Проектная деятельность учащихся на уроке литературного чтения

Разделы: Общепедагогические технологии


Тип проекта: практико-ориентированный, монопроект, краткосрочный.

Цели проекта:

  1. Проверить знания детей по содержанию изученных произведений раздела, их авторов, принадлежности произведений к тому или иному жанру через изготовление дидактической игры - лото.
  2. Воспитывать умения коллективного планирования в группе, взаимопомощи в решении общих задач.
  3. Развивать навыки самоанализа и рефлексии.

Знания, умения и общеучебные навыки:

  • умение работать с текстом, выбирая необходимые отрывки,
  • умение соотносить автора с названием и жанром произведений,
  • умение работать с оглавлением учебника,
  • владение устной речью,
  • знание содержания изученных произведений раздела, их авторов, жанры произведений,
  • умение анализировать содержание прочитанных произведений,
  • знание особенностей игры « Лото»

Форма презентации: игра в лото «Произведения о детях и для детей».

Результативность: создана дидактическая игра-лото по теме «Произведения о детях и  для детей». Использовать на уроках литературного чтения, в группе продленного дня и т.д.

Оборудование:

  • Листы цветного картона с разметкой для наклеивания карточек (игровые поля).
  • Карточки с фамилиями авторов , названиями произведений, условными значками- заместителями жанров и тем прочитанных произведений.
  • Карточки для группы детей-ведущих.
  • Готовые игровые поля и карточки для игры « Лото книгочея».

Работа над проектом

1 этап. Начинание. Определение темы, уточнение целей.

Тема урока зашифрована на доске

Аенрпроизведениясегнш
Тлдьжукодетяхтуыцячь
Идлягдщоьбхтпндетейвр

- Ребята, тему нашего урока чтения вы узнаете, расшифровав надпись.

Тема урока «Произведения о детях и для детей».

- Сегодня у нас обобщающий урок по теме. На уроке мне надо проверить, как вы знаете произведения изученного раздела, авторов произведений, умеете определять жанры произведений.

- Как сделать это, чтобы было интересно и вам, и мне? Какой вид работы вы выберите? Обсудите в группах, а поможет вам карточка.

Группы получают карточки и выбирают форму работы:

  • контрольная работа;
  • тестирование;
  • работа в тетради на печатной основе «Проверь себя»;
  • изготовление игры «Лото книгочея»;

Итак, вы определили задачу урока: изготовление игры «Лото книгочея».

2 этап. Планирование. Анализ проблемы. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

- Как изготовить игру лото?

- Вспомним правила игры в лото.

- Кто участвует в игре?

- Ведущий и игроки;

- Что должно быть у ведущего?

- Карточки;

- У нас на карточках будут отрывки из прочитанных произведений, по которым игроки должны угадать название, автора, жанр произведения и тему.

Отрывки из прочитанных произведений будут искать, и готовить их выразительное чтение группа ведущих.

Дети из группы ведущих получают в помощь карточки:

1. Выбери и подготовь выразительное чтение отрывков из произведений(3-4 предложения):

  • А.Барто Катя;
  • С.Баруздин Стихи о человеке и его словах;
  • С. Баруздин Как Алешке учиться надоело;
  • Х.К.Андерсен пятеро из одного стручка;

2. Выбери и подготовь выразительное чтение отрывков из произведений(3-4 предложения):

  • Е.Пермяк Смородинка;
  • Н.Носов Заплатка;
  • Г. Сапгир Рабочие руки;
  •  Н. Носов Затейники;

3. Выбери и подготовь выразительное чтение отрывков из произведений(3-4 предложения):

  • И.Крылов Лебедь, Щука и Рак;
  • Л.Толстой Страшный зверь;
  • М.Зощенко Самое главное;
  •  Бр. Гримм Маленькие человечки;

4. Выбери и подготовь выразительное чтение отрывков из произведений(3-4 предложения):

  • И.Митта Шар в окошке;
  • Е.Пермяк Две пословицы;
  • Л. Пантелеев Две лягушки;
  • В. Сутеев Снежный зайчик;

- Что должно быть у игроков?

- Игровое поле;

-Что вы знаете о произведении?

- Название, автора, жанр, тему;

- Вы изготовите три поля. 1 группа будет делать игровое поле с фамилиями авторов, произведения которых мы читали.

- Чем вы будете пользоваться?

- Содержанием учебника, раздела.

На столе у учеников карточки с фамилиями авторов произведений; можно включить авторов произведений из других разделов учебника.

Игровое поле разделено на прямоугольники. Дети выбирают, пользуясь содержанием учебника или разделом, карточки с фамилиями авторов произведений, наклеивают их на игровое поле.

2 группа изготавливает игровое поле с названиями прочитанных произведений (на карточках для усложнения работы можно включить названия произведений из других разделов).

3 группа изготавливает игровое поле с условными обозначениями жанров и темы прочитанных произведений. В помощь этой группе дана опорная таблица.

 

«ЗАМЕСТИТЕЛЬ» (ФИГУРА)

ТЕМА

«ЗАМЕСТИТЕЛЬ» (ЦВЕТ)

рассказ

О Родине

сказка

О детях

Стихотво
рение

О природе

басня

О животных

Былина
легенда

О волшебстве и приключениях

загадка

 

 

пословица

 

 

- Распределите обязанности в группе.

Если дети затрудняются, учитель помогает распределить обязанности, учитывая желание детей.

Аналитики - анализируют сведения из содержания учебника и карточек, соотносят и выбирают нужное.

Иллюстраторы – полученные карточки приклеивают на поле.

3 этап. Самостоятельная работа детей.

Учитель наблюдает, советует.

4 этап. Представление. Устный отчет с демонстрацией полученных материалов.

Группа рассказывает о проделанной работе: задача, стоявшая перед группой, как выполняли, что получилось, что нет.

В результате работы групп, получилось три игровых поля.

А.Барто

С. Баруздин

Е.Пермяк

Н.Носов

Г.Сапгир

И.Крылов

Л.Толстой

М.Зощенко

В.Сутеев

А.Митта

Л.Пантелеев

Е.Пермяк

Н.Носов

Бр.Гримм

Г.Х.Андерсен

С.Баруздин

 

Заплатка

Смородинка

Катя

Самое главное

Пятеро из одного стручка

Две пословицы

Как Алешке учиться надоело

Две лягушки

Шар в окошке

Снежный зайчик

Стихи о человеке и его словах

Лебедь, Щука и Рак

Маленькие человечки

Страшный зверь

Рабочие руки

Затейники

 

5 этап. Презентация.

Игра в лото «Книгочея».

Дети, готовившие отрывки из произведений, выразительно прочитывают отрывок. Дети-игроки заполняют свои игровые поля.

6 этап. Рефлексия.

- Чем понравился урок? А могло ли быть еще лучше? Почему? За счет чего?