Цели: отработка умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова, провести экскурс в этимологию слова (поиск исторического корня), познакомить с разновидностью колокольного звона, воспитывать культуру речи.
Оборудование: зашифрованные слова на карточках, слова с общим историческим корнем -коло-, с/д диск "Колокола России", рисунок колокольчиков, у детей толковые словари, учебник Л.Я. Желтовской "Русский язык".
Ход урока
Актуализация знаний.
С каждого ряда вызывается по одному ученику им дается задание- расшифровать словарные слова
ГОНВА | СТОКВО | ОКЗАВЛ |
ЕЬНЕСЕРКСОВ | ЛИЦАСТО | ЦАНИЛЕСТ |
ГАЗМАИН | АМОЛОС | СЯМЕЦ |
Ответы: вагон, воскресенье, магазин, столица, солома, вокзал, лестница, месяц.
Фронтальная работа с классом.
Устный диктант с использованием веера с гласными буквами. Называют проверочное слово.
Поласкать щенка, полоскать белье, закалиться на солнце, расколоть дрова, отварить картофель, отворить дверь, посидеть на скамейке, поседеть к старости, проживать на даче, прожевать мясо, слезать с забора, слизал сметану, запивать лекарство, запевать песню.
Проверка учащихся у доски.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Дети: О правописании гласных, проверяемых ударением и непроверяемых).
Чистописание.
- Расшифруйте новое словарное слово, о котором пойдет речь на уроке.
- Что вы можете сказать о написании этого слова? Произнесите с ударением. На какой слог падает ударение?
- На первый.
- Какую гласную надо запомнить?
-Надо запомнить сочетание -оло-.
Работа по теме урока.
- Откройте учебники на с. 112, прочитайте задание к упражнению №18.
- Рассмотрите рисунки. Нам нужно сделать подписи к рисункам. У вас есть подсказка - все эти слова имеют общий исторический корень -коло- в значении "круглое".
-Откроите толковые словари на -коло-.
Дети работают со словарями: читают слово и его лексическое значение. На доске учитель выставляет карточки со словами.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
КОЛОБОК
КОЛОКОЛЬНЯ
КОЛЬЧУГА
КОЛОКОЛ
КОЛОДЕЦ
КОЛОВОРОТ
КОЛУН
-Найдите среди этих слов однокоренные слова.
-Колокол,. колокольчики, колокольня.
-Все остальные слова являются словами с общим историческим корнем. Они не являются однокоренными.
- Запишите в словарик новое словарное слово.
КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬЧИК
Физминутка.
Упражнение для глаз.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
Закрепление.
- Прочитайте отрывок из стихотворения в упражнении №19.
-Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
-О каких цветах так говорят?
-Почему они так называются?
-Цветок по форме напоминает колокол.
- В каком значении употреблено слово "язычок"?
- В переносном.
- Что за язычок у цветка колокольчика?
- Это желтый пестик.
- К сожалению все меньше и меньше становится в лесу цветущих растений. Колокольчики занесены в Красную книгу.
- Запишите загадку и отгадку. Как вы напишите слово "колокольчики"?
- С сочетанием -коло-.
- Как вы понимаете выражение "язык колокола"?
- Это звонит колокол.
- Оказывается существуют разные виды колокольного звона. Об этом мы узнаем из отрывка книги Л.Яхнина "Колокола России".
Чтение текста из упражнения №20.
- Тренькает и заливается мелкий колокольчик- звончик, бубенчик.
- Тихо позванивают и словно болтают между собой колокольцы-ботало. Их надевают на коров, коз- пастух спокоен. Животные не потеряются.
- Звучит колокол и в открыто море. Зовут его по-корабельному - рында.
- Особым колокольным звоном встречают утро, день и вечер колокола церковной звонницы.
- В предвестии беды тревожно гудит набат.
-О каких разновидностях колоколов и их "голосах" говорится в тексте?
-Колокольчики-бубенцы, колокольцы-ботало, рында, церковная звонница, набат.
- Выпишите однокоренные слова с корнем - колокол-.(колокольчик, колокольцы, колокол, колокольным).
- Подчеркните безударные гласные.
Выполняют с комментированием.
- А теперь послушайте колокола России. (звучит муз. Запись).
- Послушайте отрывок из стихотворения Н.Рубцова. (Учитель читает вслух текст из упр. №22).
У окон около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
- В каких словах имеется исторический корень?
- Около, колонн,, колокольный, колокольчиковый.
- Спишите, подчеркните исторический корень.
Итог урока.
- Что нового вы для себя открыли?
- В словах может быть исторический и современный корень. Виды колокольного звона.