Циклы: повторение указанное число раз

Разделы: Информатика


Место урока в учебном плане: это третий урок в разделе “Алгоритмы”.

Год обучения: второй, изучение разделов “по спирали”.

Тип урока: применения знаний и навыков.

Цели урока:

I. Обучающие:

– сформировать представление учащегося о понятии цикла с указанным количеством повторений;
– научить планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;
– закрепить практические навыки при использовании графического редактора.

II. Развивающие:

– развивать приемы логического, алгоритмического мышления, тренировка памяти;
– развитие познавательного интереса; творческой активности учащегося.

III. Воспитательные:

– формирование навыков самостоятельной работы;
– воспитание этических норм поведения;
– коммуникативных навыков.

Методы обучения:

– беседа, игры, объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый.

Средства обучения:

– мультимедийный проектор;
презентация к уроку;
– рабочая тетрадь: Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4-й класс;
– оценочные листы для учеников и учителя;
– компьютеры;
– карточки для выполнения задания № 2 (два экземпляра: для стен и для доски).
– фигуры – баллы.

Программное обеспечение:

– Paint;
– Power Paint.

План урока:

1. Организационный момент (7 минут).
2. Актуализация опорных знаний (5 минут).
3. Выполнение заданий. (18 минут).
4 Подведение итогов урока (3 минуты).
4.1. Выставление оценок (5 минут).
5. Задание на дом (2 минуты).

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, постановка темы и цели урока).

Учитель: Здравствуйте ребята!

Сегодня на уроке мы будем играть. Для определения темы игры вам необходимо разгадать кроссворд. Правило заполнения кроссворда следующее: вы должны отгадать загадку, первую букву отгадки – ответа будем вносить в соответствующую клетку кроссворда.

Демонстрируется слайд:

                   

На слайде поочередно появляются загадки, дети отгадывают их, кроссворд заполняется.

Загадки для кроссворда:

  • Желтый одуванчик по двору идет. Желтый одуванчик зернышки клюет. (цыпленок)
  • Есть на свете сеть сетей.
    Очень интересно с ней.
    Людям всем она нужна.
    Миру очень сеть важна. Что за сеть найди ответ.
    Сеть зовется................... (интернет)
  • По клавишам прыг да скок –
  • Бе-ре-ги но-го-ток!
    Раз – два и готово –
    Отстукали слово!
    Вот где пальцам физкультура
    Это – (клавиатура).

  • Поздним вечером видна в небе желтая… (луна) [6].

Ц

И

К

Л

Ы

2. Актуализация опорных знаний.

– Итак, тема игры “Циклы”.

– Ребята вы знакомы с этой темой:

– Да.

– Что же такое цикл?

Учитель, задавая наводящие вопросы просит детей давать определение цикла:

“Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз”.

3. Выполнение заданий.

– Ребята сегодня мы с вами познакомимся разновидностью цикла, в котором команды повторяются указанное число раз.

Итак, тема нашего урока “Циклы: повторение указанное число раз”.

А при решение задач будем использовать команду “Повторить”.

На экране картинка и изображением пасмурного неба

– Что-то пасмурно сегодня в “Стране-Фантазий”. Чего не хватает ребята?

– Солнышка.

– Чтобы вернуть солнышко вы должны помочь. Готовы решать трудные задачки?

– Сегодня мы с вами будем решать задачи, после правильного решения каждой задачи я буду говорить вам часть фразы, которую надо закончить. В конце урока, если вы правильно повторите фразу, солнышко вернется.

За каждое задание вы будете получать фигуры-баллы (смотри слайд №6).

Фигура

Количество баллов

круг 5
квадрат 4
треугольник 3

Задание № 1

На слайде и в рабочей тетради № 8 на странице 9 [5].

– Итак, ребята внимание, вы правильно выполнили первое задание и сейчас я вам скажу первую часть фразы:

Что за чудо агрегат

Повторите пожалуйста.

Задание № 2

– Найдите в кабинете команды алгоритма для построения предложенной фигуры (рисунок 1).

– Команды мысленно перенесите на доску к соответствующим пунктам:

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  
  8.  

– Сколько раз выполнялась команда “Повтори”? (5)

– Какие команды повторялись 5 раз? (4. Выбери цвет в палитре; 5. Выбери прозрачную заливку; 6. Нарисуй круг)

– Ребята, а теперь надо эти команды разместить на доске.

Один учащейся приклеивает на доску карточки.

  1. Начало.

  2. Открой программу Paint.

  3. Повтори 5 раз.

  4. Выбери цвет в палитре.

  5. Выбери прозрачную заливку.

  6. Нарисуй круг.

  7. Сохрани рисунок в D:\4А класс под именем Олимпиада – 80.

  8. Конец.

На слайде команды 4, 5, 6 обводятся овалом.

– Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились, а сможете ли вы повторить мне первую часть фразы?

Что за чудо агрегат

– Молодцы, а теперь приготовьтесь узнать вторую часть фразы:

Может делать все подряд

– Повторите, пожалуйста вместе, а теперь две части вместе.

Дети повторяют: Что за чудо агрегат

Может делать все подряд

3адание № 3

Следующим заданием будет, выполнить алгоритм для предыдущего задания на компьютере, то есть в программе Paint построить олимпийские кольца.

Учитель комментирует выполнение 3адания № 3.

– Ребята повторите части фразы, которые вы запомнили

Что за чудо агрегат
Может делать все подряд

– Внимание, следующая часть фразы:

Петь, играть, читать, считать

– А сможете ли вы повторить первые 3 строчки!

Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
Петь, играть, читать, считать

Физпауза (под музыку)

Если ладонь я вверх подниму -
Ты потянись и повернись к окну.
Если я в ладоши хлопну -
Ты немножечко потопай.
Если ладонь опустилась вниз,
Ты низко наклонись,
А затем поприседай
И на место ты ступай [1].

А теперь ребята давайте немного: поморгаем, зажмуримся, закроем глаза и поводим по часовой стрелке 8 раз, против часовой стрелки 8 раз.

И еще покажите мне пожалуйста своими пальчиками: зайчика, собачку.

Задание № 4

Задание в тетради №10 [5].

Ребята повторите первые 3 части фразы

Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
Петь, играть, читать, считать

Сейчас запомните последнюю:

Самым лучшим другом стать

– Повторите пожалуйста всю фразу:

Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
Петь, играть, читать, считать
Самым лучшим другом стать [3]

– Что это?

Дети: Компьютер!

Слайд №12 Пейзаж, на котором появилось солнышко.

– Вот ребята посмотрите, вы все задания выполнили правильно, и солнышко вернулось.

– Нарисуйте в программе Paint Солнышко, которое соответствует вашему настроению.

4. – Понравилось выполнять задания?

– А какое больше всего?

– Какое задание труднее всего?

– А что скучнее всего?

– Кому понравилось?

– Кому не понравилось?

– Скажите, как вы поняли цикл, с указанным количеством повторений?

4.1. Найдите сумму, баллов набранных за урок. (За каждое выполненное задание даю фигуры:  круг – 5 баллов, квадрат– 4 балла, треугольник – 3 балла)

5. А теперь посмотрите в тетради № 11 [5].

– Есть вопросы по выполнению?

– Запишите этот номер в дневники, это домашнее задание.

Оценочная таблица

Количество баллов

17-20

13-15

0-12

Оценка

5

4

3

По оценочной таблице определите свою оценку, поставить в дневник, оставить на столе открытыми, я пройду распишусь.

6. Спасибо всем за урок,

До свидания!

Источники информации:

  1. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов. – Спб.: Бхв — Петербург, 2005.
  2. https://inf.1sept.ru
  3. http://www.stihi.ru/2003/01/21-466
  4. Информатика в школе, №8 – 2007. М: “Образование и информатика”.
  5. Информатика в играх и задачах. 4 класс (Учебник-тетрадь в 2-х частях, часть 1, авторы Горина К.И., Горячев А.В.)
  6. В.А. Степанов “Азбука в загадках”, Омега, 2001 г.

Презентация