Цель: познакомить детей с дикими и домашними животными; научить различать их и называть взрослых животных и их детенышей; формировать представление о значении животных в природе и для человека.
Материал: картинки с изображением диких и домашних животных.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных. Кто из вас знает каких-либо животных? Назовите их.
(Ответы детей).
Воспитатель: Кто знает, где живут животные?
(Ответы детей).
Воспитатель: Животные, которые заботятся о себе сами, к тому же могут быть опасны для человека, называются ДИКИМИ. (Воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных.)
Животные, о которых заботится человек, называются ДОМАШНИМИ. (Воспитатель показывает детям картинки с изображением домашних животных.)
Домашние животные помогают человеку в его делах. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Спор животных».
Спор животных
Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.
- Конечно, меня, - говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
- Нет, хозяин любит больше меня, - говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.
- Нет, меня, - ворчит собака, - я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и говорит:
- Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.
Обсуждение прочитанного текста:
- Какую работу выполняет лошадь?
- Какую пользу приносит человеку корова?
- Как помогает человеку собака?
- Что ответил хозяин на спор животных?
- Как вы думаете, прав ли хозяин? Представьте, если бы не было лошади, коровы, собаки?
- Назовите еще домашних животных, которых вы знаете?
- Какую пользу они приносят человеку?
Где еще можно встретить животных, кроме природы и дома? (В цирке, в зоопарке, в питомнике.)
Рассказ воспитателя, о том, как животные туда попали.
Родители и дети
Все животные рождают детенышей и заботятся о них. Детеныши большинства животных рождаются слабыми и беспомощными и первое время находятся около матери. (Котята, щенята, лисята, бельчата, рождаются слепыми. Детеныш кенгуру живет в сумке у матери.)
Загадки в картинках
Воспитатель показывает детям рисунки, фотографии животных – родителей и их детенышей.
Домашние животные
Прочтите стихотворение А. Шибаева: Кто кем становится.
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая…(собака).
Жеребенок - с каждым днем
Подрастал и стал…(конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был…(теленком).
Толстый увалень баран –
толстеньким… (ягненком).
Этот важный кот пушок –
Маленьким… (котенком).
А отважный петушок –
Кро-о-хотным… (цыпленком).
А из маленьких гусят
Вырастают… утки –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Дикие животные
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
(ёж)Лапки цап - царапки,
Пара чутких ушей,
Я – гроза для мышей.
(кошка)
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход.
(бобры)Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(олень)
По дорожке мимо дома
По дорожке мимо дома
Шел козленок мой знакомый.
Я позвал его к себе,
Ну а он в ответ мне:
(Дети дополняют)
- Ме-е-е!По дорожке мимо дома
Шел ягненок мой знакомый.
Крикнул я: - Иди ко мне! –
Ну а он в ответ мне:
(Дети дополняют)
- Бе-е-е!По дорожке мимо дома
Шел теленок мой знакомый.
Закричал я и ему,
Ну а он в ответ мне:
(Дети дополняют)
- Му-у-у!
В. Лунин