Цели:
- познакомить с понятием “опасное место”;
- изучить алгоритм правописания безударной гласной;
- развивать внимательность, умение делать выводы;
- воспитывать взаимное уважение к людям, одноклассникам.
Оборудование: Картинки героев произведения “ Простоквашино”.
ХОД УРОКА
1) Организационный момент.
2) Как вы понимаете слово ДРУЖБА? (Это когда люди не только помогают в трудную минуту, но и умеют радоваться за успехи других)
- Сегодня мы с вами встретимся с героями Э.Успенского. Вспомните его произведение “Простоквашино”, думаю, оно вам известно и герои произведения тоже. Они появятся перед вами, как только мы с вами составим как можно больше слов из его названия. (Просо, квас, каша, шина, ток, сток, кино и т.д.)
- Какие слова не всем понятны? Работа над значением непонятных слов.
- А теперь давайте назовем героя, который собрал всех вместе. (Дядя Федор)
И вот ему пришла новая идея начать обучать своих животных, он продиктовал им слова. А теперь вас просить проверить все ли верно у них записано.
Грибок, уголек, лесток, динек, конек ,пинек, дамище.
- Все ли верно записали его друзья? (Нет в словах есть ошибки)
- Какие ошибки они допустили? Докажите почему вы так считаете? (Дети высказывают предположения)
- Давайте вместе поставим ударение, что заметили? (Что ударение падает на второй гласный звук, значит первый звук безударный, он является “опасным” местом в словах)
- Как быть в этом случае? Предположения детей. (Кто-то из детей скажет, что надо проверить слово и даже его назовет, но не сможет сказать правило. Поэтому им надо помочь, подвести к тому , чтобы они использовали все этапы)
Составляем алгоритм:
1) Прочитать слово.
2) Поставить ударение.
3) Выделить корень.
4) Изменить слово или подобрать однокоренное слово, найти проверочное.
5) Написать слово, вставить нужную букву. (После наблюдения над одним из слов дети сами скажут правило)
- По этому же алгоритму проработать оставшиеся слова.
- Молодцы, вы помогли Дяде Федору, выполнить проверку работ его друзей. Но кот Матроскин хотел бы вам тоже предложить задание, и посмотреть как вы с ним справитесь.
3) Закрепление.
Задание кота Матроскина:
В тексте найдите слова предметы , назовите в них “опасные” места, объясните свой выбор. (Данное задание можно предложить выполнить в паре)
Река вышла из берегов. Вода залила весь луг. По реке плывут большие льдины. На льдине теленок. Ребята зацепили льдину и потянули ее к берегу. Теленок был спасен.
- Какое слово у вас вызвало затруднение, почему? (Слово ребята т.к. к нему нельзя подобрать проверочное слово, здесь учитель знакомит детей с новым словарным словом)
4) Словарная работа.
(Поставить ударение, объяснить орфограмму, подобрать однокоренные слова, попробовать сочинить небольшое четверостишие)
Сегодня ребята охотно,
Пришли заниматься футболом.
Ребятам конечно охота,
Весь день прогонять бы с мячом.
Физминутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо-влево повернись!
Руки вверх и руки вбок.
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку.
Молодцы, вы, ребятишки!
5) Продолжение работы над безударными гласными и нахождением “ опасных” мест в словах.
а) Пес Шарик тоже нам приготовил задание по рядам, каждому ряду надо вставить в слова пропущенную безударную гласную, а затем объяснить свой выбор. Записать.
1 ряд М.чи с. стра .кно цв. ты пл. ды гн. здо |
2 ряд Р.са цв. ток с. сна дв. ры пч. ла с. стра |
3 ряд Ст. лбы п. ро сл. за сл. ды пт. нцы сл. ны |
б) А вот почтальон Печкин подготовил для нас текст, сможем ли мы его выполнить? Давайте попробуем. (Текст записан на доске, дети читают его про себя, затем предлагают варианты)
Утром р.бята б.гут в лес. На тр. ве еще блестит р.са. Они ищут в тр. ве ягоды. Мальчики н. сут ягоды д. мой. (Устно проработать над текстом, а затем предложить записать под диктовку)
6) Подведение итогов урока.
Ребята, вам понравились наши сегодняшние гости? Как вы думаете, а мы им понравились?
Что нового открыли для себя на уроке?