Урок является наиболее распространенной формой организации обучения. Он как форма обучения относится к классно-урочной системе и является коллективной формой организации обучения, которой, присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий, твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.
Всякий урок имеет своеобразие, отличается от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре, поведению учителя и учащихся и по многим другим параметрам.
Уже давно в педагогике появилось потребность выделить среди методически разнообразных уроков уроки, характеризующиеся определенными общими признаками.
Этот вопрос имеет немаловажное значение не только в теоретическом, но и в практическом плане. Нельзя четко организовывать учебный процесс, не выделив типы уроков по тому или иному признаку, не выделив, какой из них наиболее подходит для решения поставленных педагогических задач. “Значение вопроса о разнообразии типов урока, - писал С. В. Иванов, - заключается в том, что правильное его разрешение предохраняет учителя от двух опасностей:
во-первых, от опасности скатиться к шаблону в построении каждого очередного урока, ничем не отличающего от других таких же уроков, и,
во-вторых, от недооценки планового, научно-обоснованного, действительно эффективного построения системы уроков по учебной теме или разделу учебной программы”
Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Так в педагогике появилась необходимость в классификации различных типов уроков.
Существуют следующие типы уроков
- Уроки изучения нового материала, излагаемого учителем.
- Уроки обсуждения нового материала, подготовленного самостоятельно дома по учебнику. В практике такой тип урока встречается пока нечасто, но современные учебники значительно расширяют возможности таких уроков.
- Комбинированные уроки. Иначе их называют составными, т. е. содержащими все звенья процесса обучения.
- Уроки применения знаний и формирования умений и навыков. Их можно назвать лабораторными.
- Урок систематизации и обобщения материала.
- Уроки повторения, проверки знаний и умений.
Основой всех уроков является комбинированный урок. Его структура такова:
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Этап подготовки учащихся УК активному и созидательному усвоению материала.
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний.
- Этап подведения итогов и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рассматриваемый нами урок - урок систематизации и обобщения изученного материала. И он имеет следующую структуру:
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.
- Этап обобщения и систематизации материала.
- Этап подведения итогов и информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Рассмотрим этапы этого типа урока.
Первый этап – Организационный (Приложение. Слайд № 7)
“Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при помощи которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому урок по любому предмету, на любую тему, любого типа, проводится ли он в классе, в лаборатории, в мастерской, на пришкольном участке, в природе или на производстве – всегда начинается с предварительной организации” .
Много решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса группы, и … не получится урок.
Оргмомент – это, безусловно, этап и этап сложнейший. И он носит не столько дидактический, сколько психологический характер. Задача этого этапа является не столько учебно-воспитательной, сколько психологической.
А заключается она в следующем: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к обращению и предстоящему занятию.
Содержание этапа.
1. Приветствие. Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учеников. Уже по его характеру в какой-то степени можно судить о характере отношений между ними.
Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Оно – первый ключ к сотрудничеству, именно так его следует понимать и воспринимать. Вот почему нельзя процедуру приветствия осуществлять небрежно и формально. Приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он проведет урок, ответ учащихся – реакция на эту заявку.
Процедура приветствия хорошо отрабатывается у нас в младших классах, но в старших классах, вследствие отсутствия единого перехода к ее осуществлению и очень часто непонимания его значения учителя, превращается в педагогических коллективах в формальность, что ведет к постепенной утрате учащимися навыков осуществления приветствия, сформированных ранее.
2. Определение отсутствующих. Суть его заключается не столько в том, чтобы узнать, кого из студентов нет на уроке. Это не сложно сделать при помощи рапортичек и других приемов. Смысл этой процедуры заключается в другом: учитель здесь формирует свою позицию к факту отсутствия того или иного ученика. Порицание, если ученик отсутствует без уважительных причин, сочувствие и оказание помощи тем, кто болеет. Обязательно нужно интересоваться у ребят состоянием здоровья их товарищей, которые давно болеют, передавать через учащихся свое сочувствие. Приветствовать ученика, который после долгого отсутствия вновь появился в классе. Словом, не забывать, что, казалось бы, прозаическая проверка отсутствующих может послужить важным инструментом углубления сотрудничества, воспитания гуманизма, учебной дисциплины, любви к школе и учителю.
3. Проверка готовности учащихся к уроку. Здесь учителя, прежде всего, должен интересовать внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места. В какой-то степени при соблюдении такта и чувства меры этот момент можно использовать для формирования вкуса, эталона внешности.
4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Классное помещение – рабочее место класса и учителя, и совсем небезразлично, в каком состоянии оно находится. Забота о своем здоровье каждого – один из важнейших каналов формирования чувства собственного достоинства.
5. Организация внимания. Необходимо уметь установить четкую грань, отделяющую перемену от урока, новую психическую ситуацию быстрой настройки сосредоточения на предмете учебного занятия.
Организующее влияние на учащихся оказывает психологическое состояние учителя в момент его появления в классе… Начинание же урока без предварительной организации внимания учащихся, невнимательность учителя к их психологическому состоянию или его стремление резко форсировать их сосредоточение путем возбужденного обращения, повышенного тона речи не будет способствовать созданию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися”.
Условия достижения положительных результатов:
- сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя;
- отсутствие многословия, ярко выражения волевая направленность;
- требовательность и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся;
- использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего их внимание к теме урока;
- спокойная уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью;
- последовательность и постоянство в предъявлении требований.
Показатель выполнения психологической задачи этапа:
- доброжелательный настрой учителя и учащихся;
- кратковременность организационного момента;
- полная готовность класса и оборудования урока к работе;
- быстрое включение класса в деловой ритм;
- организация внимания всех учащихся.
Второй этап - Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (Приложение. Слайд № 8)
Данный этап имеет следующие учебно-воспитательного задачи: Организовать и целенаправить познавательную
деятельность учащихся, подготовить их к усвоению материала. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
Содержание этапа:
- сообщение изучения материала;
- формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения материала;
- показ практической значимости изучения материала, мотивация учащихся к его освоению;
- постановка перед учащимися учебной проблемы.
Это этап организации будущего восприятия учебного материала, этап формирования целенаправленности учения. Это означает, что каждый студент должен осознавать цели всех выполняемых им в учебном процессе действий.
“Как показывает анализ повседневной практики, чаще всего учителя показывают тему урока, характеризуют учебный материал, который предстоит усвоить учащимся. Иногда тему и план урока пишут на доске. В этих случаях цель урока не объясняется.
Однако самое главное – обеспечить осознание цели учениками, Вызвать их личностное, заинтересованное отношение к их достижению, раскрыть значение цели для самих школьников. Когда ученики не осознают цели своей работы на уроке, процесс их учения и руководство ими со стороны учителя приобретает формальный характер, ученики выполняют указания учителя, потому что ему это “почему-то нужно”. Не понимая замысла заданий учителя, они не могут в полной мере проявить активность, самостоятельность, инициативу при работе над ними”.
Условия достижения положительных результатов:
- предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. Фиксация всего того этого в поурочном плане;
- умение четко и однозначно вместе с учащимися сформулировать образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть;
- сформированность у учащихся понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной деятельн6ости на уроке, что успешно работать можно только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат;
- Ученическую цель урока нужно или обсуждать с учащимися или сформулировать ее вместе с ними, в противном случае она не будет для них личностно значима. “Цели, спущенные кем-то сверху-чужие цели”.
Третий этап - Систематизации и обобщения знаний (Приложение. Слайд №3, №9)
Формируется за счет времени отводимого на этапы: проверки домашнего задания, этапа всесторонней проверки знаний, этапа усвоения знаний и этапа закрепления знаний.
Обычно эти уроки, близкие по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предопределяет овладение предметом.
Особенность этого типа урока заключается так же в том, что этап обобщения и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков: обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
Широкое распространение на таких уроках схем и моделей дает ввозному направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие в изучаемом материале повторяющихся, а поэтому закономерных связей и отношений, выявление сущности изучаемых процессов.
Обобщение учениками фактического материала является важной, но не единственной задачей этого типа урока. Особенно важно в ходе этих уроков формировать у учеников знания, отражаемые в виде идей и территорий, переход от частных к более широким обобщениям. Поэтому нередко за сорок пять минут такого урока учителю приходиться рассматривать с учащимися материал 20-30-ти часов.
Тема и план повторительно-обобщающего урока с указанием параграфов учебника и других источников знаний сообщаются учащимся за два-три дня до его проведения. Обычно это делается на предыдущем уроке. На самом уроке в ходе индивидуальных развернутых ответов учащихся и фронтальной беседы обсуждаются пункты его плана. По ходу обсуждения учитель ставит дополнительные вопросы и делает краткие заключения по пунктам плана. Иногда устное обсуждение содержания сочетается с выполнением письменной работы: составлением тематических таблиц на сравнение явлений, плана ответа по новому для учащихся документу, содержание которого совпадает по смыслу с соответствующими теме урока параграфами учебника, изученными ранее и еще раз прочитанными в процессе подготовки к уроку обобщения. Урок обобщения с включением лабораторной работы позволяет учащимся проявить учебные умения, показать уровень их сформированности. Осуществляется обобщение знаний и применение умений на высоком уровне познавательной деятельности каждого ученика.
Велика обучающая роль уроков обобщения. На них выявляется уровень усвоения учащимися основных фактов, понятий темы, раздела, курса, понимания законов развития. Эти уроки развивают логическое мышление учащихся, контролируют качество знаний и умений учащихся.
Дидактическая цель повторительно-обобщающего урока (Приложение. Слайд № 4)
- Обобщение и систематизация знаний, выделение узловых вопросов темы, программы
Основными задачами повторительно-обобщающих уроков являются:(Приложение слайд №5)
- Актуализация знаний, упрочение знаний имен, названий, фактов.
- Упрочение умений и навыков.
- Создание целостной картины события, процесса, которые раньше изучались по частям.
- Систематизация, обобщение знаний.
- Выделение главных процессов, событий изучаемого периода, главных действующих лиц.
- Рассмотрение новых связей в свете уже известных ранее фактов.
- Углубленное объяснение уже известных сложных понятий, позволяющих на более высоком теоретическом уровне понимать явления общественной жизни.
- Тренировочные работы учащихся.
Методы повторительно-обобщающего урока Приложение. Слайд №6)
- обзорные лекции
- устный опрос
- организация упражнений по углублению практических умений и навыков
- развернутая беседа
- семинарское занятие
- урок – экскурсия
Последний этап данного типа урока - Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Приложение. Слайд № 10)
Учебно-воспитательная задача - Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта. Подвести итоги урока.
Несколько слов о воспитательной и развивающей функции домашнего задания.
Первое. Любое домашнее задание, направленное на усвоение учениками основных знаний и умений, влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память и автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности.
Второе. Домашнее задание концентрирует внимание учеников на основополагающих знаниях и умениях. Оно повышает прочность, а главное, применимость знаний и умений.
Содержание этапа.
- Подведение итогов урока: как работала группа, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.
- Мотивирование домашнего задания: пробуждение в учащихся любознательности (интересная постановка проблемы, если речь идет о познавательных заданиях); если речь идет о тренировочных зданиях, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованию навыков; апеллирование к их чувству долга; используйте стремление учащихся к признанию и оценке их труда; учитывайте индивидуальные склонности и желания.
- Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания. Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося. Используйте индивидуальные домашние задания для развития способностей, особенно одаренных детей, а также добровольные задания как сильное воспитательное средство.
- Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способны ее выполнения.
Помните! Многообразие домашних заданий – преграда одностороннему развитию личности.
Домашние задания – инструмент развития любознательности учащихся, их интереса к учебе, нравственного потенциала и мировоззрения.
При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может преобразить не только домашний труд учеников, но и сам урок! При успешном использовании – сделать обучение по–настоящему личностным для ученика!
Условия достижения положительных
результатов.