Цели и задачи:
- Сформировать представления о транспортном комплексе РТ, его структуре и географии.
- Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения РТ, изучить состав транспорта.
- Углубить знания по теме, формировать у учащихся желание узнавать новое о своей Республике.
Оборудование:
Физическая карта РТ, экономическая карта РТ, картосхемы РТ для учащихся.
Основная форма работы: групповая с использованием опережающего домашнего задания.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока.
Приветствие учителя.
Проверка отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Тема урока “География транспорта республики Татарстан”.
Тема “Транспорт” вам хорошо известна по экономической географии России, поэтому сегодня, изучая транспорт республики, углубляем наши знания.
Прежде чем перейти к изучению развития транспорта на территории Татарстана мы посмотрим презентацию “Транспортный комплекс России”.
(Показ слайдов. Приложение 1)
Татарстан располагает всеми основными видами транспорта. В настоящее время на транспорте и в связи занято 112 тыс. человек или 7 процент общего числа занятых в народном хозяйстве республики. Транспорт является связующим звеном между отраслями народного хозяйства.
Рассмотрим по карте транспортную сеть Татарстана. Здесь мы видим основные транспортные узлы республики.
(Вопрос классу)
- Что называют транспортным узлом?
Транспортный узел- это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.
Главные транспортные узлы РТ:
Казань, Набережные Челны, Альметьевск.
(Ученики отмечают эти города на картосхеме)
Все виды транспорта вместе составляют единую транспортную систему.
В республике по грузообороту и пассажирообороту на первом месте железнодорожный транспорт.
(Ученики по группам подготовили сообщение по отдельным видам транспорта)
(Отвечают ученики из первой группы)
Ученик: По карте мы видим, что крупнейшей железнодорожной станцией является г Казань. Отсюда отправляются поезда на Москву, Волгоград, Самару, Екатеринбург, Уфу и другие города, а также по пригородным направлениям. Общая протяженность составляет 917 км. В восточной части республики построена дорога Агрыз – ст. Акбаш (у г.Бугульма).Эта дорога соединяет нефтяные районы и промышленные центры юго-востока Татарстана с промышленным Прикамьем и городами Наб.Челны, Нижнекамск, Менделеевск. На станции Агрыз она соединяется с северной магистралью Москва – Екатеринбург – Дальний Восток. Эта дорога позволяет по кратчайшему пути доставлять в Прикамье метал, строительные материалы с Урала, лес и уголь из Сибири, а из Татарстана по этой трассе идут автомобили, шины ,продукты химии, нефтехимии и т.д.
2 ученик: Важное значение для республики имеет другая дорога в меридианальном направлении: Казань – Буинск – Ульяновск – Волгоград. Эта дорога была построена ещё в годы Великой Отечественной Войны. Она соединяет сельскохозяйственные районы Республики с Казанью и Поволжским экономическим районом.
Вывод: Железнодорожный транспорт занимает первое место в республике по перевозкам грузов и пассажирооборота. Казань является крупнейшей пассажирской станцией, ежедневно сюда прибывает до тридцати поездов дальнего следования.
(Ученики на картосхеме отмечают направления железнодорожных магистралей РТ)
(Отвечают ученики из второй группы)
Ученик: На втором месте автомобильный транспорт. Автомобильные дороги соединяют г Казань со всеми городами и населенными пунктами республики, а также основные автомагистрали с городами Чебоксары, Нижний Новгород и Москва по Горьковскому шоссе. Автомобильная дорога Казань – Елабуга – Ижевск – Пермь. В восточных и юго-восточных районах республики построены современные шоссе, соединяющие г. Бугульму с городами Азнакаева, Бавлы, Лениногорск, Альметьевск, Нурлат, и Набережные Челны. Общая протяженность автомобильных дорог 12.5 тыс.км и ежегодно строится около 100 км. новых дорог.
2 ученик: Крупнейшей автомагистралью республики на сегодня является шоссе Казань – Набережные Челны, она дала выход продукции Нижнекамского территориального производсвенного комплекса в Поволжье, центр и др.экономические районы. А также в строительстве автодорог важную роль играют автодорожные мосты, построенные через реки. Одним из таких мостов является мост через реку Волгу у западной окраины г. Казани, который повлиял на экономическое развитие всего Поволжья. Второй такой мост через реку Каму у Сорочьих Гор, соединяющий экономические районы республики.
Вывод: Автомобильный транспорт очень перспективный вид транспорта. Сегодня во многих европейских странах основной груз перевозится автофургонами, это и удобно и быстрее. Поэтому очень важно расширить пропускную способность автомагистралей.
(Повторяющиеся города (транспортные узлы) ученики на картосхеме обводят в кружочки)
Ученик: Водный транспорт также играет важную роль в транспортной системе нашей республики. Реки Кама и Волга являются главными путями сообщения. Этот вид транспорта ведущее место занимает по грузообороту.
По водным путям перевозятся нефть, лес, химические продукты, строительные материалы, различные машины, хлеб и т.д. Вот крупные речные порты республики Казань, Чистополь, Нижнекамск, Набережные Челны.
Вывод: Река Кама почти по диагонали пересекает территорию республики, поэтому среди рек по грузообороту она занимает первое место. Есть также и проблемы, мало современных технически оснащенных речных портов.
(Ученики на картосхеме отмечают порты условными знаками)
Ученик: Сегодня воздушный транспорт республики занимает видное место в России. Через Казань проходят важные воздушные линии, она связана с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России.
А местными линиями являются:
Казань - Бугульма
Казань - Бегишево
Казань - Чистополь
Этот вид транспорта относительно молодой, но перспективный в своем развитии. (Ученики на картосхеме отмечают местные аэропорты)
Вывод: Воздушный транспорт республики обслуживает отдаленные районы от железнодорожных станций и речных портов, где мало других дорог, а также перевозит почту и ценные грузы.
Ученик: Трубопроводный вид транспорта в республике получил широкое развитие благодаря разработке запасов нефти и природного газа. Главным нефте- и газопроводным узлом республики является г. Альметьевск. От него расходятся нефтепроводы:
Альметьевск - Туймазы - Уфа
Оренбург - Альметьевск
Пермь - Альметьевск- Заинск,
Ижевск - Менделеевск – Альметьевск
Альметьевск - Казань
Альметьевск - Самара и нефтепровод Дружба
И примерно также работает газопровод.
Через северо-западные районы республики проходит трансконтинентальный экспортный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород и Уренгой - Центр.
Общий вывод: В республике хорошо развита транспортная сеть, однако вместе с тем растет и отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду. Главный загрязнитель атмосферы – автомобильный транспорт. Все виды транспорта создают “шумовое загрязнение”. В республике применяются строгие меры по защите окружающей среды от загрязнения транспортными средствами. При дальнейшем развитии транспорта основное внимание будет уделено электрификации и автоматизации железных дорог, улучшению существующих дорог.
Какие работы ведутся по улучшению инфраструктуры в республике?
Посмотрим еще одну презентацию на тему “Метрополитен г.Казани”. (Показ слайдов. Приложение 2)
Итог.
В ходе урока мы познакомились с транспортом РТ, выполнив все намеченные цели. (Дать качественную характеристику деятельности групп). Оценки.
Домашнее задание.
Творческая работа на тему “Транспорт в моем городе”. (Описание работы одного вида транспорта в городе)