Урок по окружающему миру по теме "Красная книга. Будь природе другом"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в природе, учить правильному поведению в лесу.
  2. Развивать связную речь, мыслительную деятельность.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование.

  1. Рисунки домашних животных.
  2. Красная книга.
  3. Презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.

2. Проверка домашнего задания.

К уроку вы подготовили рисунки и стихи о своих домашних питомцах. Прослушивание нескольких учеников.

Как приятно, что вы с такой нежностью и любовью говорите о своих питомцах!

3. Сообщение темы урока.

А сегодня мы будем говорить, как нелегко приходится диким животным и растениям.

Люди думают, что природа неисчерпаема, сколько ни бери у неё, всё само собой восстановится. Но это совсем не так. Природа удивительно разнообразна. Ей бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки она, если бы не одно тягостное обстоятельство. Очень много животных и растений стали исчезать с лица земли.

Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.

К началу XX в. стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира. В 1948 г. на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление животных и растений, которые были на грани исчезновения. Был составлен мировой список, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. Почему?

Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга информирует нас, какие растения и животные в опасности.

Приложение 1

И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они могут погибнуть. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, чрезмерная добыча животных, создание заповедников, и т.д.

4. Знакомство с животными и растениями Красной книги.

Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 83.

- Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными и растениями, которые занесены в Красную книгу.

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году и состояла из одного тома. Но позже выяснилось, что в защите нуждается гораздо больше животных и растений. Поэтому второе издание вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, по каким причинам исчезает. Но главное – что надо делать, чтобы уберечь от вымирания. На следующем уроке мы подробнее поговорим о Красной книге Челябинской области.

5. Беседа: Будь природе другом.

Сейчас мы говорили, что охрана природы – проблема государственная, а мы с вами можем помочь ей, стать для природы другом? (Выслушать ответы детей)

Составление экологических правил.

6. Домашнее задание.

Подготовить рассказ об одном из представителей Красной книги.

Зарисовать знаки правил поведения в лесу.

7. Итог урока.

Что из услышанного больше всего вас озадачило?