Цель: расширить знания о велосипеде. Закрепить полученные знания предыдущих уроков.
Ход урока
I. Тема, цель.
Тема урока «Я и велосипед». Сегодня на уроке мы должны расширить знания о велосипеде и закрепить полученные знания предыдущих уроков.
Девизом урока будут такие слова: Помни правила ГИББД – это правила твои.
II. Проверка д/з.
Викторина:
-
Назовите последовательность смены сигналов в трехсекционном светофоре.
а) зеленый, красный, желтый.
б) зеленый, желтый, красный.
в) красный, желтый, зеленый. -
Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
а) мостовая
б) тротуар
в) велосипедная дорожка -
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
а) при желтом
б) при зеленом
в) при красном -
Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
а) по правой стороне обочины
б) по правому краю дороги
в) по левой обочине, навстречу движению транспорта. -
При каком положении регулировщика можно начинать переход?
а) если регулировщик стоит к вам лицом
б) если регулировщик поднял руку вверх
в) если регулировщик обращен к вам боком, руки вытянуты в сторону. -
Какое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора?
а) если регулировщик обращен к вам грудью или спиной, а руки вытянуты в стороны или опущены
б) если регулировщик обращен к вам боком, руки опущены.
в) если регулировщик поднял руки вверх -
Как пешеход должен ходить по тротуару?
а) придерживаясь левой стороны
б) придерживаясь правой стороны
в) придерживаясь середины
III. Тема, цель:
Тема урока: «Я и велосипед» Сегодня на уроке мы должны расширить знания о велосипеде и закрепить полученные знания предыдущих уроков. Девизом урока будут такие слова: Помни правила ГИБДД – это правила твои.
IV. Объяснение новой темы
1. Историческая справка.
Человек существо разумное, не может изо дня в день просто просыпаться, наедаться и снова засыпать. Его разум требует работы. И человек изобретает. Масса вещей к которым мы привыкли, возникает благодаря беспокойным изобретателем. Какую вещь человек изобрел, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд.
Кроссворд.
-
Чтобы я тебя повез,
Мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину
И тогда, поднявши пыль
Побежит ( автомобиль) -
Предупреждающие знаки какую имеют фигуру?
(треугольник) -
Четыре братца
Уговорились гоняться.
Как ни бегут,
Друг друга не догонят.
(Колесо) -
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор) -
Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автомобиль) -
Кто следит за тем, чтобы не нарушились законы на улице?
(ГИБДД) -
Как называется группа дорожных знаков имеющие треугольную форму?
(Предупреждающие) -
Как называется знак квадратной формы, синего цвета, на котором изображен идущий человек?
(Переход) -
Какую геометрическую форму имеют информационно-указательные знаки?
(Квадрат)
– А вы знаете, когда изобрели велосипед?
– Первые модели велосипедов появились 185 лет назад в 1817 году в Германии бароном фон Дрез. Его он назвал дрезина. Он был сделан из дерева. Передвигали такой велосипед ногами поочередно. На этом механизме ездил английский король Георг IV .
Свое название велосипед получил приблизительно 50 лет спустя. Французский изобретатель прикрепил рычаги и педали к переднему колесу. Чуть позже колеса стали увеличивать в размере. Человек сидел под передним большим колесом. Это было опасно, можно было упасть вперед. И спустя 20 лет появилось «безопасное колесо».
2. Устройство велосипеда.
– Каково же устройство велосипеда?
– Велосипеды бывают дорожные и спортивные. Дорожные велосипеды встречаются мужские и женские.
– Для чего предназначен дорожный велосипед, а спортивный?
3. Уход за велосипедом
– Велосипед надо ежедневно осматривать. Обращать внимание на колеса, не спущена ли они. Проверять цепь и спицы, тормоза. Смазывать два раза в сезон машинным маслом.
4. Езда на велосипеде.
– По улицам и дорогам разрешается ездить на велосипеде только с 14 лет. Вы можете водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках, стадионах.
– Внимательно посмотрите на картинку и назовите нарушения правила дорожного движения на велосипеде, чем они опасны.
5. Игра «Водитель – велосипед».
а) Перед игрой повторить предупреждающие знаки.
б) Игра
«Ты шофер автомобиля тебе нужно отвезти в больницу своего товарища, набрать бензин, починить машину. Внизу гараж, оттуда ты должен выехать и туда должен вернуться»
6. Чтение стихотворения Ю. Могутина «Случай на мостовой»
Сядь-ка, дружок,
И страницу открой.
Я написал эту книжку,
Чтобы беда не случилась с тобой.
Так же, как с этим мальчишкой.
Гудят грузовики вокруг,
Стремглав машины катят,
И вдруг мальчишка
Во весь дух
Летит на самокате.
То вывернет из-за угла
Наперерез машине,
То вдруг помчится, как стрела,
По самой середине.
На светофоре красный свет:
Езда опасна – хода нет!
Но мчится дальше озорник
И с видом победителя
Чуть не попал под грузовик,
Перепугав водителя.
И снова мальчик услыхал
Мотор, ревущий грозно,
Успел заметить самосвал,
Но было слишком поздно.
Закрыты в ужасе глаза –
Визжат надсадно тормоза.
По присмиревшей мостовой
Спешит к бедняге постовой
Так на проезжей части
Произошло несчастье.
Этот мальчик не выучил правил.
Сколько горя
Он людям доставил!
Плачут родители:
Мальчика сбили!
Хмуры водители
В автобусах.
«Скорая» мчится.
Свистит постовой:
Мальчика сбили
На мостовой.
Из-за несчастья
Закрыт перекресток,
Город в тот час
Лихорадило просто.
Грузы в тот день
Опоздали на стройку,
Хлеб в магазин
Не доставлен был к сроку.
Не получил молока гастроном,
Доктор к больным опоздал
На прием.
Ну а виновник?
Виновник в больнице –
Стены,
Халаты,
Грустные лица.
В армию мальчик
Теперь не пойдет,
И не возьмут инвалида
На флот.
Он не помчится
Осваивать Север,
Он не посеет пшеницу и клевер.
Кто-то другой
Обойдет с рюкзаком
Землю цветущую нашу
Пешком.
Жалко вам мальчика?
Жалко и мне.
Ваше здоровье
Нужно стране.
Все запомним, как один:
Мостовая – для машин,
Пешеходам – путь свободный
По дорожке пешеходной.
Гоняя мяч на мостовой,
Рискует мальчик головой.
Отведены вам для игры
И спортплощадки и дворы.
- – Что особенно запомнилось, что узнали полезное?
- – С какой целью автор написал это стихотворение?
- – Можно ли кататься на велосипедах, самокатах по дорогам?
- – Можно ли переходить улицу или ехать на красный свет, если даже поблизости нет машин?
- – Почему нельзя неожиданно появляться перед близко идущим транспортом?
V. Итог урока.
- – С какой темой познакомились?
- – Что узнали?
VI. Д/З
Каждый сезон не забывать проверять техническое состояние велосипеда (колеса, смазка, тормоз)