Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знаешь ли ты?"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  • Повышение интереса к изучению русского языка.
  • Воспитание любви к русскому языку.
  • Проверка знаний учащихся по предмету.
  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие памяти, внимания, воображения.

Оборудование:

  • Карточки с заданиями.
  • “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля.
  • Листы бумаги, фломастеры.

Ход мероприятия

1. Конкурс-разминка “Знаешь ли ты?”

Узнать, о чем говорит ведущий, назвать фразеологизмы, о которых упоминает ведущий, объяснить их лексическое значение, назвать 3-4 фразеологизма с угаданным словом.

1. Их распускают, не дают воли, а когда работают, их спускают, еще их можно взять в ноги и отсечь. Что это? (Рука)

А. Распускать руки.
Б. Не давать воли рукам.
В. Работать спустя рукава.
Г. Дать руку на отсечение.

2. Его всюду суют, могут повесить, когда грустно, им клюют, на нем ставят зарубки, а также его задирают. Что это? (Нос)

А. Совать свой нос.
Б. повесить нос.
В. Клевать носом.
Г. Зарубить на носу.
Д. задирать нос.

3. На ней пишут вилами, носят решетом, ее толкут в специальной емкости, она утекает в большом количестве. Что это? (Вода)

А. Вилами на воде писано.
Б. Носить воду в решете.
В. Воду в ступе толочь.
Г. Столько воды утекло.

4. Ее можно заварить, можно положить в нее сколько угодно масла, а вот с некоторыми ее приготовить нельзя. Что это? (Каша)

А. Заварить кашу.
Б. Кашу маслом не испортишь.
В. С тобой каши не сваришь.

5. Его можно чесать, на нем можно вертеть, его место за зубами, а главное, в нем нет костей. Что это? (Язык)

А. Чесать языком.
Б. Вертится на языке.
В. Держать язык за зубами.
Г. Язык без костей.

6. Ее можно вскружить, а можно потерять, ею можно биться о какую-то преграду, а можно броситься в воду. Что это? (Голова)

А. Вскружить голову.
Б. Потерять голову.
В. Биться головой об стену.
Г. Как в омут с головой.

2. Решите ребусы.

Каждой команде предлагается карточка с ребусом. В течение 1 минуты учащиеся должны разгадать ребус:

А) Е2 мы сели за 100л, о5 прилетели 40и и с3жи.

(Едва мы сели за стол, опять прилетели сороки и стрижи)

Б) Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

(Прежде чем семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку)

3. Продолжи пословицу.

Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, обесценили.

Многие из нас говорят стандартно, тускло, невыразительно, забывая, что есть живая, красивая речь!

Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи.

Ваша задача – продолжить пословицу.

  1. В одно ухо влетает,(а в другое вылетает)
  2. С миру по нитке – (голому рубашка)
  3. Хвалил пес волка,(что вертит хвостом ловко)
  4. Жадность – что река: (чем дальше, тем шире)
  5. Злой плачет от зависти, (а добрый от жалости)
  6. За маленьким погнался – (большое потерял)
  7. Куй железо (пока горячо)
  8. Терпенье и труд (все перетрут)
  9. Век живи – (век учись)
  10. Праздная молодость – (беспутная старость)
  11. Хлеб-соль кушай, (а правду слушай)
  12. Жизнь прожить (не поле перейти)

4.“Переведи на русский”

Владимир Иванович Даль читал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному.

Какими русскими словами вы можете заменить перечисленные заимствования?

А. Пьедестал – (возвышение)
Б. Грот – (пещера)
В. Пресс – (давление)
Г. Артист – (лицедей)
Д. Оригинальный – (непохожий)

5. Конкурс “О чем идет речь?”

Задание на логическое мышление. Командам дается 1 минута на размышление. Ответ записывают на карточке и отдают ведущему.

Лежит колода
Поперек дороги,
На этой колоде
Двенадцать сосен,
На каждой сосне
По четыре вершины,
На каждой вершине
По семь отростков.
(1 год, 12 месяцев, 4 недели, 7дней)

6. Отгадайте загадки.

А. На край Свердловска пойдешь, что найдешь? (А или К)

Б. У Бога есть,
У царя нет,
У Бориса впереди,
У Глеба назади,
У бабы две,
А у девки ни одной. (буква Б)

В. Чего нет в России,
Найдется в Москве,
Нет в Петербурге,
А видно в Неве? (буква В)

Г. В дряхлой избушке
Жили Просто и Ничего;
Избушка стала рушиться,
Просто вышло в двери,
А Ничего – в окно;
Кого задавило в избушке? (И )

Д. У человека одно,
У ворона два,
У медведя нет ни одного.
Что это? (буква О)

Е. Какое начало смерти и какой ее конец? (буквы С, Ь)

7. Художественный конкурс “Ты – мне, я – тебе”.

Командам раздаются карточки с записанными на них фразеологизмами.

ЗАДАНИЕ: Изобразить на бумаге фразеологизм так, чтобы команда соперников догадалась. Какой фразеологизм записан в карточке и сумели объяснить его значение.

(Балл получает команда, подготовившая рисунок. Чем точнее и полнее ответ соперников, тем выше балл у команды)

  1. Подливать масла в огонь.
  2. Одним выстрелом убить двух зайцев.

8. Блиц – турнир.

1. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)
2. Что на свете всего мягче? (Ладонь)
3. Каких камней в море нет? (Сухих)
4. Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось на дереве? (Ни одной. Одну убил, другие улетели)
5. Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? (Один – убитый)
6. Кого из Бременских музыкантов я не назвала: кот, пес, осел, петух. (Трубадур)
7. Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)
8. У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)
9. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
10. Как сократить длинную дорогу? (Взять с собой в дорогу друга, беседовать)

9. Отгадать самый нераспространенный ответ на вопрос:

Чем пахнет Новый год?

А) елкой – 1балл
Б) мандаринами – 2балла
В) конфетами – 3балла
Г) морозом – 4балла
Д) счастьем – 5 баллов

Командам дается 1 минута на обсуждение. На доске – листы с ответами. Открываются после обсуждения.

10. Поставьте ударение в словах

(За каждое правильное слово – 1балл)

Договор, звонит, жалюзи, магазин, цемент, щавель, ракушка, свекла, красивее, цыган.

11. Составить предложение с каждым словом данных синонимических рядов:

А) Глаза, очи, гляделки.

Б) Спать, почивать, дрыхнуть.

– В какой ситуации используется каждое слово?

12. В чем заключается необычность стихотворения В.Я.Брюсова?

Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита)

– Составьте самостоятельно предложение по аналогии.