Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, его боевых традициях, о героях Великой Отечественной войны;
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению;
Развивающая: развивать мышление, внимание, память; коммуникативные навыки.
Оборудование: музыкальные произведения на военную тематику (фонограмма), музыкальный центр, мультимедиапроектор, компьютер, таблички с названием команд, доска, мел, листочки, ручки.
Использована презентация.
ХОД КОНКУРСА
I. Вступительная часть. (Презентация, слайд № 1)
Звучит мелодия песни Я. Френкеля, Р. Гамзатова “Журавли”. (Музыкальное приложение)
Учитель: (на фоне музыки) Ежегодно наша страна отмечает великий праздник - День Победы в Великой Отечественной войне. Эта война на многие поколения. Четыре долгих года шел русский народ к победе дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и недосыпал, тянулся из последних сил и все же выстоял и победил.
Вы, ребята, родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видите, как строят новые дома, но не подозреваете, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.
Война – это страшно: это кровь, муки, смерть… Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ.
Сколько могил Неизвестного солдата в нашей стране? Много. Солдаты погибли за нашу мирную жизнь, за мирную жизнь будущих поколений. И наш долг – помнить об этом, не допустить войны и принесенного ею горя.
И сегодня наше мероприятие посвящается памяти павших.
Эта память, верьте, люди,
Всей Земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Эта память всей Земле нужна!
(Музыка смолкает)
Учитель: Ребята, нам предстоит встретиться еще раз со знакомыми произведениями литературы, музыки о войне, соприкоснуться с некоторыми историческими военными событиями. Только воспоминания будут представлены несколькими геймами конкурса-эрудициона “Дойти до Победы”.
Приглашаю вас принять участие в конкурсе. У нас будет три команды.
Выберите по жребию один из символов. Прошу выйти сюда командиров класса и вытянуть бумажку с названием команды.
Определились команды-участницы нашего эрудициона. Принадлежность к той или иной команде определили выбранные вами символы – эмблемы команд – салют, звезда, гвоздика.
Мы начинаем эрудицион “Дойти до Победы”. В игре нужно набрать 1500 вёрст. Считается, что столько вёрст нужно дойти до Берлина. Разрешите представить жюри конкурса и моих консультантов: ….
II. Конкурсные задания.
ГЕЙМ 1. – “ЛИТЕРАТУРА ОГНЕННЫХ ЛЕТ” (слайд № 2)
Ведущий. Вы непременно читали произведения о войне, и я уверена, помните многие из них. В гейме “Литература огненных лет” вам предлагается вспомнить творчество поэтов и писателей, посвятивших свои произведения героической теме Великой Отечественной войны.
За каждый правильный ответ команда получает 50 вёрст. Если команда готова отвечать, то командир поднимает табличку-символ.
ГЕЙМ 2. – “ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ” (слайд № 3)
Ведущий: Были события в войне, которые стали героической историей. Второй наш гейм так и называется “История Великой Отечественной войны”.
Внимательно слушайте вопросы, чья команда будет готова отвечать, поднимите табличку.
За каждый правильный ответ команды получают по 50 вёрст.
Вопросы об истории Великой Отечественной войны:
- Почему война названа Великая Отечественная?
- Назовите земляков - Героев Советского союза?
- Каких героев Великой Отечественной войны, генералов, командующих вы знаете?
- Назовите города-герои. (Смоленск, Ленинград, Волгоград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Москва, Мурманск, Брест).
- Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война? (1418)
- Назовите пионеров-героев?
- Что обозначают данные термины:
ЭВАКУАЦИЯ - вывоз людей, имущества из опасных местностей
ПАРТИЗАН - боец партизанского отряда в тылу
КАПИТУЛЯЦИЯ - прекращение военных действий
КОНЦЛАГЕРЬ - лагерь для заключённых
БЛОКАДА - окружение войск противника с целью уничтожения
ВЕТЕРАН - старый, опытный воин
ТЫЛ - территория позади фронта, сзади боевой линии
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА – человек, совершивший подвиг и получивший высшую награду – “Золотую звезду”.
ГЕЙМ 3. – “ЭХО ФРОНТОВОЙ ПЕСНИ” (слайд № 4)
Учитель: Есть такая пословица: “Когда гремят пушки, музы молчат”.
В Великую Отечественную войну гремели пушки, строчили пулеметы и автоматы, рвались бомбы, мины и гранаты... Вступали в бой танки самолеты, военные корабли... Но в это страшное время на передовых позициях устраивались концерты, на фронт выезжали многие артисты. Для солдат играли отрывки из пьес, читали стихи и рассказы, исполняли танцы, показывали фокусы. Но особенно фронтовики любили слушать песни!
Пели под баян и гитару. Вспомним же военную песенную хронику.
Сейчас будет звучать мелодия из песен. Та команда, которая быстрее вспомнит правильное название песни или строчку из неё получает 50 вёрст.
ГЕЙМ 4. “УЗНАЙ СВОЕГО ГЕРОЯ” (слайд № 5)
В этом гейме вам будут показаны четыре фотографии- ветераны Вов и ветераны труда. Вы должны узнать их и написать на листочке фамилию, имя, отчество ветеранов. За каждый правильный ответ вы получаете 100 вёрст. (Cлайд № 6, 7, 8, 9)
- Ребята, давайте проверим, правильно ли вы записали. (Cлайд № 10)
ГЕЙМ 5. “ФРОНТОВЫЕ ЧАСТУШКИ” (слайд № 11)
Учитель: Вместе с песней помогала нашему солдату шутка. Помните у А. Твардовского?
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой!
А где шутка, там и частушка.
Представьте, что вы фронтовые артисты и вам нужно порадовать солдат своим искусством.
Командам выдаются тексты частушек. На подготовку своего выступления вам дается 1 минута. Вы можете набрать в этом гейме 100 вёрст.
Ой, гармонь, моя гармонь,
Только пальцем кнопку тронь!
Под веселую гармонь
По захватчикам – огонь!А наш дедушка Тарас
Промахнулся в этот раз:
Из ружья попал фашисту
Не в живот, а в левый глаз!Фон дер Дран развесил уши,
Разевает в страхе рот,
Эта русская “Катюша”
Упокой ему несет.Эх, яблочко,
Да щечки красные,
Будем русскую плясать
На берлинской трассе мы!Картошка цветёт –
Осыпается!
А как немцы бегут –
Спотыкаются!Веселей давай, девчата,
Подзадоривай солдат.
Немцев пусть из автоматов
Отправляют прямо в ад!На столе стоит стакан,
А в стакане каша,
Сколько Гитлер ни воюет,
А победа наша!Ты гуди, гуди, машинушка,
Дороженька, гуди,
Привези-ка наших милых
С орденами на груди.Немец шёл в Россию прямо,
Из России – косяком!
Шёл в Россию он обутый,
Из России – босиком!
Учитель: Благодарим наших замечательных артистов. Здорово, что фронтовые песни не смолкают и сегодня.
СУПЕР-ИГРА (слайд № 12)
В супер-игру со мной сыграет команда, набравшая большее количество вёрст. Команде задаются вопросы. Даётся 3 варианта ответа. Отвечает командир команды. Значит, вам дополнительно задаётся столько вопросов, сколько вёрст вы не добрали. Команда не имеет права ошибаться. Если ошибается, то супер-игра проиграна.
Вопросы:
1) Сколько ушло солдат на фронт и не вернулось домой из нашей деревни? (Cлайд № 13)
- А) 120
- Б) 196
- В) 219
2) 900 дней жил город в осаде. 900 дней и ночей за город шли бои. О каком городе идёт речь? (Cлайд № 14)
- А) Севастополь
- Б) Москва
- В) Ленинград
3) Сколько городов- героев? (Cлайд № 15)
- А) 9
- Б) 10
- В) 12
4) Назовите автора строк:
Фронт - налево, фронт - направо,
И в февральской вьюжной мгле.
Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле. (Cлайд № 16)
- А) К. Симонов
- Б) А. Твардовский
- В) М. Джалиль
5) Название песни, начинающейся словами
“Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой…” (слайд № 17).
- А) “Огонёк”
- Б) “Священная война”
- В) “На безымянной высоте”
6) Назовите автора строк:
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Cлайд № 18)
- А) Ольга Берггольц
- Б) Анна Ахматова
- В) Юлия Друнина
III. Заключение (на фоне музыки. Звучит песня группы Любэ “Давай за…”). (Cлайд № 19)
- Идут годы, сменяются десятилетия. Но этому подвигу народа в Великой Отечественной войне, суждено остаться в истории.
Наша Победа не померкнет никогда. Все меньше остается ветеранов среди нас. Многие ушли, не ощутив заботы о себе. Окружим же заботою тех, кто еще с нами.
Ребята, давайте помнить всегда о тех, кто дал нам великий праздник – День Победы.
А сейчас мы наградим команды. Благодарность всем, кто принял участие в нашем мероприятии. Желаю вам всем счастья, добра, а главное – мира!
Литература:
- CD-диск “Праздничный календарь с музыкальным приложением”, Волгоград, издательство “Учитель”, 2008.
- Пазникова Т.А. Частушечный спектакль “Распроклятая война”. // Чем развлечь гостей. – 2007. - № 2.