Пословицы и поговорки на уроках чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


I

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.

«Под пословицами в широком смысле мы понимаем краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. Так, пословица «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» отличается двойным планом – буквальным и иносказательным. Напротив, пословица «горбатого могила исправит» имеет только образный план [Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. 3-е изд., М., 1968, с.11].

В основе смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий. Например, пословица констатирует: «в гостях хорошо, а дома лучше», «близок локоть, да не укусишь», «один за всех, все – за одного».

Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения: «взялся за гуж, не говори, что не дюж», «куй железо, пока горячо», «назвался груздем – полезай в кузов».

Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие только буквальный план. Например: «коса – девичья краса», «в тесноте, да не в обиде», «поживём – увидим».

Отличия пословиц и поговорок условны. Пословицы и поговорки образуют единую группу языковых афоризмов.

Учитель начальных классов должен широко использовать в своей работе произведения народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки; рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, богатый духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь, черты русского народного характера.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию» [К.Д. Ушинский. Собр. соч., т.6, М., 1949].

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире.

В I-IV классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме этого, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

Главными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки, являются «Русская азбука», «Родная речь», а также детская художественная литература.

На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.

Дети охотно читают пословицы и поговорки и обсуждают их смысл. Многие из пословиц им понятны.

Чтобы помочь ученикам лучше понять смысл пословиц и поговорок, нужно ставить вопросы, дающие возможность оценивать действительность. Наиболее целесообразными являются вопросы типа «как бы вы поступили в данном случае?», которые шире, чем другие, раскрывают жизненную позицию детей.

II

Существует несколько видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.

1. Подбор пословиц по темам

Начинать эту работу надо с I класса. В «Русской азбуке» [В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, В.А.Виноградская, М., Просвещение, 2009], при изучении каждой буквы приводятся 2-4 пословицы и/или поговорки.

Во II классе тематический подбор пословиц хорошо организовать при чтении произведений, посвященных 8 Марта, о домашних и диких животных. На итоговом уроке по теме «Зима. Люблю природу русскую» можно предложить учащимся следующие пословицы и поговорки: «мороз не велик, да стоять не велит»; «снегу много – хлеба много»; «мороз и железо рвет и на лету птицу бьёт»; «в зимний холод всякий молод»; «готовь летом сани, а зимой – телегу».

В III классе можно подобрать пословицы при изучении тем «Что такое хорошо и что такое плохо», «Здравствуй, гостья – зима!», «Весна, весна! И всё ей радо».

При тематическом подборе пословиц и поговорок обязательно надо учитывать то, что учащиеся не всегда понимают их переносный смысл, поэтому приводят пословицы иногда, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Учащиеся, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.

В некоторых случаях при чтении рассказов, стихотворений, учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.

Пословицы о пользе учения можно привести при чтении в IV классе «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца: «Без ученья нет уменья»; «Красна птица перьем, а человек – ученьем»; «Учись доброму – так худое на ум не пойдёт»; «Грамоте учиться – всегда пригодится».

2. Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения

В процессе изучения художественных произведений учитель показывает ученикам, что «пословица недаром молвится», что, включая народные изречения в авторский текст, писатель придает языку своих произведений меткость, образность, народность.

Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И.А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся во II и III классах. Но недостаточно только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками, важно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне или объяснить, почему они вошли в фонд народной фразеологии.

3. Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения

Сначала учитель читает учащимся рассказ, стихотворение или басню, производит разбор произведения, выясняет главную мысль. Затем – предлагает учащимся подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием.

Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.

4. Использование пословиц при работе над сочинением

В этом случае различают два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.

Сочинение по пословице может быть устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Если учащиеся имеют специальные тетради с пословицами и поговорками, к которым они подбирают соответствующие картинки, то их следует использовать при обучении устно составлять рассказ по пословице.

Пословица, которая служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть её содержание, предоставляется бόльшая свобода фантазии детей.

Методика работы на уроках по составлению устных рассказов по пословице должна быть постоянной и постепенно усложняться. Вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.

Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка.

Например, в III классе можно предложить сочинение по теме «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель дает задание детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, учащиеся приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание, обращают внимание на меткость и образность пословиц. Затем учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме.

Всем классом составляется план. По плану сочинения придумывают примерный рассказ, включая отдельные пословицы. На следующем уроке ученики пишут сочинение.

В своей книге «Пословицы и поговорки в начальной школе» Л.А. Введенская дает пример сочинения ученицы III класса.

Зима

Декабрь год кончает, зиму начинает. Кончилось осеннее ненастье. Наступила холодная, вьюжная зима. Сильные морозы сковали пруды, речки, озёра. Деревья стоят в белых шапках. Солнце встает поздно и не греет. Воздух чистый и свежий.

Деревья стоят голые. Только сосны и ели зеленеют в лесу. На выдумку природа торовата. Тихо в лесу. Медведь в берлоге лапу сосёт. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц под ёлкой сидит. Только голодные волки бродят по лесу, ищут пищу.

Много снегу на дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Ребята вышли на улицу играть. Мороз не велик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки на санках, лепят бабу. Школьники катаются на коньках и на лыжах.

Старики смотрят в окно и говорят: «Снегу много – хлеба много». Хорошо зимой.

Вот некоторые темы, при написании которых можно использовать пословицы и поговорки для III-IV классов:

  • «Моя мама» (пословицы о маме);
  • «Времена года» (пословицы о зиме, осени, весне, лете);
  • «Мои друзья» (пословицы о дружбе);
  • «Москва – столица» (пословицы о Москве).

Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь. Но, чтобы добиться в этой работе успеха, одного этого вида подготовки недостаточно. Следует использовать материал и задания, которые есть в «Родной речи».

В I-IV классах на уроках чтения учащиеся составляют близкий к тексту или свободный пересказ прочитанного. Такую работу можно усложнить, предложив учащимся при передаче содержания произведения применить пословицу, которую приводит учитель или подбирают сами ученики.

Учить использовать пословицы в своей речи следует при опросе или беседе на ту или иную тему. Так, беседуя о зиме, учитель спрашивает, в каком месяце начинается год, предлагает на этот вопрос ответить пословицей «Январь – году начало, зиме – середина».

5. Использование пословиц/поговорок в играх

При изучении пословиц дети обогащают свой словарный запас. Этому способствуют следующие игры:

  • «Закончи пословицу»: например, «без труда не выловишь ...», «что написано пером ...», «тише едешь ...»;
  • «Угадай поговорку по рисунку»:

(Взять быка за рога)

(Зарубить на носу)

(Делать из мухи слона)

  • «Вспомни пословицу по рисунку»:

(Яблоко от яблони недалеко падает)

(Любишь кататься – люби и саночки возить)

(С миру по нитке – голому рубаха)

(Семеро одного не ждут)

III

Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводит в свою речь пословицы и поговорки.

О пословице К.Д. Ушинский писал: «Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам» [К.Д. Ушинский, Собр. соч., т.6, М., 1949].

Ушинский считал, что «моральный намек» пословиц для младшего возраста недоступен. Ценность же пословицы для школы он видел в том, что она «описывает коротко и метко и прекрасным народным языком какое-нибудь действительное явление из жизни природы или человека».

Поэтому при разборе пословиц и поговорок, например: «Кошке – игрушки, а мышке – слёзки», «В пустой бочке звону больше», «Горшок котлу не товарищ», учитель только спрашивает: «Почему звону больше в пустой бочке?», «Почему мышке – слёзки?», «Почему горшок котлу не товарищ?» Этими вопросами и раскрывается смысл пословиц.

Работа над пословицами, поговорками должна в итоге, с одной стороны, обогащать представления учащихся о жизни через уяснение смысла пословиц, а с другой – вводить детей в «лучший народный язык» (К.Д. Ушинский).

В сложном деле воспитания среди помощников одно из важных мест принадлежит пословицам и поговоркам. Использование пословиц в работе нужно рассматривать как материал, который поможет учителю улучшить процесс изучения литературы. Употребление пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают урок чтения богаче по содержанию и интереснее по форме.