Тип проекта: практико-ориентированный, монопроект, краткосрочный.
Цели проекта:
- Проверить знания детей по содержанию изученных произведений раздела, их авторов, принадлежности произведений к тому или иному жанру через изготовление дидактической игры - лото.
- Воспитывать умения коллективного планирования в группе, взаимопомощи в решении общих задач.
- Развивать навыки самоанализа и рефлексии.
Знания, умения и общеучебные навыки:
- умение работать с текстом, выбирая необходимые отрывки,
- умение соотносить автора с названием и жанром произведений,
- умение работать с оглавлением учебника,
- владение устной речью,
- знание содержания изученных произведений раздела, их авторов, жанры произведений,
- умение анализировать содержание прочитанных произведений,
- знание особенностей игры « Лото»
Форма презентации: игра в лото «Произведения о детях и для детей».
Результативность: создана дидактическая игра-лото по теме «Произведения о детях и для детей». Использовать на уроках литературного чтения, в группе продленного дня и т.д.
Оборудование:
- Листы цветного картона с разметкой для наклеивания карточек (игровые поля).
- Карточки с фамилиями авторов , названиями произведений, условными значками- заместителями жанров и тем прочитанных произведений.
- Карточки для группы детей-ведущих.
- Готовые игровые поля и карточки для игры « Лото книгочея».
Работа над проектом
1 этап. Начинание. Определение темы, уточнение целей.
Тема урока зашифрована на доске
Аенрпроизведениясегнш
Тлдьжукодетяхтуыцячь
Идлягдщоьбхтпндетейвр
- Ребята, тему нашего урока чтения вы узнаете, расшифровав надпись.
Тема урока «Произведения о детях и для детей».
- Сегодня у нас обобщающий урок по теме. На уроке мне надо проверить, как вы знаете произведения изученного раздела, авторов произведений, умеете определять жанры произведений.
- Как сделать это, чтобы было интересно и вам, и мне? Какой вид работы вы выберите? Обсудите в группах, а поможет вам карточка.
Группы получают карточки и выбирают форму работы:
- контрольная работа;
- тестирование;
- работа в тетради на печатной основе «Проверь себя»;
- изготовление игры «Лото книгочея»;
Итак, вы определили задачу урока: изготовление игры «Лото книгочея».
2 этап. Планирование. Анализ проблемы. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.
- Как изготовить игру лото?
- Вспомним правила игры в лото.
- Кто участвует в игре?
- Ведущий и игроки;
- Что должно быть у ведущего?
- Карточки;
- У нас на карточках будут отрывки из прочитанных произведений, по которым игроки должны угадать название, автора, жанр произведения и тему.
Отрывки из прочитанных произведений будут искать, и готовить их выразительное чтение группа ведущих.
Дети из группы ведущих получают в помощь карточки:
1. Выбери и подготовь выразительное чтение отрывков из произведений(3-4 предложения):
- А.Барто Катя;
- С.Баруздин Стихи о человеке и его словах;
- С. Баруздин Как Алешке учиться надоело;
- Х.К.Андерсен пятеро из одного стручка;
2. Выбери и подготовь выразительное чтение отрывков из произведений(3-4 предложения):
- Е.Пермяк Смородинка;
- Н.Носов Заплатка;
- Г. Сапгир Рабочие руки;
- Н. Носов Затейники;
3. Выбери и подготовь выразительное чтение отрывков из произведений(3-4 предложения):
- И.Крылов Лебедь, Щука и Рак;
- Л.Толстой Страшный зверь;
- М.Зощенко Самое главное;
- Бр. Гримм Маленькие человечки;
4. Выбери и подготовь выразительное чтение отрывков из произведений(3-4 предложения):
- И.Митта Шар в окошке;
- Е.Пермяк Две пословицы;
- Л. Пантелеев Две лягушки;
- В. Сутеев Снежный зайчик;
- Что должно быть у игроков?
- Игровое поле;
-Что вы знаете о произведении?
- Название, автора, жанр, тему;
- Вы изготовите три поля. 1 группа будет делать игровое поле с фамилиями авторов, произведения которых мы читали.
- Чем вы будете пользоваться?
- Содержанием учебника, раздела.
На столе у учеников карточки с фамилиями авторов произведений; можно включить авторов произведений из других разделов учебника.
Игровое поле разделено на прямоугольники. Дети выбирают, пользуясь содержанием учебника или разделом, карточки с фамилиями авторов произведений, наклеивают их на игровое поле.
2 группа изготавливает игровое поле с названиями прочитанных произведений (на карточках для усложнения работы можно включить названия произведений из других разделов).
3 группа изготавливает игровое поле с условными обозначениями жанров и темы прочитанных произведений. В помощь этой группе дана опорная таблица.
|
«ЗАМЕСТИТЕЛЬ» (ФИГУРА) |
ТЕМА |
«ЗАМЕСТИТЕЛЬ» (ЦВЕТ) |
рассказ |
О Родине |
||
сказка |
О детях |
||
Стихотво |
О природе |
||
басня |
О животных |
||
Былина |
О волшебстве и приключениях |
||
загадка |
|
|
|
пословица |
|
|
- Распределите обязанности в группе.
Если дети затрудняются, учитель помогает распределить обязанности, учитывая желание детей.
Аналитики - анализируют сведения из содержания учебника и карточек, соотносят и выбирают нужное.
Иллюстраторы – полученные карточки приклеивают на поле.
3 этап. Самостоятельная работа детей.
Учитель наблюдает, советует.
4 этап. Представление. Устный отчет с демонстрацией полученных материалов.
Группа рассказывает о проделанной работе: задача, стоявшая перед группой, как выполняли, что получилось, что нет.
В результате работы групп, получилось три игровых поля.
А.Барто |
С. Баруздин |
Е.Пермяк |
Н.Носов |
Г.Сапгир |
И.Крылов |
Л.Толстой |
М.Зощенко |
В.Сутеев |
А.Митта |
Л.Пантелеев |
Е.Пермяк |
Н.Носов |
Бр.Гримм |
Г.Х.Андерсен |
С.Баруздин |
Заплатка |
Смородинка |
Катя |
Самое главное |
Пятеро из одного стручка |
Две пословицы |
Как Алешке учиться надоело |
Две лягушки |
Шар в окошке |
Снежный зайчик |
Стихи о человеке и его словах |
Лебедь, Щука и Рак |
Маленькие человечки |
Страшный зверь |
Рабочие руки |
Затейники |
5 этап. Презентация.
Игра в лото «Книгочея».
Дети, готовившие отрывки из произведений, выразительно прочитывают отрывок. Дети-игроки заполняют свои игровые поля.
6 этап. Рефлексия.
- Чем понравился урок? А могло ли быть еще лучше? Почему? За счет чего?