Литературный праздник "В гостях у Н.Н. Носова"

Разделы: Начальная школа


<У этого талантливого человека - вечно юная, детски чистая, чудесная душа>. (Валентин Катаев).

Цели: вызвать у учащихся желание читать произведения Н.Н.Носова; через драматизацию отдельных эпизодов донести до читателей <литературный смех> Н.Н.Носова; способствовать активизации творческой деятельности учащихся.

Оформление, оборудование:

  1. Портрет Н.Н.Носова.

  2. Выставка книг Н.Н.Носова.

  3. Выставка рисунков учащихся.

  4. Коробка с надписью <Бюро находок>.

  5. Медали (лучшим читателям рассказов Н.Н.Носова).

Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Николай Николаевич Носов (1908-1976) был волшебником потому, что владел таинственным <золотым ключиком> к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты: книги его переведены на десятки языков мира, они совершили путешествие по всем континентам. И он был не просто добрым волшебником, а, я бы сказала, добрейшим. Да ещё и весёлым!

Как все настоящие волшебники, Н.Носов был редкостным фантазёром: как раз его фантазия и подарила всем нам знаменитого Незнайку со всеми увлекательнейшими его путешествиями и в кругу друзей, и в Солнечном городе, и на Луне.

Но творческая дорога Николая Николаевича началась не с Незнайки:

Сначала появились рассказы для детей. И первый из них начинался так: <Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти:> (<Ступеньки>).

А вот как писатель вспоминает о своём детстве: <Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, то есть о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чём думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всём, что с ними случается.

И поэтому я стал детским писателем.

- Назовите самого знаменитого жителя Цветочного города. (Незнайка). Он сегодня у нас в гостях.

Незнайка.

Почему-то обо мне
Знают все на свете,
Знают даже на Луне
Взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу,
Но скажу вам честно:
Что другим не по плечу,
Мне давно известно:

- А вот известно ли тебе, из каких произведений писателя Николая Носова взяты эти предметы?

-кастрюля (<МИШКИНА КАША>)

-игрушечный телефон (<ТЕЛЕФОН>)

-шляпа (<ЖИВАЯ ШЛЯПА>)

-пылесос (<ВИНТИК, ШПУНТИК И ПЫЛЕСОС>)

-собака-игрушка (<БОБИК В ГОСТЯХ У БАРБОСА>)

-дневник (<ДНЕВНИК КОЛИ СИНИЦЫНА>)

-песок (<НА ГОРКЕ>)

-варенье (<МИШКИНА КАША>, <ФАНТАЗЁРЫ>)

-лоскут зелёной материи (<ЗАПЛАТКА>)

-огурец (<ОГУРЦЫ>)

-Чему же хорошему учит этот рассказ? (Нельзя брать чужое! А если взял, то необходимо честно в этом признаться).

-Ребята, а вот в одном из произведений Н.Носова Незнайка пишет стихи. Вспомните их.

-Представьте себе очень красивый город. Вокруг каждого дома растут цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Здесь даже улицы называются именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город стоит на берегу реки. Как называются город и река? (Город Цветочный, река Огурцовая).

Николай Николаевич Носов очень любил животных, птиц. В его рассказах мы читаем о лошадях, кошках, собаках. Есть у него необычный рассказ о воробьях, вернее сказать, о разных воробьиных замашках и характерах. Какие имена придумал писатель воробьям? Как называется рассказ? (Афонька вредный, Стёпка-растрёпка, <Задира>).

-А на какой улице жили коротышки в Цветочном городе? (На улице Колокольчиков).

- А кто эти ребята? Из каких произведений Н.Носова?

<Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьёзным видом осмотрела чёрные пятна на лице Феди, после чего сокрушённо покачала головой>. (КЛЯКСА>).

<На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки>. (<ФЕДИНА ЗАДАЧА>).

<Пришли мы на станцию, взяли билеты и поехали под землёй>. (<МЕТРО>).

<Попробовали мы сырую крупу жевать - противно, попробовали сырой лук - горько. Масло попробовали без хлеба есть - тошно. Нашли банку из-под варенья. Ну, мы её вылизали и легли спать>. (<МИШКИНА КАША>).

<Мы посмотрели: на крыльце валялось несколько ягод рябины>. (<ТУК-ТУК>).

<Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не оторвать и зубами>. (<ЗАПЛАТКА>).

а) <Пошли они домой, разделили мороженое на три части>.

б) <Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - р-раз! - и раздавил в лепёшку!> (<ФАНТАЗЁРЫ>).

В Стране Литературии живёт гном Забывалка: он помнит только первые буквы от названий произведений, а окончания названий забыл. Помогите ему.

-<Фан:> (<ФАНТАЗЁРЫ>).

-<Жив:>(<ЖИВАЯ ШЛЯПА>).

-<Огу:>(<ОГУРЦЫ>).

-<Дне:>(<ДНЕВНИК КОЛИ СИНИЦЫНА>).

-<Вес:>(<ВЕСЁЛАЯ СЕМЕЙКА>).

-<Ви: : в:и:>(<ВИТЯ МАЛЕЕВ В ШКОЛЕ И ДОМА>).

-Ог:(<ОГОРОДНИКИ>).

-<Нез:на:>(<НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ>).

-<Боб:в:у:>(<БОБИК В ГОСТЯХ У БАРБОСА>).

-<За:(<ЗАМАЗКА>, <ЗАПЛАТКА>).

В рассказах Н.Носова встречаются стихи и песни. Отгадайте, откуда это стихотворение?

Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нём сирень.
От черёмухи душистой
И от лип кудрявых тень. (<Дружок>).

Легко на сердце от песни весёлой,
Она скучать не даёт никогда,
И любят песню деревни и сёла,
И любят песню большие города! (<Федина задача>).

В рассказах Н.Носова не только дети ходят в гости друг к другу, но и животные.

Жил-был себе Барбос. И вот к нему в гости пришёл Бобик. И много интересных вещей увидел Бобик у Барбоса. Многие из них он никогда не видел.

Нет ног, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы).

Ребята! Какой рассказ вам понравился больше всего? Почему?

КОНКУРС РИСУНКОВ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Н.Н.НОСОВА.

<Тот, кто сдружился с книгами Николая Николаевича Носова, станет человеком с заглавной буквы - ответственным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Родину>. (Анатолий Алексин).