Искусствоведческая экскурсия как форма внеаудиторных занятий по мировой художественой культуре

Разделы: МХК и ИЗО


Художественное образование учащихся претерпевает существенные изменения на современном этапе и нуждается как в осмыслении и аккумулировании имеющегося опыта, так и в модернизации и совершенствовании поиска новых подходов к организации учебного процесса, к согласованию содержания учебных программ с педагогическими технологиями. Новые образовательные стандарты второго поколения призваны решить все существующие педагогические проблемы и вывести процесс как среднего (полного) образования, так и высшего образования на качественно новый уровень, обеспечив высокие результаты обучения (образовательной деятельности).[1] Министерством образования в 2009 году выступило с новой образовательной инициативой и разработало проект “Наша новая школа”[2], где четко определены основные направления развития общего образования. При этом в связи с процессом фундаментализации образования предусматривается привлечение в общеобразовательные учреждения специалистов с непедагогическим образованием, уделять внимание индивидуальным способностям и раскрытию творческого потенциала учащихся, избегать столь привычного информационного, знаниевого подхода в преподавании, используя эвристические методы обучения, ориентируясь на междисциплинарный и интеграционный характер современного образования. Существенным и наиболее значимым представляются процессы усваивания учащимися полученных знаний и приобретение ими практических навыков использования теоретических знаний, стремление учащихся к самообразованию и самооценке, что является особенно важным на старшей ступени развития.

Наиболее эффективно данные задачи достигаются в художественно-образовательной деятельности, в приобщении учащихся к искусству на занятиях мировой художественной культуры (МХК) как структурно-образующей дисциплины по отношению к другим искусствоведческим учебным курсам (музыка, изобразительное искусство).

Занятия по МХК позволяют проследить эволюцию художественной культуры в целом, последовательно осмыслить процесс развития культуры в определенный исторический период. Так как искусство является доминантой художественной культуры, то на занятиях уделяется значительное внимание изучению специфике разных видов художественного творчества, их взаимодействию, синтезу и интеграции, художественно-образному решению, композиционному строю, художественному замыслу, анализу творческого метода автора.

Проведение внеаудиторных занятий является, на наш взгляд, важной составляющей образовательной деятельности и изучению МХК как предмета искусства. Особая роль принадлежит искусствоведческой экскурсии, направленной, прежде всего, на духовное и нравственно-эстетическое развитие учащихся, формирование их личности, мировоззрения.

Использование данной формы педагогической практики, к сожалению, не носит системный характер, так как требует особой подготовки педагога к проведению подобного занятия без привлечения профессионального экскурсовода-искусствоведа.

В соответствии с классификацией Б.В. Емельянова, можно выделить следующие разновидности искусствоведческих экскурсий, занимающих одно из ведущих мест в ряду тематических экскурсий: (историко-театральные, историко-музыкальные, по народным художественным промыслам, по местам жизни и деятельности деятелей культуры и искусства, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов)[3]. Несмотря на то, что литературные (литературно-биографические, историко-литературные, литературно-художественные) и архитектурно-градостроительные (с показом архитектурных построек данного города, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода, дающие представление о творчестве одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, с демонстрацией образцов современной архитектуры, экскурсии по новостройкам) определяется Емельновым в отдельные группы экскурсий, на наш взгляд, в процессе освоения “мировой художественной культуры” как предмета искусства, они также могут носить искусствоведческий характер и их следует планировать и включать в образовательный процесс в сфере искусства с целью гармоничного сочетания аудиторных и внеаудиторных занятий, развития аутентичной культуры и восприятия искусства в соответствующей эргономической среде.

Изучение “мировой художественной культуры” как междисциплинарного и интегративного учебного курса способствует целостному анализу учащимися эволюции и динамики развития разных видов художественного творчества в конкретный исторический период. При этом не всегда следует ограничиваться в тематической экскурсии раскрытием одной темы и ориентировать на выполнение этой задачи восприятие учащегося. Желательно сконцентрироваться на определенной искусствоведческо-культорологической проблеме и вовлечь учащихся в процесс осмысления специфики искусства, его формально-содержательных особенностей, видового и жанрового своеобразия, эстетических качеств, особенностей художественно-образного, визуального и ассоциативного восприятия, полифункциональности.

Для общеобразовательного учреждения искусствоведческая экскурсия как форма проведения занятия с учащимися может выполнять не только дидактические, учебные задачи, а, прежде всего, быть направленной на выстраивание диалога между учащимся и произведениями искусства, представленными в городском, музейном, галерейном и любом арт-пространстве Петербурга. Такая экскурсия может раскрывать в деталях изучаемую тему, дополнять имеющийся теоретический материал эмпирическими знаниями, носить ознакомительный и узко-ориентированный, консультационно-демонстративный характер, исходя из профиля и специализации общеобразовательного учреждения и предпочтений учащихся.

В петербургских общеобразовательных учреждениях имеется достаточный опыт осуществления внеклассной деятельности в форме проведения экскурсии. Вместе с тем в практике художественного образования учащихся к искусствоведческой экскурсии педагоги искусства обращаются не часто. Весьма показательным в этой связи является тот практический опыт организации экскурсионной работы, который сформировался в ГОУ СОШ№364 с оборонно-спортивным профилем г. Санкт-Петербурга, где в минувшем году было проведено несколько интересных, проблемно-тематических экскурсий искусствоведческой направленности.

В частности в 18 апреля 2009 года состоялось первое занятие учащихся 5-11 классов в художественных галереях Петербурга. Занятие носило информационно-познавательный характер, было призвано повысить общекультурный уровень учащихся и привлечь их к разнообразному миру классического и современного изобразительного искусства, фигуративной и беспредметной живописи. Учащиеся посетили пять галерей (“Борей”, “Гильдия мастеров”, “PARAZITI”, “10х15”, “N-prospect”) и познакомились с произведениями современных петербургских и московских живописцев, принадлежащих разным поколениям, состоящих в художественных объединениях и творческих союзах, работающих в определенных направлениях, жанрах, техниках, создавших собственный индивидуальный метод и стиль работы. Сотрудники и кураторы галереи любезно рассказали об истории возникновения первых галерей в Петербурге, о работе с художниками и их творческом своеобразии, замыслах произведений; познакомили учащихся с постоянной экспозицией галерей, с временными выставочными проектами. Выразив свои художественные предпочтения и выбрав наиболее интересные для себя произведения, учащиеся попытались их проанализировать и осмыслить, дать возможные интерпретации и толкования. Все свои впечатления они смогли оставить в книге отзывов, которая имеется в каждой галерее, а также получить на память красочные буклеты и художественные открытки с недавних выставок, вернисажей, презентаций.

В процессе знакомства с галереями учащиеся убедились, что экспонирование и художественно-эстетическое восприятие в них произведений искусства существенно отличается от музейного пространства. Первое занятие прошло весьма успешно, и учащимися были высказаны пожелания в адрес педагога, продолжить подобного рода экскурсии и сделать их систематическими. В нем приняли участие 13 человек.

25 апреля 2009 года состоялось второе искусствоведческо-культурологическое занятие учащихся 5-11 классов с целью повышения общекультурного и эмоционально-чувственного уровня учащихся, расширения их художественного кругозора, привлечения к миру искусства, эстетическому и художественно-образному восприятию действительности. Учащиеся продолжили знакомство с особенностями художественной культуры Петербурга, с формами актуализации художественного наследия и экспонирования современных артефактов, арт-объектов на новых экспозиционно-выставочных площадках и в арт-центрах нашего города. Они посетили уникальное выставочное пространство Лофт-проект “Этажи”, расположившееся в здании бывшего Смольнинского хлебозавода на Лиговском проспекте, 74. На пяти этажах “Лофт Проекта”, где каждый день проходят презентации, кинопоказы, фестивали, акции, вернисажи, открываются выставки современного актуального искусства, подчас носящие сугубо экспериментальный характер, учащиеся приняли активное участие в детском конкурсе рисунка на лучший сценарий к очередной серии мультипликационного фильма “Смешарики” в рамках программы “Детское время”. Акцию и мастер-класс проводили профессиональные аниматоры, объяснившие и показавшие учащимся, как созданные ими цветные иллюстрации и рисованные персонажи оживают на большом экране проектора. Наблюдая с огромным интересом за происходящим, учащиеся познакомились с технологией создания анимационных фильмов. Кроме того, в залах Лофт-проект “Этажи” они посетили книжный салон и подержали в руках уникальные издания по живописи, архитектуре, скульптуре, дизайну, фотографии, получили в подарок от кураторов арт-центра буклеты, открытки, журналы с информацией о прошедших, текущих и планируемых выставках, о программе предстоящей Ночи музеев (16-17 мая), в которой участвует более 40 петербургских музеев и галерей. Особый интерес у учащихся вызвали фотопроект “Fashion. Мутейшн” (История о бородатой девочке Маше Мираж), представленный в открытом пространстве во дворе Лофт-проект “Этажи”, выставка по мотивам книги А. Хааса “Ярость”; проект “Пара-нормальный фасон” (фотография моды 1970-х, эскизы костюмов) и выставка видеоиснталляций современных уральский художников, мастеров актуального искусства и концептуальных поисков. Учащиеся задавали много вопросов, пытались самостоятельно размышлять над творческим замыслом неординарных художников, определить возможные границы искусства, эстетического и художественного, а также высказали предположения, какими должны быть современный музей и современный художник. В завершении занятия им удалось убедиться в том, что искусство очень разнообразно, в нем художники выражают свой внутренний мир и восприятие действительности, часто просто играют с сознанием, мышлением, воображением, фантазией, ассоциациями человека, пытаются его максимально привлечь в свой мир прекрасного и непознанного.

В целом выездное занятие, оставило у учащихся положительные впечатления и вызвало значительный интерес и познавательную активность. Педагогу были высказаны пожелания, продолжить в дальнейшем посещение значимых мест в художественной жизни Петербурга.

На занятии присутствовало 6 человек. Оно носило полифункциональный характер. Особое внимание было сосредоточено на познавательной, коммуникативной, просветительской, аксиологической, компенсационной функциях искусства.

Третье и заключительное в 2008/2009 учебном году культурологическое занятие учащихся 5-11 классов состоялось 16 мая 2009 года в городском и музейном пространстве нашего города. Как и предыдущие два занятия, последнее, завершающее цикл искусствоведческих экскурсий и знакомство с петербургской художественной культурой, также проводилось с целью полихудоженственного развития личности учащегося, повысить общекультурный и эмоционально-чувственный уровень учащихся, активизировать их когнитивные, творческие, исследовательские способности, расширить художественный кругозор, привлечь к разнообразному и полифункциональному миру искусства, эстетическому и художественно-образному восприятию действительности, осмыслению гносеологических и онтологических особенностей искусства, его генезиса, специфики арт-деятельности, искусствоведческому анализу художественного произведения с опорой на герменевтическую и феноменологическую методологию. Учащиеся посетили арт-центр “Пушкинская, 10”, познакомились со структурой и деятельностью данного островка свободной культуры. В стенах этого храма искусств ежедневно проходит значительное количество массовых мероприятий, открываются выставки художников разных стилей и направлений, организуются необычные акции и перфомансы, концерты и видео-показы, бьеннале. Все эти мероприятия рассчитаны на разновозрастную аудиторию, с разным уровнем художественной подготовки и осведомленности в области разных видов искусства. На занятии учащимся было предложено поразмышлять над двумя важными и ключевыми проблемами искусствознания – соотношением формы и содержания в искусстве и синтезе искусств (живописи, графики, фотографии, театре, музыке, кинематографе). Учащиеся высказали необычные суждения, пытались их аргументировать, основываясь на увиденном и услышанном в многочисленных выставочных пространствах галерей арт-центра. Знакомство с необычными произведениями искусства, артефактами, арт-объектами, инсталляциями вдохновила их на интересные и творческие интерпретации.

Учащиеся познакомились с мобильный арт-проектом “Парник”, где открыта выставка “человек с Марса “Скелет кристаллов” (текст, перфоманс), посетили галерею “Дверь”, Большой зал Музея нонконформистского искусства, где организована выставка-фестиваль художников псковского регионального объединения “ПсковАрт” (“ПО/ГРАНИ/НИЧНИКИ”). А в Малом зале Музея перед ними распахнул свои гостеприимные двери фестиваль Карельского искусства “КарелФест”.

Особый интерес учащихся вызвали галереи “Буратино” и “Мышеловка”. Если в первой учащиеся увидели знакомый образ в разной интерпретации, то во второй перед ними предстали мышеловки, развешанные на стене и сделанные из разных бытовых предметов, подлежащих утилизации (мышеловка-туфелька, мышеловка-машинка и т.д.). Арт-магазин “Кульпросвет”, где учащиеся могли познакомиться с книгами и журналами по искусству, разным художественным течениям, жанрам, направлениям, творчеству отдельных художников. С пристальным вниманием они разглядывали книжные иллюстрации к детским изданиям, открытки, выполненные в жанрах анималистики и натюрморта. Учащиеся получили в подарок красочные буклеты, закладки с анонсами текущих и прошедших выставок, рекламные проспекты с информацией о планирующихся мероприятиях.

Проявив любознательность, учащиеся приняли активное участие в дискуссии. Они выступили в роли арт-критиков, споря с художниками, сомневаясь в их мастерстве, удивляясь наивности их мышления, ординарности и простоты художественного воплощения идейных замыслов в почти детских изображениях. Рассуждая и анализируя произведения, они пытались перевести визуальное изображение на вербальный, художественный язык, язык искусства. Задавая много вопросов, учащиеся самостоятельно обнаруживали и раскрывали смысл произведения, замысел художников, раздвигали и расширяли границы искусства, эстетического и художественного, массового и элитарного в искусстве. Современный художник показался им весьма странным, запутавшимся в собственных жизненных заботах и реалиях. Он никогда не подражает. Скорее фантазирует и преображает, доводит изображение до неузнаваемости, уводя его все дальше от фигуративности в беспредметность.

В завершении занятия учащимся удалось убедиться в том, что искусство очень гетерогенно, полифункционально, способствует художнику выразить свою творческую индивидуальность и наладить общение с внешним миром, наполненным диссонансными нотами и звуками. Принцип мимезиса и катарсиса в искусстве отошли на второй план. Внутренний мир искусства, творческий процесс его создания становятся произведениями искусства. Художники приглашают нас в этот мир непознанного, мистического, бесформленного и абстрактного, познать который можно методом “вчувствования”.

В целом последнее выездное занятие оставило у учащихся положительные впечатления и вызвало значительный интерес и познавательную активность. Педагогу были высказаны пожелания, продолжить в будущем учебном году знакомство с петербургской художественной культурой и формами актуализации художественного наследия и современных произведений в музейном и галерейном пространстве.

На основании проведенных искусствоведческих экскурсий с учащимися 5-11 классов, удалось сделать следующий вывод: подобная форма внеаудиторных занятий, оказывает не только благоприятное эмоционально-чувственное и художественно-эстетическое впечатление, но, прежде всего, свидетельствует об актуализации когнитивных способностей учащихся, приобщение учащихся к миру художественной культуры, Успех в изучении предметов искусства, в частности МХК, зависит напрямую, на наш взгляд от целостного подхода к осуществлению образовательной деятельности в сфере искусства: разумного соотношения аудиторных занятий, где не возможно живое общение с художественными произведениями (что не позволяет выстраивать полноценное занятие по законам искусства и решать искусствоведческие задачи), и развития аутентичной культуры, т. е. непосредственного тесного визуального и художественно-образного взаимодействия учащегося с произведением искусства и артефактами как в галерейном, так и музейном пространстве.

Примечания:

[1] Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

[2] См. сайт Министерства образования и науки: http://mon.gov.ru/files/materials/5233/09.03.16-nns.doc

[3] Емельянов Б.В. Экскурсоведение. В 3-х частях – М: ЦРИБ “Турист”, 1992; Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. М: Советский спорт, 2000. – 224 с.

Библиография:

  1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. В 3-х частях – М: ЦРИБ “Турист”, 1992.
  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. М: Советский спорт, 2000. – 224 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Министерства образования и науки: http://mon.gov.ru/files/materials/5233/09.03.16-nns.doc