Конспект открытого урока по азбуке нравственности на тему: "Дружный класс как маленькая планета"

Разделы: Начальная школа


Ход классного часа

1.Организационный момент.

2. Эмоциональный настрой. Звучит песня "Улыбка".

Введение в тему.

- Ребята, сейчас прозвучала песня вам всем хорошо знакомая. О чём она?

- Правильно, о дружбе.

-А причём же здесь улыбка?

- Конечно! Улыбка - признак добра, любви, дружбы. Не зря же в песне поётся: "Дружба начинается с улыбки".

- Давайте подарим немного тепла, чтобы каждому стало хорошо, радостно и легко: улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне.

- Как стало на душе?

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами посетим необычную страну - Страну Добра. Смотрите, перед вами карта этой страны.

- А на каком же виде транспорта мы отправимся в это путешествие?

- На поезде. На паровозике из Ромашково.

- Машинист, объявляй отправку поезда! (звучит музыка из мультфильма "Паровозик из Ромашково").

- Первая станция - станция "Народной мудрости".

- Перед вами пословицы. Прочитайте их.( "Друг познаётся в беде", "Куда иголка, туда и нитка", " Друг в беде не бросит", "Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги", "Дерево сильно корнями, а человек - друзьями").

- Кто из вас догадался, какой теме посвящено наше сегодняшнее путешествие?

- Правильно, мы сегодня с вами поговорим о дружбе, доброте, отзывчивости - тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья!

- Кто из вас знает другие пословицы о дружбе?

- Молодцы! Поезд отправляется! (звучит музыка).

- Следующая остановка: "Город Дружбы".

- Совсем недавно мы вспоминали с вами ваш самый первый день в школе. А точнее перед 1 сентябрём. Вы все говорили о вашем волнении в этот день, тревоге. Вы боялись, что в школе вы не подружитесь с ребятами, не найдёте себе друзей.

- А так ли это важно найти друга? Зачем людям нужны друзья? А кто это - друг?

- А какими качествами должен обладать настоящий друг?

Упражнение "Продолжи фразу":

- Настоящий друг - это тот:

- Друзья всегда:

- Но, к сожалению, есть некоторые качества людей, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению, мешают настоящей дружбе.

- Давайте же разберёмся в этом.

Упражнение "Тёмные и светлые мешочки".

На доске изображения двух мешочков: тёмного и светлого и таблички с различными названиями качеств людей. Дети должны рассортировать качества на "тёмные" и "светлые".

А теперь послушайте стихотворение о дружбе.

"Друга за деньги не купишь" Марии Скребцовой.

Денег добрый друг дороже,
И богатств огромных тоже,
И дворцов, и даже трона,
И с брильянтами короны!
Друг бесценнее всего,
Не купить нигде его!
Так что время зря не трать -
Друга начинай искать!

Упражнение "Тропинка к сердцу".

- Каждый из вас уже подружился с кем-то в классе, т.е. нашёл тропинку к его сердцу. Надо подойти к доске и мелом нарисовать тропинку от своего "сердечка" к " сердечкам" тех ребят, с которыми он подружился.

Если есть в классе дети, которые ещё ни с кем не дружат, можно предложить им нарисовать тропинки к тем ребятам, которые им нравятся.

Вывод: Друзья - это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать. Другу можно доверить свои секреты.

- Осторожно! Поезд отправляется! (звучит музыка).

- Следующая остановка - город "Вежливости".

- Каждому из нас приятно общаться и дружить с вежливыми людьми.

- А что такое "вежливость"?

-В словаре даётся следующее определение вежливости:

" Это качество человека, для которого уважение к людям стало привычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающим".

Упражнение. Ассоциации "вежливый человек".

- С кем бы вы могли сравнить вежливого человека и почему? (напр., с солнышком, потому что оно ласково здоровается со всеми).

- Вспомните и назовите все "вежливые" слова, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни.

- Трудно ли быть вежливым?

Вывод: С вежливыми людьми приятно общаться и дружить.

- Следующий город - "Музыкальный".

- Жители этого города предлагают нам немного отдохнуть, послушать музыку и вспомнить песни о дружбе.

- Внимание! Поезд отправляется!

- Следующая станция "Литературная".

- Здесь нас встречают сказочные герои. Из каких они сказок?

Творческое задание "Сказочные друзья".

- Ребята, скажите, что должны сделать герои этих сказок, чтобы всегда жить дружно? (три поросёнка и волк; Красная шапочка и волк; Маша и три медведя).

- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?

- Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что вы никому не нужны, но затем убеждались в обратном?

- Как вы думаете, нужно ли учиться дружить?

- Послушайте рассказ М Пляцковского "Урок дружбы".

Жили два воробья:Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел всё пшено. Только десять зёрнышек упало на землю. Чирик нашёл эти зёрнышки и пошёл к Чику.

- Чик, я нашёл десять зёрнышек. Давай разделим их поровну.

- Не надо,- сказал Чик. - Ты нашёл, ты и съешь.

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик.

Чику стало стыдно. Взял Чик пять зёрнышек и сказал своему другу:

- Спасибо, Чирик, за зёрнышки и за урок.

Вопросы детям: Почему Чику стало стыдно?

- О каком уроке говорил Чик?

В жизни нередко возникают спорные ситуации, или иначе говоря, конфликты. - Из-за чего возникают ссоры? (из-за непонимания друг друга, неумения выслушать друг друга, нежелание уступить; обида на любое замечание, неумение и нежелание критически оценить свои поступки)

- Какие чувства возникают во время ссоры или драки?

Упражнение "Чувства - ассоциации".

- Если бы злость была растением, то каким?

- Если бы ярость была птицей, то какой?

- Если бы обида была животным, то каким?

"Мозговой штурм" (работа в парах):ролевая игра :

1 ситуация - два ученика дерутся из-за книжки, т.к. каждый думает, что эта книга - его. Учитель просит прекратить драку и найти другое решение возникшей проблемы.

2 ситуация - один ученик случайно толкнул другого. Завязалась драка.

3 ситуация - "Я Танькой Ивановой больше не дружу! Она меня назвала Катькой!

- Прочитайте рассказ А.Л.Барто "Кто наказал его?"

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам себя наказал, - ответила мама.

Вопросы:

- Почему мальчик плакал?

- Кто виноват в том, что произошло?

- А может, мама не права?

- Какие ошибки допустил мальчик в своём поведении?

- Как эти ошибки теперь исправить?

- Как избежать конфликтов?

- Какие "мирилки" вы знаете?

- Молодцы! Вы умеете мириться. Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает.

Вывод: в жизни каждого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за равнодушия, или из-за неумения оценить свои поступки, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться.

- Мы возвращаемся в класс из нашего путешествия.

- Чему же вы научились за время путешествия? Что запомнили?

Осознание понятия "МЫ".

- В каких случаях каждый из нас употребляет слово "мы"?

Упражнение с мячиком.

- Закончите предложение: Мы - : (Например: " Мы - весёлые. Мы - умные. Мы - дружные. Мы - аккуратные. Мы - вежливые. Мы - трудолюбивые. Мы - добрые.)

Осознание класса, как сообщества, как единого целого.

-Наш класс - это тоже МЫ. Наш класс , как маленькая планета. У нас даже есть свой дом. Это наша классная комната, в которой мы встречаемся каждый день.

- Когда люди, живущие в одном доме, чувствуют себя хорошо? (Когда все дружны, помогают друг другу, жалеют, берегут и т.д.)

- Правильно, это очень важно.

- А что нужно, чтобы хорошо работалось на уроке, чтобы не было ссор, чтобы на переменах никто не обижал? (соблюдать правила).

- Давайте составим правила Дружбы нашего класса:

  • уважай мнение товарищей;
  • поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой;
  • если хочешь, чтобы у тебя было много друзей никогда не обманывай;
  • будь сам настоящим другом;
  • не обижай и не обижайся;
  • не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;
  • не ябедничай. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
  • будь внимательным;

- Час общения давайте завершим "Кругом общения":

Упражнение "Ниточки тепла".

- Находясь рядом с вами, ребята, я чувствую, как между вами тянутся ниточки тепла и нежности друг к другу, как будто образуется клубочек тепла, охватывающий всех вас.

- Возьмитесь за ниточку "Клубочка тепла и нежности" и почувствуйте, как через неё они идёт к вам тепло от ребят.

Итог: Сегодня мы говорили о дружбе, о том, как жить без ссоры, как выходить из конфликтной ситуации, составили правила Дружбы нашего класса.