Цели урока:
- Сформировать представление о плотности вещества, познакомить с прямой пропорциональной зависимостью физических величин;
- Развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы), ориентировать учащихся на освоение методов познания;
- Воспитывать умения работать в парах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность;
Оборудование:
- весы с разновесами на каждом столе;
- наборы тел одинакового объема из разного вещества;
- наборы тел различного объема из одного вещества;
- Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкин /
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся
Беседа:
Учитель:
– Про какое тело говорят, что у него масса больше?
Ученик:
– Про тело, которое после взаимодействия изменит свою скорость меньше, чем другое, то есть будет более инертно, говорят, что у него масса больше, чем у другого тела.
Учитель:
– Как можно измерить массу тела?
Ученик:
– Можно взять два тела: одно тело известной массы, например, килограммовую пачку соли, и тело неизвестной массы, положить их на одинаковые тележки и привести во взаимодействие. Сравнивая расстояния, пройденные тележками, можно рассчитать искомую массу.
Учитель:
Этот способ верный. А как чаще всего в повседневной жизни измеряют массу?
Ученик:
– Чаще всего массу измеряют с помощью весов.
Учитель:
– В каких единицах измеряют массу?
Ученики:
– Массу измеряют в тоннах, центнерах, килограммах, граммах.
Учитель:
– Переведите массу в необходимые единицы:
3,2 кг = … г
2,4 т = … кг
145 г = … кг
62 г = … кг
(Задание выполняется фронтально с последующей проверкой)
Учитель:
– Определите объем бруска, у которого следующие размеры: 20 см, 30 см, 80 см.
(Ученик решает задачу у доски с объяснением, учитель обращает внимание учащихся на то, что подобное задание предстоит выполнить дома)
3. Изучение нового материала
- Постановка проблемного вопроса
Учитель:
– Сегодня на уроке мы говорили с вами о массе. Как вы думаете, от чего зависит масса тел?
- Выдвижение гипотез учащимися
Ученики:
– Масса зависит от размеров тел, от материала, из которого изготовлены тела?
Учитель:
Сейчас мы с вами проведем исследования, убедимся, от чего зависит масса тел, получим формулу массы.
Итак, тема урока: “ Как получаются формулы”
Дети записывают тему урока
- Проверка опытным путем выдвинутых гипотез
Учитель:
– Какие тела надо положить на весы, чтобы показать зависимость массы от объема?
Ученик:
– Надо взять тела из одного вещества, но разного объема.
(Дети проделывают опыт и убеждаются в том, что масса зависит от объема)
Учитель:
– А какая зависимость между объемом и массой?
Ученик:
Это прямая пропорциональная зависимость: чем больше объем, тем больше масса.
(Дети делают Рисунок 1 и записывают вывод)
Масса прямо пропорциональна объему: чем больше объем тела, тем больше масса.
Учитель:
– Кратко этот вывод записывается так:
m V
Учитель:
– Какие тела надо взять, чтобы показать зависимость массы тела от рода вещества?
Ученики:
– Надо взять бруски одинакового объема, но из разного вещества?
(Ученики проделывают опыт и убеждаются в том, что масса тел зависит от рода вещества?)
Учитель:
– Почему пластмассовый брусок тяжелее деревянного, хотя объем у них одинаковый?
Ученики размышляют и приходят к выводу:
В пластмассовом бруске молекулы вещества располагаются плотнее, чем в деревянном, поэтому пластмассовый брусок тяжелее деревянного бруска.
Учитель:
– Молодцы! Вы самостоятельно пришли к понятию плотности. Это новая физическая величина. Мы ее будем обозначать греческой буквой ?.
Итак, мы установили зависимость массы вещества от плотности?
А какая это зависимость?
Ученик:
– Это прямая пропорциональная зависимость: чем больше плотность вещества, тем больше масса тела при одинаковом объеме.
(Дети делают Рисунок 2 и записывают вывод)
Масса тела прямо пропорциональна плотности вещества: чем больше плотность, тем больше масса тела.
Учитель:
– Кратко этот вывод записывают так:
m ?
Учитель:
– Теперь мы с вами получим формулу связи массы тела с объемом и плотностью вещества.
Если между исследуемыми величинами только прямая пропорциональная зависимость, то независимая величина (аргумент) пишется в числителе дроби, если обратная пропорциональная зависимость, то – в знаменателе дроби.
В нашем случае масса прямо пропорциональна и объему, и плотности вещества, значит можно записать:
m = V
Внимание, ребята, мы с вами получили первую формулу. Таким путем получено множество различных формул (показываю стенд с формулами)
Из этой формулы следует правило:
Чтобы найти массу, надо плотность вещества умножить на объем.
(Ученики записывают правило в тетрадь)
- Задание:
Выразите плотность из формулы массы
Ученик у доски из формулы массы находит плотность как неизвестный множитель.
= m / V
Учитель:
– Из этой формулы следует:
- Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему
- Чтобы найти плотность, надо массу разделить на объем.
- Плотность измеряется в кг / м3, г / см3.
4. Закрепление нового материала
- Итоговая беседа
– Как найти массу вещества?
– Как мы получили формулу массы?
– Как найти плотность вещества?
– Что такое плотность?
– В каких единицах измеряется плотность?
Цель: отработать физический смысл плотности.
– Чему равна плотность воды? Что означает это число?
– У какого вещества плотность равна 800 кг/м3?
– Чему равна плотность нефти в г/см3?
– Что означает это число?
– У какого вещества самая большая плотность?
– Каким образом были найдены плотности веществ, помещенных в таблице?
– Запишите в тетради, чему равна плотность золота и что означает это число.
(Фронтальная проверка последнего выполненного задания)
5. Задание на дом:
записи в тетради, § 21, выполнить экспериментальное задание: определить плотность мыла (мыло должно быть в форме параллелепипеда)
6.Подведение итогов урока.
Для получения формулы массы мы использовали метод научного познания: любое познание включает наблюдения, проведение экспериментов, логические выводы.