итог:
- Девочки, о чём мы сегодня говорили на уроке?
- Почему тряпичную куклу деревенские жители назвали оберегом?
- Как воспитывали деревенские жители своих детей?
- Из чего изготавливается кукла – оберег?
- Какие инструменты, материалы и приспособления необходимы для изготовления куклы? Девочки, а теперь уберите за собой свои рабочие места.
Молодцы, девочки! А сейчас мы устроим с вами деревенские посиделки. Будем пить чай с ватрушками. (Затем девочки делятся мнениями о ходе урока) Конец урока.
Выставка получившихся кукол – оберегов
<Рисунок № 13>