Программа развития творческой личности "Волшебная нить"

Разделы: Внеклассная работа


Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Личностно – ориентированная основа деятельности детского дома “Семья” позволяет удовлетворить запросы детей, используя потенциал их свободного времени. Занимаясь в творческих мастерских, принимая участие в семейном деле, воспитанники, как правило, приобретают знания и развивают умения и навыки в интересующем их конкретном виде деятельности. Программа кружка “Волшебная нить” направлена, прежде всего, на осуществление подготовки детей к самостоятельной жизни.

В связи с реформированием образовательной системы встала проблема комплексного решения вопросов обучения, развития и воспитания детей – сирот. По определению многих источников, развитие личности происходит не только в учебно – познавательной деятельности, но и в организации разнообразной и интересной жизни любого детского коллектива, в работе семейного кружка, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Сфера семейного творческого дела – самая благоприятная в реализации задач духовно – нравственного, интеллектуального, эстетического развития воспитанников детских домов.

Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является искусство вышивания. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию, а если ребенок приобретает это, то будет успех в формировании морально – личностных качеств, навыков успешной социализации в обществе. Нужно найти свойственную только воспитанию детей вне семьи качественную специфику, которая бы обеспечивала благоприятное эмоциональное самочувствие и развитие способностей каждого ребенка, осознание им своей индивидуальности и нужности людям.

Если жизнедеятельность детей организована в семьях – группах, то и вся работа должна осуществляться через семью, а не параллельно ей. Зачем создавать семьи, если воспитание в них будет осуществляться так же, как в школе? Вся жизнь детей в детском доме “Семья” максимально приближена к жизни в благополучной семье.

Тем не менее, необходимо научить ребенка выжить в достаточно непростых экономических и экологических условиях. Выжить вопреки негативным факторам, которые имеют место: плохое состояние здоровья, ранний, отрицательный социальный опыт, провалы в эмоционально – психическом развитии, нереализованная потребность ребенка в любви и привязанности и как следствие – искажение самосознания и деформация личности. То есть, всему тому, что придется преодолеть или с чем придется смириться детям после выпуска из детского дома.

Частичное решение перечисленных проблем может быть реализовано через систематические занятие в кружке “Волшебная нить”, где ведущим средством формирования морально – личностных качеств ребенка является искусство, постижение которого через игру – занятие формирует эти качества, а также осуществляется подготовка воспитанника к самостоятельной жизни.

Работа кружка “Волшебная нить” выстроена таким образом, чтобы ребенок сам формировал свою жизненную концепцию с позиции ответственности за себя и младших детей, мог обеспечить себя теплыми носками, варежками, шапками, свитерами. Научился красиво и правильно вязать и вышивать, сформировал эстетический вкус. Исходя из системы семейного воспитания, у каждого ребенка появляется возможность выбора, и он его делает сознательно. Вся работа построена не на принуждении, а на желании принять участие в семейном деле, достичь определенного результата.

Целью данной программы является развитие и воспитание нравственной и духовной личности, раскрывающую свои творческие возможности на основе умений и навыков рационального поведения и общей культуры; стимулирование творческой активности воспитанника, развитие способности к решению возникающих проблем.

Программа предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, что дает им возможность преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, целенаправленно достигать гармоничности развития и создания условий для расцвета природных дарований. Творческое начало в проведении и организации любого воспитательного мероприятия, разноплановость решения воспитательной проблемы с ориентировкой на личность ребенка; личностно – ориентированный подход к воспитательной работе; социально – практическая направленность, предполагает адекватное включение воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.

Программа кружка “Волшебная нить” интегрируется в целостный педагогический процесс. Тема не ограничивается рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. Работа проводится в течение такого времени, пока ребенок не освоит данный материал.

Далее, хотелось бы рассмотреть один из возможных вариантов проведения занятия кружка “Волшебная нить”.

Занятие кружка “Волшебная нить”

Тема: "Узелок на память"

Цель:

– Формировать у детей стремление к общению, к деятельной познавательной активности;

– Продолжать знакомить воспитанников с техникой вышивания;

– Учить выбирать цвета и оттенки ниток.

Материал: образцы вышивок (пейзаж, портрет), мулине, ткань.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Упражнение на развитие зрительного внимания и пространственной ориентировки.

Воспитатель демонстрирует ряд мотков ниток мулине различного цвета:

– Посмотрите внимательно и запомните расположение мотков по цвету. (Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами мотки – 3 раза.)

– Какого цвета моток слева (справа) от мотка красного цвета? и т.д.

II. Рассказ воспитателя о последовательности вышивания пейзажа и портрета.

Цвета и оттенки ниток подбирают близкими к натуральным, характерными для данного предмета.

Не рекомендуется брать необычные цвета, сильно увеличенные предметы и несовершенные формы.

Не следует увлекаться большим набором переходов цвета, достаточно взять три: основной (средний), темнее и светлее.

Основным (средним) цветом вышивают почти всю деталь, менее плотно в местах затемненных и светлых. Темным цветом выделяют просветы в местах углубления, округлость формы и затемненные участки.

Светлым цветом заполняют выпуклые места, отвороты. На блестящих предметах делают блики – несколько стежков очень светлым тоном. Их нужно делать не строго посередине, а несколько в стороне, что придать живость узору.

Предметы первого плана должны иметь более четкий контур, яркий цвет. На дальнем плане предметы теряют четкость, яркость формы и цвета.

Пейзаж. Начинают вышивать с крупных пространств. Небо застилают гладью стебельчатым швом по горизонтали, когда вышиваются облака. Но при вертикальном наложении швов легче добиться плавного перехода одного тона в другой. Нужно помнить, что к линии горизонта становятся светлее и небо, и земля. Облака не должны быть чисто белыми. Ясным летним днем – чуть сголуба, поздней осенью – косматые, грязно – серые.

Портрет. Начинают вышивать с глаз, носа, губ. Чтобы глаза получились живыми, белки выкладывают белым шелком двусторонней глади по вертикали. Затем радужные оболочки вышивают по кругу петельным контурным швом, набивкой к белку. Черным мулине или шелком зашивают зрачки, несколькими стежками белого мулине или шелка делают в зрачках блики. Веки вышивают сквозной короткой гладью мулине телесного цвета, края век сверху и снизу оттеняют мельчайшими стежками коричневого тона.

Контуры носа, губ, ушей зашивают гладьевыми штрихами не более 2 мм по вертикали коричневой ниткой мулине.

Гладью в одну нить мулине вышивают губы. Брови и волосы лучше всего вышивать нитками одного цвета. Брови – мелкими сквозными стежками в одну нить мулине. Волосы – стебельчатым швом по всей длине. Около лба и шеи, а также за ушами волосы должны быть более темными.

III. Основная часть (совместное решение о проведении дела.)

а). Вводная беседа.

Определите тему нашего занятия. Что мы будем сегодня делать? (Сегодня мы продолжим учить вышивать крестиком, подбирать нитки для вышивки.)

– За счет чего вышивка получается ровной и красивой?

– Какие приемы мы используем для этого (нитки должны соответствовать толщине канвы, крестики ложатся в одну сторону и т. д.)

б). Задание (работа с раздаточным материалом):

– Выберите карточки с нужными нам элементами вышивки и назовите их.

– Разложите карточки в нужной последовательности.

IV. Практическая работа (проведение дела.)

– Выберите необходимый материал и приступайте к работе.

(Контроль за работой детей, за соблюдением техники безопасности; помощь затрудняющимся.)

V. Физкультминутка.

1.Упражнение для рук (“игра на рояле”).

2.Упражнение для шеи (“написать” носом и подбородком цифры от 1 до 5).

3.Упражнение для глаз: закрыть глаза; согнутыми ладонями построить домик; в этом “темном домике” делать движения глазами: вправо – влево, вверх – вниз, вкруговую.

VI. Итог (коллективный анализ)

Воспитатель дает детям небольшое письменное задание (что понравилась, кто чему научился, какие вышивки хотели бы начать на следующем занятии.