Цель урока: Изучить основные вопросы антропогенеза, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Задачи урока:
- Выявить уровень знаний учащихся об эволюции приматов, доказательствах эволюционного происхождения человека и его систематическом положении, принадлежности к царству животных.
- Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать.
- Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека. Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Урок-лекция (с элементами поиска и диспута).
Структура урока:
1. Организация начала урока;
2 (3). Проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 (2). Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация ЗУН);
4. Изучение нового материала;
5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 (8). Подведение итогов и результатов урока;
8 (7). Задание на дом.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы «Антропогенез». На предыдущем уроке познакомились с эволюцией приматов (именно они являются «предшественниками» рода Homo). В ходе этого урока изучим стадии эволюции человека, выясним основные особенности наших «предков»: их образ жизни, биологические и социальные факторы эволюции, то есть займёмся изучением «глобальной» истории людей как биологического вида. Я надеюсь, что тема будет для вас интересна. Ведь знать, кто мы и как появились, кем были, позволяет осознать сущность человека, его место в системе органического мира. Но, перед этим (чтобы получилась целостная картина), давайте вспомним материал прошлого урока, то есть то, что нам уже известно по теме «Антропогенез»!
Организация проверки домашнего задания:
А. Один учащийся работает у доски. Задание: составить схему «Стадии эволюции приматов» /именно эта схема послужит отправной точкой при объяснении нового материала/.
Б. Три-четыре учащихся выполняют индивидуальные задания на карточках /компьютер/:
Положение человека системе органического мира - вставить пропущенные слова:
Империя Клеточные
Надцарство Ядерные
Царство ……???…..
Подцарство Многоклеточные
Тип Хордовые
Подтип ……???………
Класс Млекопитающие
Подкласс …???…….
Отряд …???……
Подотряд Человекообразные обезьяны
Секция Высшие узконосые обезьяны
Семейство ……???…….
Род ……???….
Вид ……???……….
В это время с остальными учащимися организуется фронтальная беседа по следующим вопросам:
- какие существуют группы доказательств эволюционного происхождения человека?
- почёму человек является биосоциальным видом?
- какой учёный сыграл основную роль в доказательстве животного происхождения человека? (Ч.Дарвин, 1871 год «Происхождение человека и половой отбор»).
- почему Дарвин, признавая развитие человека от ствола древних обезьян, подчёркивал, что современные человекообразные обезьяны не могут рассматриваться как предки человека, называл их «нашими двоюродными братьями»?
- в чём заключаются особенности дриопитеков как наиболее вероятных предков человека?
После этого происходит проверка выполненного задания на доске с использованием метода взаимопроверки.
Учитель: Схему эволюционного происхождения человека мы закончили дриопитеками и появлением австралопитеков. Но это ещё не представители рода Homo. А как вы думаете, что может являться «границей», отделяющей обезьяну от человека? (ответ: объём и масса головного мозга - она должна составлять не менее 750 грамм!). Кто же такие были Австралопитеки? - («australis»- южный, «pithecus»- обезьяна), находки сделаны главным образом в Южной Африке.
Лекция учителя сопровождается заполнением схемы учителем, учащиеся конспектируют - полученный материал должен выглядеть следующим образом:
Биологические особенности |
Социальные особенности |
|
|
В 1959 году на склоне кратера Нгоронгоро (плато Серенгети) в Олдовайском ущелье вместе с останками одного из австралопитеков (зинджантропа) были найдены кости посткриниального скелета, а в1960 году на том же месте - череп существа, значительно более близкого человеку, чем австралопитеки. Это существо назвали Homo habilis – Человек умелый (человек галечной культуры).
Биологические особенности |
Социальные особенности |
|
|
Столь же примитивные орудия найдены недавно в Горном Алтае и Якутии, их возраст до 1 млн. 400 тыс. лет. Если эти датировки подтвердятся и будут найдены скелетные останки, следует признать, что Человек умелый был широко распространён не только в Африке, но и в Азии.
Архантропы (древнейшие люди), Homo erectus /Человек выпрямленный/. Представителями являлись питекантроп (Ява), синантроп (Китай), гейдельбергский человек (Средняя Европа), атлантроп (Алжир), телантроп (Южная Африка), олдовайский питекантроп (Центральная Африка).
Биологические особенности |
Социальные особенности |
|
|
Палеантропы (древние люди), Homo sapiens Neanderthalensis /Человек разумный/. Представителями являлись неандертальцы.
Учитель: Теперь, имея общий план описания эволюции человека, попробуйте самостоятельно найти информацию об этой группе людей, используя различные источники:
- Репродуктивный уровень: использование учебника основ общей биологии.
- Частично-поисковый:
А) используя ресурсы Интернет, собрать максимально большое количество информации об этой группе людей;
Б) используя научную литературу, собрать максимально большое количество информации об этой группе людей; - Исследовательский - сопоставить всю полученную информацию, сведя данные в единую таблицу.
(Работа организуется в группах в зависимости от уровня знаний, при этом позволяет вовлечь в работу всех учащихся класса).
Биологические особенности |
Социальные особенности |
|
|
Дополнительный материал:
Увеличение числа находок позволило выяснить, что неандертальцы - неоднородная группа. Неоднородность проявляется не только при сравнении неандертальцев, живших, например, но о. Ява, в Африке, Средней Азии или в Крыму, но и при сравнении многочисленных скелетов, обнаруженных в одном и том же месте. Возможно, существовало две главные дифференцированные расы:
- Поздние неандертальцы - характеризовались описанными выше признаками (см. таблицу). Они имели мозг, в котором, как и у архантропов, форма лобных долей была клювовидной. Скелет имел крупные остистые отростки позвонков – свидетельство мощно развитой мускулатуры. Они очень небольшими (видимо, семейными) группами могли выжить и побеждать в борьбе за существование. В них как бы был воплощён чрезвычайно обычный эволюционный принцип мощного физического развития, приносящий успех группе в борьбе за существование.
- Ранние неандертальцы - характеризовались меньшим надбровным валиком, более тонкими челюстями, высоким лбом, заметно развитым подбородком. Все эти черты в строении скелета определённо свидетельствуют о менее мощном физическом развитии. Особенности же строения мозга – развитие передних лобных долей и сокращение клювовидных долей – говорит о том, что эти существа вступили на путь, прямо ведущий от орды к возникновению общества. В группах этих неандертальцев были более развиты внутригрупповые связи на охоте, при защите от врагов и от неблагоприятных условий окружающей среды. Они оказались совершенно на ином эволюционном пути – выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов, что привело 60-50 тыс. лет назад к возникновению вида, к которому принадлежим и мы с вами, - Человека разумного – Homo Sapiens.
Учитель: Но о современных людях (неоантропы), представителем которых является кроманьонец, мы познакомимся на следующем уроке.
А теперь, обратив внимание на полученные таблицы, попробуйте ответить на вопросы:
- Какие факторы (биологические или социальные) усиливали своё воздействие на эволюцию человека?
- Что происходило с объёмом головного мозга человека, почему?
- Как изменялся «быт» человека у представителей разных групп?
- Можете ли вы сказать, что эволюция человека носила линейный характер? Какая, на ваш взгляд, из схем, полученных на доске, является наиболее точной?
Домашнее задание: § 46.
Знать: стадии эволюции человека.
Уметь: характеризовать биологические и социальные особенности, а так же направления эволюции представителей рода Homo.
Индивидуальные задания: подготовить сообщение /доклад/: «Неоантропы».
Подведение итогов урока и рефлексия:
- Вам было интересно на уроке?
- Что нового для себя вы открыли?
- Как считаете, хорошо ли вы работали?
- Как можете оценить свою работу?
- Оценка работы учащихся учителем.