Зачетное задание по мировой художественной культуре в 6-м классе по теме "Древнегреческая и древнеримская мифология"

Разделы: МХК и ИЗО


Предлагается мониторинг знаний учащихся 6 класса по Мировой художественной культуре в конце I полугодия, работающих по учебнику: Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М.,2009.

Зачётное занятие проводится в форме тестов ЕГЭ – по блокам А, В и С. Эта форма легко осваивается учащимися 6 класса, так как интерес к тестовой форме проверки знаний у них уже существует. Данная форма заданий с успехом была апробирована в 6-х классах. Вопросы Блока А – тесты, требующие одного ответа из 3-4-х предложенных вариантов. Вопросы в Блоке В разнообразны по форме: это и вопросы на соответствие, и вопросы, требующие краткого односложного ответа, и вопросы, требующие убрать или добавить слово или выражение. В Блоке С предлагается цитата из поэтического источника, отрывок из первоисточника или текста по истории культуры Древней Греции и Рима, которые нужно прочитать, осмыслить и дать развёрнутые ответы на предлагаемые вопросы после текста. Задания даны в трёх вариантах.

Учащиеся заранее знакомятся с баллами по каждому блоку вопросов. Ответить они должны на вопросы всех трёх блоков. Данный вид работы очень легко осуществить на компьютере. Оценивание работы происходит по 100 балльной шкале следующим образом:

Оценка “5” - от 81 до 100 баллов. Оценка “4” - от 61 до 80 баллов. Оценка “3” - от 31 до 60 баллов. Оценка “2” - до 30 баллов. При составлении вопросов использовалась литература по истории, культуре и мифологии Древней Греции и Рима. Список литературы прилагается.

6 КЛАСС. Мировая художественная культура.

ВАРИАНТ I

(ответы в виде ОДНОЙ буквы занести в табличку после 10-го вопроса)

Блок А

Каждый правильный ответ - 3 балла:

1. Греки верили, что боги живут:

а) на г. Олимп б) на г. Парнас в) на г. Арарат г) в море

2. Выберите неправильный ответ. Главные греческие богини:

а) Афродита б) Гера в) Иштар в) Афина

3. Назовите одно из семи чудес света, созданное в Древней Греции:

а) Александрийский маяк б) пирамида Хеопса в) висячие сады Семирамиды г) храм Зевса в Олимпии

4. Какой древнегреческий поэт написал поэму “Илиада”:

а) Овидий б) Гёте в) Гомер г) Софокл

5. Кто решил призвать на помощь Сторуких великанов - циклопов в борьбе богов и титанов:

а) Аид б) Посейдон в) Зевс г) Гермес

6. Какие атрибуты были у бога Зевса:

а) камень, копьё, голубь б) кубок, чаша, лоза в) скипетр, молнии, орёл г) виноградная лоза и меч

7. В Древней Греции богиней красоты считалась:

а) Афина б) Афродита в) Ника г)Деметра

8. Супругой Зевса была:

а) Афина б) Афродита в) Ника г) Гера

9. Кем был Прометей:

а) титаном б) богом в) героем г) человеком

10. Как называли Посейдона в Древнем Риме:

а) Марс б) Нептун в) Юпитер г) Амур

Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                     

Блок В

Вопрос на соответствие. Ответы заносятся в табличку после вопроса. Каждый правильный ответ - 10 баллов (частичный ответ оценивается меньшим количеством баллов).

1. Установите соответствие между именами богов в Древней Греции и Древнем Риме:

1. Арес; а) Венера

2. Деметра; б) Марс

3. Зевс; в) Церера

4. Афродита; г) Юпитер

Ответы: 1 2 3 4
         

№ 2. Установите соответствие между именем и характеристикой персонажа древнегреческой мифологии:

1. Цербер; а) Сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены, совершил 12 подвигов.

2. Геракл; б) Чудовищный трёхглавый пёс со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство.

3. Циклоп; в) Полуптица-полуженщина, завлекавшая моряков своим пением и губившая их.

4. Сирена; г) Великан с одним глазом посередине лба. д) Древнегреческий бог виноградарства и виноделия.

Ответы: 1 2 3 4
         

№ 3. Среди имён найдите имя греческого бога кузнечного ремесла и внесите это имя в таблицу: Крон, Геракл, Одиссей, Дионис, Аполлон, Гефест, Марс, Арес.

Ответ:

№ 4. Вставьте пропущенные слова и буквы в следующий текст о святилище в Дельфах: “Мес_   ость вокруг Дельф полна тайн, чудес и загадок. От остальной Греции она отгорожена _____ . Пан_   ама здесь напоминает ________ театр. Горные скалы сменяются ступенчатыми те__сами , а те_ сы - долиной. Тот, кто побывал здесь, имел возможность убедиться в том, что здесь необычное ________ . Звук человеческого голоса повторяется 7 раз, с каждым разом громче предыдущего”.

Блок С

Дайте развёрнутые ответы на 1 или 2 задания.

Полностью выполненное одно задание оценивается в 30 баллов.

№ 1. Прочитайте описание и дайте развёрнутые ответы на вопросы после описания: “Плывут на корабле греческие мореходы…Вдруг поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло несколько гребцов. Корабль дал течь…Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?!”

Вопросы к описанию: 1) Какому богу молились древние греки о спасении корабля? 2) Почему этот бог был одним из самых главных у древних греков? 3) Как это было связано с природно-климатическими условиями жизни древних греков?

№ 2. Прочитайте отрывок из трагедии Эсхила и дайте развёрнутые ответы на вопросы после отрывка:

Зло терплю
За то, что людям подарил сокровища.
В стволе сухого тростника родник огня
Я воровски припрятал. Для людей огонь
Искусства всяческого стал учителем,
Путём великим жизни. Вот за этот грех
Под зноем солнца на цепях я распят здесь.

Вопросы к приведённому отрывку: 1) Как называется трагедия Эсхила? 2) О ком идёт речь в этой трагедии? 3) Какие ещё добрые дела у главного героя этой трагедии? Перечислите их.

№ 3. Прочтите следующее задание и найдите отличия в восприятии “царства мёртвых” древними греками и древними египтянами, ответив на вопросы после задания:

Древние греки, как и многие другие народы, верили в существование “царства мёртвых”. В поэме Гомера “Одиссея” рассказывается, что Одиссей во время своих странствий посетил подземное царство бога Аида и увидел там убитого под Троей Ахиллеса. Тот обратился к Одиссею с такими словами:

“Не утешай меня в том, что я мёртв, Одиссей благородный!
Я б на земле предпочёл батраком за ничтожную плату
У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,
Нежели быть здесь царём мертвецов, простившихся с жизнью”.

Вопросы к заданию: 1) Было ли отличие в восприятии “царства мёртвых” древними греками и египтянами? 2) Каким виделось “царство мёртвых” древним египтянам? 3) Почему Ахиллес не считал жизнь в “царстве мёртвых” счастливой? Как он в этом отрывке говорит об этом? Как это соотносится со словами египтян: “Краткий миг, когда видят луч солнца, стоит больше господства над “царством мёртвых”?

6 КЛАСС. Мировая художественная культура

ВАРИАНТ II

Ответить на вопросы тестов
(ответы в виде одной буквы занести в табличку после 10-го вопроса).

Блок А

Каждый правильный ответ - 3 балла:

1. В религиозных представлениях древних греков обитель богов - это:

а) земля б) гора в) река г) озеро

2. Сооружение для зрелищ в Древней Греции, в котором места для зрителей располагались полукругом вокруг арены:

а) цирк б) амфитеатр в) театр г) храм

3. Поэма Овидия, в которой рассказывается о сотворении мира, появлении богов и людей:

а) “Метаморфозы” б) “Теогония” в) “Илиада” г) “Одиссея”

4. Верховное божество в древнегреческой мифологии:

а) Юпитер б) Аполлон в) Зевс г)Дионис

5. Бездна в недрах Земли, куда Зевс низверг титанов; царство мёртвых:

а) Тартар б) Олимп в) Стикс г) Итака

6. Назовите принцип, объединяющий эти слова: “Дождь, засуха, болезни, морские бури”:

а) это явления природы, которых боялись древние греки б) это редкие для Греции природные явления в) это явления, которые греки объясняли действиями богов г) то, чего греки ждали

7. Назовите героя мифа, которому соответствует описание: “Сын Зевса, он совершил 12 подвигов и стал одним из великих героев Греции”:

а) Тантал б) Уран в) Геракл г) Аид

8. Выберите неправильный ответ. Главные боги древних греков:

а) Посейдон б) Аид в) Зевс г) Ра

9. Как звали титана, похитившего у Зевса священный огонь:

а) Прометей б) Аид в) Арес г) Циклоп

10. Как появилась на свет богиня Афина – дочь Зевса:

а) из ступней Зевса б) из головы Зевса в) родилась у матери Геры г) из рук Зевса

Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                     

Блок В

Вопрос на соответствие. Ответы заносятся в табличку после вопроса. Каждый правильный ответ - 10 баллов(частичный ответ оценивается меньшим количеством баллов)

№ 1. Соотнесите определения и понятия:

1. Родина и царство Одиссея.

2. Древний город на северо-западе Малой Азии. Известен по греческому эпосу. Другое название – Троя.

а) Илион  б) “Одиссея” в) Пенелопа г) Итака д) Крит

3. Древнегреческая эпическая поэма Гомера о странствиях героя троянской войны..

4. Жена Одиссея, ожидавшая возвращения мужа из Трои в течение 20 лет, отвергая домогательства многочисленных женихов.

Ответы: 1 2 3 4
         

№ 2. Установите соответствие между описанием памятника архитектуры и его названием: 1. Памятник древнегреческой архитектуры, храм   Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах.

2. Парадный вход на Афинский Акрополь; ворота, украшенные колоннадой.

3. Храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник  древнегреческой архитектуры.

4. В этом городе Древней Греции находился храм, посвящённый Зевсу – одно из семи чудес света. Там стояла 17-метровая статуя Зевса, созданная скульптором Фидием.

а) Олимпия б) Парфенон в) Эрехтейон г) Пропилеи д) Дельфы

Ответы: 1 2 3 4
         

№ 3. Из перечня имён греческих и римских богов уберите (вычеркните) лишнее имя: Юпитер, Зевс, Юнона, Марс, Арес, Осирис, Посейдон, Афродита, Гера.

№ 4. Какой русский художник написал картину “Похищение Европы”, связанную с древнегреческой мифологией и верховным богом греков – Зевсом? Правильный ответ запишите в таблицу: В.Васнецов, И.Репин, В.Серов, И.Левитан, В.Суриков, А.Куинджи.

Ответ:

Блок С

Дайте развёрнутые ответы на 1-2 задания:

Полностью выполненное одно задание оценивается в 30 баллов:

№ 1. Прочитайте стихотворение немецкого поэта Г.Гейне “Мифология” и ответьте на вопросы после стихотворения:

“Да! Европа покорилась – И Семела – жертва страсти, Только Леде не простится Бык унёс её, играя… Не подумала, что туча, За оплошность даже ныне, - И не странно, что Даная Идеальнейшая туча, Надо ж быть такой гусыней, Золотым дождём прельстилась. В небесах таит напасти. Чтобы лебедем плениться.

Вопросы к заданию: 1. О возлюбленных какого бога идёт речь в этом стихотворении? 2. Какие мифы упомянуты в этом стихотворении? 3. Какие картины великих художников, посвященные этим мифам, вам известны? Назовите художников и их картины.

№ 2. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после него:

“У богов были разные имена и прозвища. Кроме богов почитали и обожествляли героев. Тут тем более один город другому не указчик. Всё это причудливое разнообразие имело очень важные последствия: оно учило греков терпимости. По этой же причине греки не удивлялись и не возмущались, что у других народов есть свои собственные боги. Жрецы в Греции не были единым сословием, как, например, в Египте. Каждый гражданин участвовал в шествиях, жертвоприношениях…А верил он или не верил в то, что об этих богах рассказывалось, и если не верил, то во что он верил вместо этого – в это жрецы не вмешивались, потому что они помнили: каковы боги на самом деле – не знает никто”.

Вопросы к заданию: 1. Почему греки молились множеству богов? 2. Как назывались боги Древней Греции и чему они покровительствовали? 3. очему все боги Древней Греции похожи на людей, а большинство богов Египта – на животных?

№ 3. Прочитайте отрывок из поэмы Гомера и ответьте на вопросы:

“Из головы он священной родил её, в полных доспехах,
Золотом ярко сверкавших. При виде её изумленье
Всех охватило бессмертных. Пред Зевсом эгидодержавным
Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
Острым копьём потрясая”.

Вопросы к заданию: 1. О рождении какой богини идёт речь в этом отрывке? 2. Чему покровительствовала эта богиня? 3. Почему эта богиня родилась с копьём в руке и в золотых “полных доспехах”?

6 КЛАСС. Мировая художественная культура

ВАРИАНТ III

Ответить на вопросы тестов (ответы в виде одной буквы занести в табличку после 10-го вопроса).

Блок А

Каждый правильный ответ - 3 балла:

1. Как звали супругу Посейдона:

а) Амфитрита б ) Клио в) Мнемозина г) Гера

2. Как звали крылатую богиню Победы - символ помощи Зевса:

а) Гера б) Артемида в) Ника г) Пенелопа

3. Что проложил Зевс по небесному своду:

а) облака б) Млечный путь в) зарницу г) молнию

4. Какое прозвище получил главный бог древних греков по названию горы – обители богов:

а) Зевс Громовержец б) Зевс Олимпийский в) Великий Зевс г) Зевс Отриколи

5. Назовите имя героя мифа, соответствующего описанию: “Троянский царевич, присудивший Афродите золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”:

а) Тесей б) Дедал в) Икар г) Парис

6. Как звали бога кузнечного ремесла, огненной стихии, олицетворяющего собой силу и творчество: а) Аполлон б) Гефест в) Дионис г) Прометей

7. Древнегреческий город в Элиде (северо-западная часть Пелопоннеса), место культа Зевса и проведения спортивных игр:

а) Дельфы б) Олимпия в) Афины г) Спарта

8. Автором поэмы “Теогония” является:

а) Гомер б) Солон в) Гесиод г) Овидий

9. Как звали древнегреческую богиню мудрости, справедливой войны, покровительницу городов и государств, наук, земледелия и ремёсел, подарившую людям законы правосудия:

а) Гера б) Деметра в) Афродита г) Афина

10. В греческой мифологии бог Марс был:

а) богом коварной, вероломной войны, сыном Зевса и Геры; б) богом плодоносящих сил Земли, виноградарства и виноделия, сыном Зевса и Семелы; в) богом Солнца и покровителем искусства и муз, сыном Зевса и Латоны; г) богом огненной стихии и кузнечного ремесла, сыном Зевса и Геры

Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                     

Блок В

Вопрос на соответствие. Ответы заносятся в табличку после вопроса. Каждый правильный ответ - 10 баллов (частичный ответ оценивается меньшим количеством баллов).

№ 1. Вставьте вместо пропусков: Древнегреческие мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениям: 1. Подарок, сделанный с коварным замыслом, мы называем __________ конь. 2.Причину ссоры мы называем яблоком_________ . 3. Необходимость решить сложный вопрос и избежать опасных последствий - пройти между _____________  . 4. Долгие, полные приключений странствия –_____________ . 5. Лживые обещания уподобляем пению сладкоголосых _____________ .

Ответы: 1 2 3 4
         

№ 2. Вставьте вместо пропусков. “Главными богами греков были три брата (1.)______________ . Первый господствовал на небе, второй - на (2.)_______________, третий – в (3.)__________________. Прометей, вопреки воле богов, дал людям (4.)_________________, который он украл у бога (5.)__________. Прометей научил людей строить дома, пахать землю, считать и (6.)___________________.

№ 3. Определите, о каких богах говорится в следующих отрывках:

1. “Песня моя – к златострельной и любящей шум…
Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой…”

2. Родил её сам многомудрый Кронион.
Из головы он священной родил её, в полных доспехах…”

3. “Громовержец …И длиннокрылого выслал орла: бессмертную печень
Он пожирал у титана, но за ночь она вырастала…”

4. “…трезубцем Воды взбурлил и бурю воздвиг, отовсюду прикликав Ветры противные…”

А) Афина  Б) Зевс В) Посейдон Г) Артемида  Д) Прометей

Ответы: 1 2 3 4
         

№ 4. В городе Александрии, построенном по приказу Александра Македонского, был храм, посвящённый Гомеру, словно богу. Огромный барельеф изображал Гомера в окружении семи греческих городов, споривших за честь называться родиной великого поэта. Какие две великие поэмы написал Гомер? Зачеркните неправильные ответы из этого списка: “Метаморфозы”, “Одиссея”, “Илиада”, “Теогония”, “Махабхарата”.

Блок С

Дайте развёрнутые ответы на 1-2 вопроса. Полностью выполненное одно задание оценивается в 30 баллов

№ 1. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после отрывка: “Представьте себе знойное летнее утро. Земледельцы с надеждой смотрят на вершины гор: не покрылись ли они тучами? Но нет, уже много дней безоблачное небо, засуха выжигает поля, предвещает голод. Греки начинают молиться: “О ты, тучегонитель! Полям нужен дождь! Иссохшие комья земли кричат от жажды! Каждый из нас принёс тебе богатые дары: один - барана, другой – козла, третий – кабана, а беднейшие из нас – по лепёшке хлеба! Подай нам дождь! Дай полям воды! Спаси нас и наших жён и детей! Если ты не пошлёшь нам дождь – мы все умрём! Смилостивись над нами! Не дай нам умереть от голода!”

Вопросы: 1. К кому обращаются с просьбами о дожде древние греки? 2. Почему греки называли этого бога “тучегонитель”? 3. Почему этот бог стал одним из главных богов у древних греков?

№ 2. Прочитайте отрывок из поэмы Овидия “Метаморфозы” и ответьте на вопросы после него:

“Волосы слезли её, исчезли ноздри и уши,
Стала мала голова, и сделалось крохотным тело.
Нет уже ног, - по бокам топорщатся тонкие ножки;
Всё остальное – живот. Из него тем не менее тянет
Нитку Арахна – паук продолжает плести паутину”.

Вопросы: 1. Какая богиня превратила Арахну в паука? 2. Почему богиня разгневалась на Арахну? 3. Какого отношения требовала к себе эта богиня и почему была так жестока к людям, не почитавших богов?

№ 3. Прочитайте отрывок из поэмы Гомера “Илиада” и ответьте на вопросы после этого отрывка.

“…Бич захватил золотой и на светлую стал колесницу;
Коней погнал по волнам, - и взыграли страшилища бездны,
Вкруг из пучин заскакали киты, узнав владыку;
Радуясь, море под ним расстилалось…”

Вопросы: 1. Назовите имя бога, о котором идёт речь в этом отрывке. 2.Чему покровительствовал этот бог? Назовите его двух братьев. 3. Назовите главный атрибут этого бога. О чём он поспорил с богиней Афиной и кто победил в этом споре?

Литература

  1. Абелюк Е. Мифологический словарь школьника. М., 2000.
  2. Буслович Д. Боги и люди в произведениях искусства: Библейские, мифологические, исторические и литературные персонажи. СПБ, 1999.
  3. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Древнего Рима. М., 1988.
  4. Гаспаров М. Занимательная Греция. М.,1996.
  5. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. М., 1994.
  6. Древняя Греция. История. Быт. Культура. Сост. Л.Ильинская. М., 1997.
  7. Древний Рим. История. Быт. Культура. Сост. Л.Ильинская. М., 1997.
  8. Иванов Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.
  9. Игры и занимательные задания по истории. Авт.-сост. М.Субботина, И.Горячева и др. М., 2003.
  10. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. Ярославль, 1998.
  11. Кишенкова О. Сборник тематических тестов по истории Древнего мира для учащихся 5-го кл. М, 2006.
  12. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2008.
  13. Мифы народов мира. 2 тома. М., 1988
  14. МХК: Факультативный курс: 5–9 (10) кл.: Курс для школ и классов гуманитарного профиля.
  15. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / Сост. Г.И.Данилова. М., 2002.
  16. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. М., 1998.
  17. Смирнов С. Задачник по истории древнего мира. М.,1994.
  18. Старобинская Г. Вопросы и задания по истории Древнего мира. 5 класс. М., 2003.
  19. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5–9-й кл. М., 2006.
  20. Федорчук И. История: Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль,1998.
  21. Цветкова Г.А. Тематический контроль по истории. Древний мир. М., 2002.