Исполнительский репертуар: «Надежды маленький оркестрик».
Материал для слушания: «Грузинская песня», «Песенка об Арбате», «Посвящение друзьям».
Видеоряд: фрагменты выступлений Б.Окуджавы на концертах.
Музыкальный эпиграф: «Песенка об Арбате».
Учитель: Вы прослушали «Песенку об Арбате» Б.Окуджавы. Многие из вас впервые слышат это имя. А ведь это выдающийся автор и исполнитель. Всё творчество Б.Окуджавы пронизано добротой и любовью к человечеству. Поэтому тема нашего урока:
«Вера, надежда и любовь в песнях Окуджавы».
Учитель: Тема, которую мы сегодня рассматриваем, одна из самых непростых, но от разрешения вопросов, связанных с нею зависит как сложится в вашей дальнейшей жизни отношение к песенному искусству.
Назовите песни, которые вы считаете удачными, настоящими.
Учащиеся:…Песни «Над колокольнями», «Ромашковый венок», «Облака»,
«Гляжу в озёра синие».
Учитель: Почему эти песни вы считаете настоящими?
Учащиеся:…Песни умные.
…В них рассказывается о красоте Родины, о переживаниях людей на войне, о зоркости человеческого сердца.
…Сейчас песен много. Есть песни, которые человеку ничего не дают, но под них можно танцевать, а слова слушать необязательно.
Учитель: Давайте подумаем, какой должна быть настоящая песня?
В ней должна быть мысль, искренние чувства, неравнодушное отношение к жизни. А мелодия раскрывает внутренний смысл слов.
Такие авторские песни писал Б.Окуджава.
В течение урока мы ответим на вопрос: Чему учат песни Б.Окуджавы?
Учитель предлагает детям посмотреть фрагмент видеофильма, в котором Б.Окуджава рассказывает о своём творческом пути.
Основная тема песен Б.Окуджавы – человеческая любовь, которая проявляется в сочувствии, доброте.
Виноградную косточку в тёплую землю зарою
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
И друзей созову на любовь своё сердце настрою
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
Сейчас вы будете слушать одну из самых знаменитых песен Б.Окуджавы. Это «Грузинская песня».
Слушание.
Учитель: Представьте, что поэт обращается к нам. Он просит нас «на любовь своё сердце настроить». Удаётся ли это вам? Как выэто понимаете?
Учащиеся: … Эти слова означают, что в сердце должна быть любовь к людям, доброе отношение.
…Не придираться по мелочам, радовать друзей.
Учитель: В центре песни образ человека не только любящего людей, но созидающего, делающего добро. Человек счастлив тем, что его будут окружать счастливые люди.
Какой характер песни?
Учащиеся: …Спокойный, задушевный.
…Задумчивый.
После паузы учитель говорит: Совершенно по-другому звучит песня «Надежды маленький оркестрик», которую мы разучиваем.
Слушание в исполнении автора.
Учитель: Какой главный образ этой песни?
Учащиеся: Надежды маленький оркестрик под управлением любви.
Учитель: Чем отличается мелодия этой песни от мелодии «Грузинской песни?
Учащиеся: … «Грузинская песня» спокойная, а мелодия этой песни бодрая, напоминает марш.
…Она всё время движется вверх.
Учитель: Да, вы правильно заметили направление мелодии. Если она движется вверх, то достигает ли она вершины?
(Учитель исполняет под гитару 2 куплет песни).
В года разлук, в года смятений когда свинцовые дожди
Лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди
И командиры все охрипли, тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик под управлением любви.
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся:…Люди шли в бой, но надеялись остаться в живых.
…В трудных обстоятельствах жизни в людях пробуждается надежда.
…Им помогает любовь близких.
Учитель: Мы достигли вершины в песне. Теперь ясно, что тот, кому он играет имеет силы переносить несчастья. Чтобы оркестрик играл, тебе надо иметь его в душе.
«Надежды маленький оркестрик»- исполнение учащимися.
(По ходу учитель направляет внимание учащихся на то, чтобы не «давили» концы фраз, не тянули фразы на словах «срываются с горячих губ» - это противоречит образу).
Учитель предлагает ответить на главный вопрос урока:
Чему учат песни Б.Окуджавы?
Учащиеся: …Надо верить в свои силы, способности в учении.
…Люди должны надеяться на лучшее.
…Нельзя терять надежду.
…С любовью относиться к людям.
Учитель: Я спою вам песню «Посвящение друзьям». Она подведёт итог сегодняшнего урока.
Исполнение песни учителем.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты
Ведь это всё любви счастливые моменты.
Давай те горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Презентация. (запакована вместе с музыкальными файлами)