"Как получаются формулы?" Урок-исследование по теме "Плотность вещества" в 7-м классе

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Сформировать представление о плотности вещества, познакомить с прямой пропорциональной зависимостью физических величин;
  • Развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы), ориентировать учащихся на освоение методов познания;
  • Воспитывать умения работать в парах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность;

Оборудование:

  • весы с разновесами на каждом столе;
  • наборы тел одинакового объема из разного вещества;
  • наборы тел различного объема из одного вещества;
  • Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкин /

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

Беседа:

Учитель:

– Про какое тело говорят, что у него масса больше?

Ученик:

– Про тело, которое после взаимодействия изменит свою скорость меньше, чем другое, то есть будет более инертно, говорят, что у него масса больше, чем у другого тела.

Учитель:

– Как можно измерить массу тела?

Ученик:

– Можно взять два тела: одно тело известной массы, например, килограммовую пачку соли, и тело неизвестной массы, положить их на одинаковые тележки и привести во взаимодействие. Сравнивая расстояния, пройденные тележками, можно рассчитать искомую массу.

Учитель:

Этот способ верный. А как чаще всего в повседневной жизни измеряют массу?

Ученик:

– Чаще всего массу измеряют с помощью весов.

Учитель:

– В каких единицах измеряют массу?

Ученики:

– Массу измеряют в тоннах, центнерах, килограммах, граммах.

Учитель:

– Переведите массу в необходимые единицы:

3,2 кг = … г
2,4 т = … кг
145 г = … кг
62 г = … кг

(Задание выполняется фронтально с последующей проверкой)

Учитель:

– Определите объем бруска, у которого следующие размеры: 20 см, 30 см, 80 см.

(Ученик решает задачу у доски с объяснением, учитель обращает внимание учащихся на то, что подобное задание предстоит выполнить дома)

3. Изучение нового материала

    • Постановка проблемного вопроса

Учитель:

– Сегодня на уроке мы говорили с вами о массе. Как вы думаете, от чего зависит масса тел?

    • Выдвижение гипотез учащимися

Ученики:

– Масса зависит от размеров тел, от материала, из которого изготовлены тела?

Учитель:

Сейчас мы с вами проведем исследования, убедимся, от чего зависит масса тел, получим формулу массы.

Итак, тема урока: “ Как получаются формулы”

Дети записывают тему урока

    • Проверка опытным путем выдвинутых гипотез

Учитель:

– Какие тела надо положить на весы, чтобы показать зависимость массы от объема?

Ученик:

– Надо взять тела из одного вещества, но разного объема.

(Дети проделывают опыт и убеждаются в том, что масса зависит от объема)

Учитель:

– А какая зависимость между объемом и массой?

Ученик:

Это прямая пропорциональная зависимость: чем больше объем, тем больше масса.

(Дети делают Рисунок 1 и записывают вывод)

 

Масса прямо пропорциональна объему: чем больше объем тела, тем больше масса.

Учитель:

– Кратко этот вывод записывается так:

m V

Учитель:

– Какие тела надо взять, чтобы показать зависимость массы тела от рода вещества?

Ученики:

– Надо взять бруски одинакового объема, но из разного вещества?

(Ученики проделывают опыт и убеждаются в том, что масса тел зависит от рода вещества?)

Учитель:

– Почему пластмассовый брусок тяжелее деревянного, хотя объем у них одинаковый?

Ученики размышляют и приходят к выводу:

В пластмассовом бруске молекулы вещества располагаются плотнее, чем в деревянном, поэтому пластмассовый брусок тяжелее деревянного бруска.

Учитель:

– Молодцы! Вы самостоятельно пришли к понятию плотности. Это новая физическая величина. Мы ее будем обозначать греческой буквой ?.

Итак, мы установили зависимость массы вещества от плотности?

А какая это зависимость?

Ученик:

– Это прямая пропорциональная зависимость: чем больше плотность вещества, тем больше масса тела при одинаковом объеме.

(Дети делают Рисунок 2 и записывают вывод)

 

 Масса тела прямо пропорциональна плотности вещества: чем больше плотность, тем больше масса тела.

Учитель:

– Кратко этот вывод записывают так:

m ?

Учитель:

– Теперь мы с вами получим формулу связи массы тела с объемом и плотностью вещества.

Если между исследуемыми величинами только прямая пропорциональная зависимость, то независимая величина (аргумент) пишется в числителе дроби, если обратная пропорциональная зависимость, то – в знаменателе дроби.

В нашем случае масса прямо пропорциональна и объему, и плотности вещества, значит можно записать:

m = V

Внимание, ребята, мы с вами получили первую формулу. Таким путем получено множество различных формул (показываю стенд с формулами)

Из этой формулы следует правило:

Чтобы найти массу, надо плотность вещества умножить на объем.

(Ученики записывают правило в тетрадь)

    • Задание:

Выразите плотность из формулы массы

Ученик у доски из формулы массы находит плотность как неизвестный множитель.

= m / V

Учитель:

– Из этой формулы следует:

    • Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему
    • Чтобы найти плотность, надо массу разделить на объем.
    • Плотность измеряется в кг / м3, г / см3.

4. Закрепление нового материала

  • Итоговая беседа

– Как найти массу вещества?

– Как мы получили формулу массы?

– Как найти плотность вещества?

– Что такое плотность?

– В каких единицах измеряется плотность?

  • Работа с таблицей на страницах 50-51 учебника

Цель: отработать физический смысл плотности.

– Чему равна плотность воды? Что означает это число?

– У какого вещества плотность равна 800 кг/м3?

– Чему равна плотность нефти в г/см3?

– Что означает это число?

– У какого вещества самая большая плотность?

– Каким образом были найдены плотности веществ, помещенных в таблице?

– Запишите в тетради, чему равна плотность золота и что означает это число.

(Фронтальная проверка последнего выполненного задания)

5. Задание на дом:

записи в тетради, § 21, выполнить экспериментальное задание: определить плотность мыла (мыло должно быть в форме параллелепипеда)

6.Подведение итогов урока.

Для получения формулы массы мы использовали метод научного познания: любое познание включает наблюдения, проведение экспериментов, логические выводы.