Цель урока: помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.
Задачи урока:
- Знакомство с музыкой П. И. Чайковского.
- Совершенствование умения интонирования в распевках, песнях.
- Воспитание любви и потребности к восприятию музыки.
- Воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
- Воспитание высокохудожественного вкуса учащихся, умение грамотно и активно рассуждать о музыке.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский "Времена года" Осенняя песнь- фрагмент, скороговорка "Ты бы, ты бы:", "Пёстрый колпачок" муз. Г. Струве сл. Н. Соловьёвой, попевка "У реки", "Солнышко заплакало" музыка и слова Н. Елисеева, "Урожай собирай" муз. А. Филиппенко, "Наша школа" муз. Е. Богдановой сл. Е. Россицкого.
Дополнительный материал: фотоснимки осени, портрет П.И. Чайковского, аппликации (грустное и весёлое солнышко, луч, дождь, туча, деревья, корзины с овощами и фруктами, весёлые нотки), игрушка (весёлый гном).
Ход урока
Оргмомент: вход класса, организация внимания, готовность учащихся к уроку.
Приветствие.
I. Вступительная часть.
Я рада нашей встрече. После осенних каникул вы пришли в школу отдохнувшие с новыми силами пополнить свой багаж знаниями.
Ребята, а почему эти каникулы назывались осенние?
/Ответы детей: Потому что они проходили осенью/.
(В ходе урока за правильный ответ учащиеся получают музыкальный сувенир " Весёлая нотка").
Но каникулы бывают зимой, весной и летом, т.е. сколько времен года, столько и каникул. Вот сейчас вашему вниманию я предлагаю музыкальную загадку.
Отгадайте, к какому времени года относится этот музыкальный фрагмент?
(звучит музыка П.И.Чайковского Осенняя песнь из цикла "Времена года")
К какому времени года относится наша музыкальная загадка?
/осень, зима, весна/
Я хочу познакомить вас с русским композитором П.И.Чайковским
/демонстрация портрета/
-Посмотрите, какое доброе, светлое лицо. Этот композитор любил детей и много произведений написал для юного возраста. Мы слушали фрагмент из цикла Времена года "Осенняя песнь".
Итак, из загадки мы нашли разгадку - осень. А какая осень бывает?
/Хмурая, дождливая, с деревьев опадают листья, холодная, ветер дует, тёплые деньки/
Демонстрация репродукций на осеннюю тему.
Посмотрите на доску на эти осенние сюжеты. Ребята, не правда ли, осень - красивое время года./Да/.
II. Основная часть урока.
1. В такой лес мы сегодня и отправимся на прогулку. В дороге нашей помощницей будет музыка. В лесу можно гулять, собирать красивые листочки в букет, а что ещё можно собирать в осеннем лесу?
/Цветы, грибы, ягоды/
Но в грибах нужно знать толк, есть грибы съедобные и несъедобные. А вот наши знакомые баба и дед из скороговорки - они-то знают, какие грибы можно класть в корзину.
Подготовительный этап к пению:
- Давайте дружно повторим и споем нашу скороговорку.
а) Проговариваем скороговорку все вместе: " Ты бы, ты бы, ты бы, ты
Пошла баба по грибы,
Дед за ней вдогонку -
Где мои опенки?"
Исполняем в качестве распевки. Певческая установка-исполнение сидя.
- в медленном темпе
- в подвижном темпе.
-Ну, вот дед и баба, так увлеклись сбором грибов, что прямо убежали от нас. Идем дальше.: В лесу хорошо, воздух чистый, а вон под елкой кто-то сидит:
-Ребята кто это?
/Веселый гном/
б) А какую песенку мы можем спеть нашему гному?
/"Пестрый колпачок"/.
- проговариваем текст
- исполняем песню.
2. Лесная прогулка у нас закончилась, мы вышли к берегу реки, где
сидят рыбаки. А нам известна одна попевка о рыбаках, давайте все вместе повторим слова с протянутыми окончаниями: " Там у реки, в синей дали, жили тогда три рыбака. Три рыбака, три чудака, рыбку они поймать не могли".
- проговариваем
- исполняем.
-Ребята, почему же рыбаки не могли поймать рыбку?
/Потому что было пасмурно, холодно:/
/На доске открывается изображение грустного солнышка и тучки с дождём/.
Мы видим с вами, что солнышко грустит. Ведь музыка волшебница, может она нам поможет что-то изменить.
а) Все вместе исполним песню.: А какую?
/"Солнышко заплакало"/.
Верно, ведь музыка - это волшебница, она нам поможет что-то изменить.
- проговариваем текст
- исполняем песню
- Ребята, что-то изменилось в песенке или нет?
/Да, настроение/.
- А ваше настроение изменилось?
/Да/
- Почему?
/Потому что солнышко сначала грустное было, а потом улыбнулось/
/Никто не обидел солнышко, дождь шёл из туч/.
-Каким стало ваше настроение?
/Радостным/.
б) Светлая грусть звучит в музыке 2-го куплета.
3. Вот наша прогулка подошла к концу.
Мы вышли в чистое поле: на том поле:
а) /физкультминутка/
- Стоит дуб - /все дети встали/ - вер те дуб,
/движение вправо, влево/
/потянулись на носочки, опустились/
- В этом дубе - вер те дубе стоит птица - ветреница
/руки вверх/
- Крыльями машет /круговые движения руками/
- А улететь не может. Как её зовут?
/Мельница/
- Молодцы! Садитесь.
- На полях собирают урожай зерна, для его переработки и нужна мельница.
- А что ещё собирают осенью в садах, в огородах?
/Урожай фруктов, овощей/
/Яблоки, груши, виноград, айву, сливы, картошку, капусту/
- Правильно, осень щедрая, урожайная.
б) /Открывается часть доски, демонстрируются корзины с фруктами и овощами./
Все вместе исполним знакомую нам песню "Урожай собирай" А.Филиппенко.
в) /исполнение песни/.
Пока мы с вами были на прогулке, небо посветлело, солнышко выглянуло.
Всё радостно заиграло, даже листья под ногами веселее зашуршали.
А наше настроение каким стало?
/Весёлым, радостным/
4. Мы снова возвращаемся в нашу школу?
- Ребята вы любите нашу школу?
/Да/
- А песню споём "Наша Школа".
/Да/
/исполнение песни/.
III . Итог урока.
- Часто ли на уроке у вас менялось настроение. /Да/.
- Почему? /Потому что музыка была разная/. Оказывается, музыка может изменять наше настроение.
- Как же можно услышать музыку?
/Внимательно слушать/
- Мы услышали, что душой музыки является мелодия. Музыка живёт внутри человека.