Цель: Учить детей создавать речевое произведение (сочинение) по картине
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
План |
Рабочие материалы |
I. Организационный момент | |||
II. Вступительная беседа учителя. -Сегодня мы будем писать сочинение по картине В. А. Серова "Дети". |
|||
-Знакома ли вам эта картина? А ещё какие-нибудь картины этого художника вы видели? По телевидению, журналам? | Да, она висела в классе, нет, может быть. | ||
-Этот художник занимает выдающее место
в истории русского искусства XIX-XX столетия. Им
созданы известные картины "Девушка с
персиками", "Девушка, освещённая солнцем",
портреты людей творческого труда - художников,
писателей, артистов, композиторов, пейзажи,
исторические картинки, рисунки. В. А. Серов с
большой любовью писал детей, их мы видим на нашей
картине. -Кто заинтересовался творчеством этого художника, тот может ещё дополнительно поискать сведения о нём, его творчестве из журналов, энциклопедии, обратиться к учителю. |
|||
III. Составление плана, сбор рабочих
материалов к сочинению. -Итак, мы должны приступить к составлению плана, сбору материалов. Наш план будет состоять из вступления, основной части, которая будет делиться на подчасти, заключения. -Запишем вступление. |
I. Вступление. | ||
-О чём нужно написать во вступлении? | Написать про художника. | Валентин Александрович Серов -
выдающийся художник. Им созданы великолепные
картины, портреты людей, пейзажи, исторические
картинки, рисунки. "Дети"- одна из известных картин художника. |
|
-Рассмотрим картину. | Рассматривают картину. | ||
-Какие чувства вызывает у вас картина? | Лёгкая грусть, печаль, мечта-тельность, задумчивость. | ||
-Какое настроение? | Грустное, печальное настроение. | ||
-Почему грустное? | Выражение лица у маленького мальчика, поза мальчиков, бледно-серые неяркие краски, серое холодное море, низкие тучи. | ||
-Кто являются героями нашей картины? | Дети. | ||
-Только ли мальчики? | Ещё и природа. | ||
-Как же назовём следующий пункт нашего плана? Запишем. Вот о чём мы будем писать дальше, вот о чём будет основная часть. | II. Дети и природа. | Дети и природа привлекают внимание художника. | |
-Кого мы видим на переднем плане картины? | Двух мальчиков. | ||
-Где они стоят? | На полу деревянной терраски, с двух сторон ограниченной перилами | ||
-Что о них можно сказать? | Братишки, братья, один старше другого | ||
-Давайте опишем старшего брата. С чего начнём? | С позы, одежды, причёски | 1) Описание внешнего вида старшего брата: | |
Предлагаю начать описание с позы. В
какой позе он стоит? ("Поза" - положение тела человека.) См. Толковый словарь. |
Он любуется морем, стоит, повернувшись лицом к морю, смотрит на море, наблюдает. | а) поза; | Наблюдает за морем, пристально смотрит вдаль, стоит, облокотившись на перила. |
-Во что одет старший брат? | Тёмно-синие штаны, белая рубашка, чёрные чулки, тёмно-коричневые ботинки | б) одежда; | Тёмно-синие штанишки, белая рубашка, чёрные чулки, коричневые ботинки. |
-Какая причёска у этого мальчика? Что с ней происходит? | Он кудрявый, ветер треплет его тёмные кудри | в) причёска; | Кудрявые волосы. |
-Давайте внимательно посмотрим на лицо
мальчика. Всё ли лицо видим? Эта часть лица называется "профиль" (значение этого слова легко узнать в толковом словаре). -Что выражает лицо мальчика? -О чём он мечтает? |
Только часть У него слегка вздёрнутый носик, приоткрытый ротик, о чём-то думает, размышляет, мечтает, задумался, может быть, о большом корабле, а, значит, о большом плавании, мечтает стать капитаном. |
г) лицо. | Изображено в профиль, выражает задумчивость, пытливые глаза, приоткрытый ротик. |
-Давайте опишем внешний вид младшего
братика. -Почему будет его описывать легче? |
Мы уже описали старшего брата. | 2) Описание внешнего вида младшего братика: | |
-С чего начнём? | Начнём с позы. Он стоит, опираясь одной рукой на перила, смотрит с картины будто на нас, левая нога чуть согнута в коленке. |
а) поза; | Повернулся лицом к нам. |
-Что мы будем описывать дальше? | Дальше будем описывать одежду. | б) одежда; | |
-Во что же одет младший братик? | На нём белая рубашка, тёмно-синие штаны, чулки чёрные, коричневые ботинки. | ||
- Что же вы заметили? | Он одет, как и старший брат. | Одет, как и старший брат. | |
-Что ещё нужно описать? | Причёску надо описать, он кудрявый, отдельные пряди волос повисли на лбу, ветер слегка растрепал волнистые волосы мальчика. | в) причёска; | Волосы точь-в-точь, как у старшего. |
-Что ещё осталось описать? -Какое оно? Рот? Носик? -Какие глаза? -Что выражает взгляд? |
Лицо, его выражение. У него круглое лицо, маленький носик, широко раскрытые, большие карие глаза. Он чем-то удивлён, а может быть, его что-то встревожило, или просто он отвлёкся на несколько секунд. | г) лицо; | Большие выразительные глаза, приоткрытый ротик. |
-Что ещё кроме мальчика привлекает наше внимание на картине? | Природа привлекает наше внимание. | 3) Окружающая природа | Холодное Балтийское море, жёлтая береговая полоса, лодки, серое небо. |
-На картине вы видите детей художника, действие происходит на берегу холодного Балтийского моря, на даче художника. | |||
-С чего начнём описание природы? | Начнём с моря | а) море; | |
-Какое море? | Слегка волнуется, местами синее, белое, вода серебристая, как и рубашки мальчиков. | Море слегка волнуется. | |
-Каким изобразил художник небо? | Серое, покрытое тучами, мрачное, тёмное, сквозь тучи пробиваются неяркие солнечные лучи. | б) небо; | Небо покрыто тучами, бессильные лучи солнца едва пробиваются сквозь тучи. |
-Обратим внимание на берег моря. | На берегу стоят лодки, песок золотистый. | в) берег моря; | На золотистом берегу стоят лодки. |
-Какой день изобразил художник? | Пасмурный, ветреный, в то же время можно увидеть красоту этого неяркого серенького дня. | г) день. | День пасмурный, ветреный. |
-Что общего в настроении мальчиков и окружающей среды? | Природа и человек взаимосвязаны. | 4) Взаимосвязь природы и человека. | Человек и природа взаимосвязаны. |
-Чем закончить сочинение? | Собственным отношением к картине. Понравилась, почему? | III. Моё отношение к картине. | Впечатление. |
IV. Запись сочинений. | |||
V. Чтение готовых творческих работ, обсуждение. | |||
VI. Подведение итогов. |