Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях;
- Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать диалоговую речь;
- Способствовать совершенствованию фонетико-фонематических процессов.
- Развивать:
- психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение, стимулирование мыслительных операций).
- анализаторы (зрительный слуховой, речедвигательный).
- моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений, дыхание.
- эмоционально-волевую сферу.
- Развивать чувство музыкального ритма, координации темпа движения рук с темпом произнесения слов.
Коррекционно-воспитательные:
- Создавать у детей эмоционально-позитивное настроение;
- Воспитывать чувство коллективизма, ответственности;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
Методические приемы:
Словесные:
- Упражнение «Найди слово»;
- Загадки о рыбках;
- Песня;
- Пословицы о грамоте;
- Легенда о рыбах;
- Инсценировка по мотивам сказки А. С. Пушкина;
Коррекционные:
- Упражнение на развитие дыхания;
- Пальчиковая гимнастика;
- Хождение по пуговичному коврику;
- Ритмическое упражнение с музыкальным сопровождением;
Игровые:
- Сюрпризный момент;
- Игра малой подвижности «Море волнуется»;
- Упражнение: украшение обложки книги;
Оборудование: Рыбки с заданием, письмом в раковине, костюмы, морское дно (на стене: водоросли, рыбы, морские обитатели), голубая ткань (море), сети, мягкий конструктор, пуговичная дорожка (3), раковина, буквы: К, А, У, О, азбука, клей, цветная бумага, цветной картон, кассета «Музыка воды» (в инструментальной обработке), кассета «Русские народные танцы» (Русский хоровод. Народная. Ансамбль «Русские узоры»).
Ход занятия
1. Орг. момент.
Педагог: К нам пришли гости! Поздоровайтесь с ними, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся отдыхать к морю. Согласны?
Дети: Да!
Педагог: Тогда в путь, друзья! (педагог с детьми идет по пуговичным дорожкам). Для здоровья очень полезно ходить по песку и камешкам босиком.
Коррекционная мини-гимнастика для профилактики осанки и плоскостопия.
Игра малой подвижности «Море».
К морю синему спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот так славно освежились.
Упражнение на развитие дыхания.
Педагог: Ребята, давайте посидим на берегу моря. Подышим морским воздухом (дети вдыхают). Нам здесь хорошо и спокойно. Молодцы, а теперь поплаваем.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
Две ладошки прижму
И по морю поплыву
Две ладошки друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму
Синим морем поплыву,
А по буйным волнам,
Плывут рыбки тут и там [7].
2. Основная часть:
Песня «Рыбка»
Слова М. Клоковой, музыка М. Красева [6]
Педагог:
- А кто это плещется?
Ребята, посмотрите,
Возле моря у обрыва плачет рыба, плачет рыба.
- Может ей кого – то жалко?
- Может ей на солнце жарко?
- Может ветер шаловливый напугал морскую рыбу?
- Может рыба хочет пить,
Может нам пойти спросить?
(Дети подходят к рыбке).
Дети: Здравствуй, Рыбка! Что случилось?
Рыбка:
Ребята, помогите! От беды вы нас спасите.
Буквы выпали из книжки,
Помогите их найдите,
В одну книжку соберите.
Дети: А как же мы попадем на дно морское?
Рыбка: Успокойте море, и оно само вам покажет дорогу.
Игра малой подвижности «Море волнуется».
(C музыкальным сопровождением)
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура замри! [2].
(Выполняется три раза).
Под музыку дети проходят на «морское дно» (голубое полотно поднимают над головой детей, как «шатер»).
Педагог: Ребята, посмотрите мы с попали на морское дно. Как здесь интересно! А здесь письмо!
(Перед детьми лежит раковина с письмом, педагог разворачивает и читает).
- Ребята, здесь для нас задание.
Чтобы слово прочитать,
Надо буквы первые забрать.
Но разный смысл у этих слов.
Кто к заданию готов? [3].
Дети: Мы готовы!
Педагог: Ребята, а выполнить задание вам помогут рыбки (вносят мольберт с рыбками на которых написаны слова: КОТ, ИКРА, ТИНА. Дети выполняют задание и выкладывают слово: КИТ и находят букву К).
Педагог: Молодцы, как вы справились быстро. Наша первая буква. Какая?
Дети: К.
(Появляется Владычица морская).
Владычица морская: Кто здесь шумит? Почему морской песок взбаламучен? Кто это мои владения потревожил?
Педагог: Ой, ребята, это кто?
Владычица морская: Я кто? Да я Владычица морская. А вы кто?
Дети: Мы дети.
Педагог:
На детей ты не сердись.
Лучше с нами разберись.
Посмотри-ка на ребят,
В море вышел детский сад.
Владычица морская:
Ну что ж, я приветствую всех вас,
Под водой, в глуби у нас.
А скажите мне о том,
Вам подводный мир знаком? [8].
Дети: Да!
Владычица морская: Тогда, что же вам здесь нужно?
Дети: Рыбке мы помочь пришли, у нее беда случилась.
Владычица морская:
Да слыхала я об этом.
Как то в море высокая ходила волна,
Вверх до небес и вниз до дна.
И азбука с буквами у рыбки на дно ушла.
Дети: Помоги нам, подскажи, как нам азбуку найти?
Владычица морская: Хорошо, помочь, я помогу. Но для начала посмотрим, знаете ли вы морских обитателей?
Владычица морская: Слушайте загадки.
Загадки о рыбках.
В глуби, где тишь и мгла,
Море штопала игла.
- Кто это?
Дети: Рыба-пила.
Владычица морская: Правильно. А вот еще одна загадка.
У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь на стол попала.
- А это кто?
Дети: Рыба-пила.
Владычица морская:
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Фонтаны пускает.
Кто его узнает? (Кит)А рядом вижу чьи-то спины:
Плывут в волнах ко мне… (дельфины) [4].
Владычица морская: - Ой, ребята, а вы, оказывается, много знаете. Скажите, мне зачем вам эта книжка с какими-то буквами?
Педагог: Азбука ребятам всем важна.
1 ребенок: Азбука – к мудрости ступенька.
2 ребенок: Грамоте учиться – всегда пригодится.
3 ребенок: Кто грамоте горазд – тому не пропасть.
Владычица морская: Ну, хорошо, убедили, отдам я вам букву, но только одну! А за вторую букву вам надо потрудиться!
- Ребята, а скажите, какую сказку про рыб вы знаете?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Инсценировка по мотивам сказки А. С. Пушкина.
(Дети переодеваются в костюмы: старика, старухи; садятся на скамейку; старуха «прядет» пряжу, дед распутывает сеть).
Ребенок:
Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой избушке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод,-
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод,-
Пришел невод с одной травой морской.
Он в третий раз закинул невод.
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростой рыбкой, - золотой [5].
(Старик достает из сетей мягкий конструктор и разводит руками).
Педагог: Что же это за рыбка?
Владычица морская: Возьмите и из этих фигур рыбку соберите. (Дети собирают рыбку).
Владычица морская: Что вы можете рассказать об этой рыбе?
1 ребенок:Эта рыбка мягкая, у нее есть голова, туловище и хвост.
2 ребенок: Голова зеленого цвета, туловище синего цвета, хвост желтого цвета.
Владычица морская: Какие вы молодцы! Придется вам еще одну букву отдать (отдает букву).
- Что вы еще знаете о рыбах?
Упражнение на развитие связной речи.
(Рассказ детей из легенды о рыбах).
1 ребенок: Рыбьи чешуйки похожи на монетки, считалось, что они приносят богатство.
2 ребенок: По народным поверьям царь рыб – Водяной.
3 ребенок: Сны о рыбе, толковали как предвестье дождя.
4 ребенок: В народе 29 июля – это день рыболова, в этот день готовили рыбные блюда.
5 ребенок: В народной медицине рыбой лечили от многих болезней.
Владычица морская: Ой, ребята, какие же вы молодцы! Хорошо отдаю последнюю букву! А теперь давайте поиграем.
Ритмическое упражнение с музыкальным сопровождением.
(Детьми выполняются движения в соответствии со словами).
- В сонной темной глубине
Дремлет камбала на дне,
Шевельнется, поплывет
И опять на дне уснет. - А морские коньки
Резвы, быстры и легки.
Не угонишься за ними –
До того они ловки. - У осьминогов много ног,
Их поднимает осьминог
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Хватит, угомонись! [2].
Владычица морская: Ладно, забирайте свою азбуку, только собирать ее будете вместе.
Педагог: Спасибо тебе, Владычица морская, за помощь. Ребята давайте соберем азбуку и украсим обложку!
(Дети подходят к столу и расставляют буквы по местам в азбуке).
Эта книга вовсе не простая
Она о многом может рассказать
И каждый день ее листая,
Вы все научитесь читать. (Показывает азбуку детям).
- Ребята, а сейчас к рыбке мы сейчас пойдем и азбуку мы ей вернем.
3. Итог занятия:
Дети: Рыбка, мы пришли и азбуку твою нашли.
Рыбка: Ой, ребята, вам спасибо, вы мне очень помогли, азбуку мою спасли. Вам за это я приготовила подарок (раковина с угощениями).
(Рыбка уплывает, дети выходят из моря).
Педагог: Ну что ж, вышли на берег крутой и отправляемся домой.
(Дети идут по пуговичной дорожке).
- Наше путешествие подошло к концу.
(Дети с педагогом выходят из зала).
Литература
- Андронова Т. А. Итоговые занятия в подготовительной к школе группе.// Научно-методический журнал Логопед. 2009. №1.
- Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. Творческий Центр «Сфера», М., 2004.
- Кудрявцева В. Станем грамотеями, или В гостях у Мудрости.//Дошкольное воспитание. 2001. №8.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы. «Детская пресса», С-Петербург, 2005.
- Пушкин А. С. Сказка о рыбаке и рыбке. «Академия наук», М., 1999.
- Метлов Н. «Песни для детского сада». Всесоюзное издательство «Советский композитор», М.: 1974.
- Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. «Эксмо», М., 2005.
- Талина Л. Плавание «крепость здоровья». //Дошкольное воспитание. 2001. №8.