Открытый урок по географии "География транспорта РТ"

Разделы: География


Цели и задачи:

  1. Сформировать представления о транспортном комплексе РТ, его структуре и географии.
  2. Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения РТ, изучить состав транспорта.
  3. Углубить знания по теме, формировать у учащихся желание узнавать новое о своей Республике.

Оборудование:

Физическая карта РТ, экономическая карта РТ, картосхемы РТ для учащихся.

Основная форма работы: групповая с использованием опережающего домашнего задания.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

Приветствие учителя.

Проверка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

Тема урока “География транспорта республики Татарстан”.

Тема “Транспорт” вам хорошо известна по экономической географии России, поэтому сегодня, изучая транспорт республики, углубляем наши знания.

Прежде чем перейти к изучению развития транспорта на территории Татарстана мы посмотрим презентацию “Транспортный комплекс России”.

(Показ слайдов. Приложение 1)

Татарстан располагает всеми основными видами транспорта. В настоящее время на транспорте и в связи занято 112 тыс. человек или 7 процент общего числа занятых в народном хозяйстве республики. Транспорт является связующим звеном между отраслями народного хозяйства.

Рассмотрим по карте транспортную сеть Татарстана. Здесь мы видим основные транспортные узлы республики.

(Вопрос классу)

- Что называют транспортным узлом?

Транспортный узел- это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.

Главные транспортные узлы РТ:

Казань, Набережные Челны, Альметьевск.

(Ученики отмечают эти города на картосхеме)

Все виды транспорта вместе составляют единую транспортную систему.

В республике по грузообороту и пассажирообороту на первом месте железнодорожный транспорт.

(Ученики по группам подготовили сообщение по отдельным видам транспорта)

(Отвечают ученики из первой группы)

Ученик: По карте мы видим, что крупнейшей железнодорожной станцией является г Казань. Отсюда отправляются поезда на Москву, Волгоград, Самару, Екатеринбург, Уфу и другие города, а также по пригородным направлениям. Общая протяженность составляет 917 км. В восточной части республики построена дорога Агрыз – ст. Акбаш (у г.Бугульма).Эта дорога соединяет нефтяные районы и промышленные центры юго-востока Татарстана с промышленным Прикамьем и городами Наб.Челны, Нижнекамск, Менделеевск. На станции Агрыз она соединяется с северной магистралью Москва – Екатеринбург – Дальний Восток. Эта дорога позволяет по кратчайшему пути доставлять в Прикамье метал, строительные материалы с Урала, лес и уголь из Сибири, а из Татарстана по этой трассе идут автомобили, шины ,продукты химии, нефтехимии и т.д.

2 ученик: Важное значение для республики имеет другая дорога в меридианальном направлении: Казань – Буинск – Ульяновск – Волгоград. Эта дорога была построена ещё в годы Великой Отечественной Войны. Она соединяет сельскохозяйственные районы Республики с Казанью и Поволжским экономическим районом.

Вывод: Железнодорожный транспорт занимает первое место в республике по перевозкам грузов и пассажирооборота. Казань является крупнейшей пассажирской станцией, ежедневно сюда прибывает до тридцати поездов дальнего следования.

(Ученики на картосхеме отмечают направления железнодорожных магистралей РТ)

(Отвечают ученики из второй группы)

Ученик: На втором месте автомобильный транспорт. Автомобильные дороги соединяют г Казань со всеми городами и населенными пунктами республики, а также основные автомагистрали с городами Чебоксары, Нижний Новгород и Москва по Горьковскому шоссе. Автомобильная дорога Казань – Елабуга – Ижевск – Пермь. В восточных и юго-восточных районах республики построены современные шоссе, соединяющие г. Бугульму с городами Азнакаева, Бавлы, Лениногорск, Альметьевск, Нурлат, и Набережные Челны. Общая протяженность автомобильных дорог 12.5 тыс.км и ежегодно строится около 100 км. новых дорог.

2 ученик: Крупнейшей автомагистралью республики на сегодня является шоссе Казань – Набережные Челны, она дала выход продукции Нижнекамского территориального производсвенного комплекса в Поволжье, центр и др.экономические районы. А также в строительстве автодорог важную роль играют автодорожные мосты, построенные через реки. Одним из таких мостов является мост через реку Волгу у западной окраины г. Казани, который повлиял на экономическое развитие всего Поволжья. Второй такой мост через реку Каму у Сорочьих Гор, соединяющий экономические районы республики.

Вывод: Автомобильный транспорт очень перспективный вид транспорта. Сегодня во многих европейских странах основной груз перевозится автофургонами, это и удобно и быстрее. Поэтому очень важно расширить пропускную способность автомагистралей.

(Повторяющиеся города (транспортные узлы) ученики на картосхеме обводят в кружочки)

Ученик: Водный транспорт также играет важную роль в транспортной системе нашей республики. Реки Кама и Волга являются главными путями сообщения. Этот вид транспорта ведущее место занимает по грузообороту.

По водным путям перевозятся нефть, лес, химические продукты, строительные материалы, различные машины, хлеб и т.д. Вот крупные речные порты республики Казань, Чистополь, Нижнекамск, Набережные Челны.

Вывод: Река Кама почти по диагонали пересекает территорию республики, поэтому среди рек по грузообороту она занимает первое место. Есть также и проблемы, мало современных технически оснащенных речных портов.

(Ученики на картосхеме отмечают порты условными знаками)

Ученик: Сегодня воздушный транспорт республики занимает видное место в России. Через Казань проходят важные воздушные линии, она связана с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России.

А местными линиями являются:

Казань - Бугульма

Казань - Бегишево

Казань - Чистополь

Этот вид транспорта относительно молодой, но перспективный в своем развитии. (Ученики на картосхеме отмечают местные аэропорты)

Вывод: Воздушный транспорт республики обслуживает отдаленные районы от железнодорожных станций и речных портов, где мало других дорог, а также перевозит почту и ценные грузы.

Ученик: Трубопроводный вид транспорта в республике получил широкое развитие благодаря разработке запасов нефти и природного газа. Главным нефте- и газопроводным узлом республики является г. Альметьевск. От него расходятся нефтепроводы:

Альметьевск - Туймазы - Уфа

Оренбург - Альметьевск

Пермь - Альметьевск- Заинск,

Ижевск - Менделеевск – Альметьевск

Альметьевск - Казань

Альметьевск - Самара и нефтепровод Дружба

И примерно также работает газопровод.

Через северо-западные районы республики проходит трансконтинентальный экспортный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород и Уренгой - Центр.

Общий вывод: В республике хорошо развита транспортная сеть, однако вместе с тем растет и отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду. Главный загрязнитель атмосферы – автомобильный транспорт. Все виды транспорта создают “шумовое загрязнение”. В республике применяются строгие меры по защите окружающей среды от загрязнения транспортными средствами. При дальнейшем развитии транспорта основное внимание будет уделено электрификации и автоматизации железных дорог, улучшению существующих дорог.

Какие работы ведутся по улучшению инфраструктуры в республике?

Посмотрим еще одну презентацию на тему “Метрополитен г.Казани”. (Показ слайдов. Приложение 2)

Итог.

В ходе урока мы познакомились с транспортом РТ, выполнив все намеченные цели. (Дать качественную характеристику деятельности групп). Оценки.

Домашнее задание.

Творческая работа на тему “Транспорт в моем городе”. (Описание работы одного вида транспорта в городе)