Ход классного часа
1.Организационный момент.
2. Эмоциональный настрой. Звучит песня "Улыбка".
Введение в тему.
- Ребята, сейчас прозвучала песня вам всем хорошо знакомая. О чём она?
- Правильно, о дружбе.
-А причём же здесь улыбка?
- Конечно! Улыбка - признак добра, любви, дружбы. Не зря же в песне поётся: "Дружба начинается с улыбки".
- Давайте подарим немного тепла, чтобы каждому стало хорошо, радостно и легко: улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне.
- Как стало на душе?
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами посетим необычную страну - Страну Добра. Смотрите, перед вами карта этой страны.
- А на каком же виде транспорта мы отправимся в это путешествие?
- На поезде. На паровозике из Ромашково.
- Машинист, объявляй отправку поезда! (звучит музыка из мультфильма "Паровозик из Ромашково").
- Первая станция - станция "Народной мудрости".
- Перед вами пословицы. Прочитайте их.( "Друг познаётся в беде", "Куда иголка, туда и нитка", " Друг в беде не бросит", "Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги", "Дерево сильно корнями, а человек - друзьями").
- Кто из вас догадался, какой теме посвящено наше сегодняшнее путешествие?
- Правильно, мы сегодня с вами поговорим о дружбе, доброте, отзывчивости - тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья!
- Кто из вас знает другие пословицы о дружбе?
- Молодцы! Поезд отправляется! (звучит музыка).
- Следующая остановка: "Город Дружбы".
- Совсем недавно мы вспоминали с вами ваш самый первый день в школе. А точнее перед 1 сентябрём. Вы все говорили о вашем волнении в этот день, тревоге. Вы боялись, что в школе вы не подружитесь с ребятами, не найдёте себе друзей.
- А так ли это важно найти друга? Зачем людям нужны друзья? А кто это - друг?
- А какими качествами должен обладать настоящий друг?
Упражнение "Продолжи фразу":
- Настоящий друг - это тот:
- Друзья всегда:
- Но, к сожалению, есть некоторые качества людей, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению, мешают настоящей дружбе.
- Давайте же разберёмся в этом.
Упражнение "Тёмные и светлые мешочки".
На доске изображения двух мешочков: тёмного и светлого и таблички с различными названиями качеств людей. Дети должны рассортировать качества на "тёмные" и "светлые".
А теперь послушайте стихотворение о дружбе.
"Друга за деньги не купишь" Марии Скребцовой.
Денег добрый друг дороже,
И богатств огромных тоже,
И дворцов, и даже трона,
И с брильянтами короны!
Друг бесценнее всего,
Не купить нигде его!
Так что время зря не трать -
Друга начинай искать!
Упражнение "Тропинка к сердцу".
- Каждый из вас уже подружился с кем-то в классе, т.е. нашёл тропинку к его сердцу. Надо подойти к доске и мелом нарисовать тропинку от своего "сердечка" к " сердечкам" тех ребят, с которыми он подружился.
Если есть в классе дети, которые ещё ни с кем не дружат, можно предложить им нарисовать тропинки к тем ребятам, которые им нравятся.
Вывод: Друзья - это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать. Другу можно доверить свои секреты.
- Осторожно! Поезд отправляется! (звучит музыка).
- Следующая остановка - город "Вежливости".
- Каждому из нас приятно общаться и дружить с вежливыми людьми.
- А что такое "вежливость"?
-В словаре даётся следующее определение вежливости:
" Это качество человека, для которого уважение к людям стало привычной нормой поведения и привычным способом общения с окружающим".
Упражнение. Ассоциации "вежливый человек".
- С кем бы вы могли сравнить вежливого человека и почему? (напр., с солнышком, потому что оно ласково здоровается со всеми).
- Вспомните и назовите все "вежливые" слова, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни.
- Трудно ли быть вежливым?
Вывод: С вежливыми людьми приятно общаться и дружить.
- Следующий город - "Музыкальный".
- Жители этого города предлагают нам немного отдохнуть, послушать музыку и вспомнить песни о дружбе.
- Внимание! Поезд отправляется!
- Следующая станция "Литературная".
- Здесь нас встречают сказочные герои. Из каких они сказок?
Творческое задание "Сказочные друзья".
- Ребята, скажите, что должны сделать герои этих сказок, чтобы всегда жить дружно? (три поросёнка и волк; Красная шапочка и волк; Маша и три медведя).
- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что вы никому не нужны, но затем убеждались в обратном?
- Как вы думаете, нужно ли учиться дружить?
- Послушайте рассказ М Пляцковского "Урок дружбы".
Жили два воробья:Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел всё пшено. Только десять зёрнышек упало на землю. Чирик нашёл эти зёрнышки и пошёл к Чику.
- Чик, я нашёл десять зёрнышек. Давай разделим их поровну.
- Не надо,- сказал Чик. - Ты нашёл, ты и съешь.
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик.
Чику стало стыдно. Взял Чик пять зёрнышек и сказал своему другу:
- Спасибо, Чирик, за зёрнышки и за урок.
Вопросы детям: Почему Чику стало стыдно?
- О каком уроке говорил Чик?
В жизни нередко возникают спорные ситуации, или иначе говоря, конфликты. - Из-за чего возникают ссоры? (из-за непонимания друг друга, неумения выслушать друг друга, нежелание уступить; обида на любое замечание, неумение и нежелание критически оценить свои поступки)
- Какие чувства возникают во время ссоры или драки?
Упражнение "Чувства - ассоциации".
- Если бы злость была растением, то каким?
- Если бы ярость была птицей, то какой?
- Если бы обида была животным, то каким?
"Мозговой штурм" (работа в парах):ролевая игра :
1 ситуация - два ученика дерутся из-за книжки, т.к. каждый думает, что эта книга - его. Учитель просит прекратить драку и найти другое решение возникшей проблемы.
2 ситуация - один ученик случайно толкнул другого. Завязалась драка.
3 ситуация - "Я Танькой Ивановой больше не дружу! Она меня назвала Катькой!
- Прочитайте рассказ А.Л.Барто "Кто наказал его?"
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам себя наказал, - ответила мама.
Вопросы:
- Почему мальчик плакал?
- Кто виноват в том, что произошло?
- А может, мама не права?
- Какие ошибки допустил мальчик в своём поведении?
- Как эти ошибки теперь исправить?
- Как избежать конфликтов?
- Какие "мирилки" вы знаете?
- Молодцы! Вы умеете мириться. Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает.
Вывод: в жизни каждого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за равнодушия, или из-за неумения оценить свои поступки, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться.
- Мы возвращаемся в класс из нашего путешествия.
- Чему же вы научились за время путешествия? Что запомнили?
Осознание понятия "МЫ".
- В каких случаях каждый из нас употребляет слово "мы"?
Упражнение с мячиком.
- Закончите предложение: Мы - : (Например: " Мы - весёлые. Мы - умные. Мы - дружные. Мы - аккуратные. Мы - вежливые. Мы - трудолюбивые. Мы - добрые.)
Осознание класса, как сообщества, как единого целого.
-Наш класс - это тоже МЫ. Наш класс , как маленькая планета. У нас даже есть свой дом. Это наша классная комната, в которой мы встречаемся каждый день.
- Когда люди, живущие в одном доме, чувствуют себя хорошо? (Когда все дружны, помогают друг другу, жалеют, берегут и т.д.)
- Правильно, это очень важно.
- А что нужно, чтобы хорошо работалось на уроке, чтобы не было ссор, чтобы на переменах никто не обижал? (соблюдать правила).
- Давайте составим правила Дружбы нашего класса:
- уважай мнение товарищей;
- поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой;
- если хочешь, чтобы у тебя было много друзей никогда не обманывай;
- будь сам настоящим другом;
- не обижай и не обижайся;
- не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;
- не ябедничай. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
- будь внимательным;
- Час общения давайте завершим "Кругом общения":
Упражнение "Ниточки тепла".
- Находясь рядом с вами, ребята, я чувствую, как между вами тянутся ниточки тепла и нежности друг к другу, как будто образуется клубочек тепла, охватывающий всех вас.
- Возьмитесь за ниточку "Клубочка тепла и нежности" и почувствуйте, как через неё они идёт к вам тепло от ребят.
Итог: Сегодня мы говорили о дружбе, о том, как жить без ссоры, как выходить из конфликтной ситуации, составили правила Дружбы нашего класса.