Место урока в учебном плане: это третий урок в разделе “Алгоритмы”.
Год обучения: второй, изучение разделов “по спирали”.
Тип урока: применения знаний и навыков.
Цели урока:
I. Обучающие:
– сформировать представление
учащегося о понятии цикла с указанным
количеством повторений;
– научить планировать последовательность
действий для достижения какой-либо цели;
– закрепить практические навыки при
использовании графического редактора.
II. Развивающие:
– развивать приемы логического,
алгоритмического мышления, тренировка памяти;
– развитие познавательного интереса; творческой
активности учащегося.
III. Воспитательные:
– формирование навыков самостоятельной
работы;
– воспитание этических норм поведения;
– коммуникативных навыков.
Методы обучения:
– беседа, игры, объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения:
– мультимедийный проектор;
– презентация к уроку;
– рабочая тетрадь: Горячев А.В. Информатика в
играх и задачах. 4-й класс;
– оценочные листы для учеников и учителя;
– компьютеры;
– карточки для выполнения задания № 2 (два
экземпляра: для стен и для доски).
– фигуры – баллы.
Программное обеспечение:
– Paint;
– Power Paint.
План урока:
1. Организационный момент (7 минут).
2. Актуализация опорных знаний (5 минут).
3. Выполнение заданий. (18 минут).
4 Подведение итогов урока (3 минуты).
4.1. Выставление оценок (5 минут).
5. Задание на дом (2 минуты).
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, постановка темы и цели урока).
Учитель: Здравствуйте ребята!
Сегодня на уроке мы будем играть. Для определения темы игры вам необходимо разгадать кроссворд. Правило заполнения кроссворда следующее: вы должны отгадать загадку, первую букву отгадки – ответа будем вносить в соответствующую клетку кроссворда.
Демонстрируется слайд:
На слайде поочередно появляются загадки, дети отгадывают их, кроссворд заполняется.
Загадки для кроссворда:
- Желтый одуванчик по двору идет. Желтый одуванчик зернышки клюет. (цыпленок)
- Есть на свете сеть сетей.
Очень интересно с ней.
Людям всем она нужна.
Миру очень сеть важна. Что за сеть найди ответ.
Сеть зовется................... (интернет)
- По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз – два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это – (клавиатура).
- Поздним вечером видна в небе желтая… (луна) [6].
Ц |
И |
К |
Л |
Ы |
2
. Актуализация опорных знаний.– Итак, тема игры “Циклы”.
– Ребята вы знакомы с этой темой:
– Да.
– Что же такое цикл?
Учитель, задавая наводящие вопросы просит детей давать определение цикла:
“Цикл – это команды алгоритма, описывающие действия, которые надо повторить несколько раз”.
3.
Выполнение заданий.– Ребята сегодня мы с вами познакомимся разновидностью цикла, в котором команды повторяются указанное число раз.
Итак, тема нашего урока “Циклы: повторение указанное число раз”.
А при решение задач будем использовать команду “Повторить”.
На экране картинка и изображением пасмурного неба
– Что-то пасмурно сегодня в “Стране-Фантазий”. Чего не хватает ребята?
– Солнышка.
– Чтобы вернуть солнышко вы должны помочь. Готовы решать трудные задачки?
– Сегодня мы с вами будем решать задачи, после правильного решения каждой задачи я буду говорить вам часть фразы, которую надо закончить. В конце урока, если вы правильно повторите фразу, солнышко вернется.
За каждое задание вы будете получать фигуры-баллы (смотри слайд №6).
Фигура |
Количество баллов |
круг | 5 |
квадрат | 4 |
треугольник | 3 |
Задание № 1
На слайде и в рабочей тетради № 8 на странице 9 [5].
– Итак, ребята внимание, вы правильно выполнили первое задание и сейчас я вам скажу первую часть фразы:
Что за чудо агрегат
Повторите пожалуйста.
Задание № 2
– Найдите в кабинете команды алгоритма для построения предложенной фигуры (рисунок 1).
– Команды мысленно перенесите на доску к соответствующим пунктам:
– Сколько раз выполнялась команда “Повтори”? (5)
– Какие команды повторялись 5 раз? (4. Выбери цвет в палитре; 5. Выбери прозрачную заливку; 6. Нарисуй круг)
– Ребята, а теперь надо эти команды разместить на доске.
Один учащейся приклеивает на доску карточки.
Начало.
Открой программу Paint.
Повтори 5 раз.
Выбери цвет в палитре.
Выбери прозрачную заливку.
Нарисуй круг.
Сохрани рисунок в D:\4А класс под именем Олимпиада – 80.
Конец.
На слайде команды 4, 5, 6 обводятся овалом.
– Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились, а сможете ли вы повторить мне первую часть фразы?
Что за чудо агрегат
– Молодцы, а теперь приготовьтесь узнать вторую часть фразы:
Может делать все подряд
– Повторите, пожалуйста вместе, а теперь две части вместе.
Дети повторяют: Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
3адание № 3
Следующим заданием будет, выполнить алгоритм для предыдущего задания на компьютере, то есть в программе Paint построить олимпийские кольца.
Учитель комментирует выполнение 3адания № 3.
– Ребята повторите части фразы, которые вы запомнили
Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
– Внимание, следующая часть фразы:
Петь, играть, читать, считать
– А сможете ли вы повторить первые 3 строчки!
Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
Петь, играть, читать, считать
Физпауза (под музыку)
Если ладонь я вверх подниму -
Ты потянись и повернись к окну.
Если я в ладоши хлопну -
Ты немножечко потопай.
Если ладонь опустилась вниз,
Ты низко наклонись,
А затем поприседай
И на место ты ступай [1].
А теперь ребята давайте немного: поморгаем, зажмуримся, закроем глаза и поводим по часовой стрелке 8 раз, против часовой стрелки 8 раз.
И еще покажите мне пожалуйста своими пальчиками: зайчика, собачку.
Задание № 4
Задание в тетради №10 [5].
Ребята повторите первые 3 части фразы
Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
Петь, играть, читать, считать
Сейчас запомните последнюю:
Самым лучшим другом стать
– Повторите пожалуйста всю фразу:
Что за чудо агрегат
Может делать все подряд
Петь, играть, читать, считать
Самым лучшим другом стать [3]
– Что это?
Дети: Компьютер!
Слайд №12 Пейзаж, на котором появилось солнышко.
– Вот ребята посмотрите, вы все задания выполнили правильно, и солнышко вернулось.
– Нарисуйте в программе Paint Солнышко, которое соответствует вашему настроению.
4. – Понравилось выполнять задания?
– А какое больше всего?
– Какое задание труднее всего?
– А что скучнее всего?
– Кому понравилось?
– Кому не понравилось?
– Скажите, как вы поняли цикл, с указанным количеством повторений?
4.1. Найдите сумму, баллов набранных за урок. (За каждое выполненное задание даю фигуры: круг – 5 баллов, квадрат– 4 балла, треугольник – 3 балла)
5. А теперь посмотрите в тетради № 11 [5].
– Есть вопросы по выполнению?
– Запишите этот номер в дневники, это домашнее задание.
Оценочная таблица
Количество баллов |
17-20 |
13-15 |
0-12 |
Оценка |
5 |
4 |
3 |
По оценочной таблице определите свою оценку, поставить в дневник, оставить на столе открытыми, я пройду распишусь.
6. Спасибо всем за урок,
До свидания!
Источники информации:
- Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1-4 классов. – Спб.: Бхв — Петербург, 2005.
- https://inf.1sept.ru
- http://www.stihi.ru/2003/01/21-466
- Информатика в школе, №8 – 2007. М: “Образование и информатика”.
- Информатика в играх и задачах. 4 класс (Учебник-тетрадь в 2-х частях, часть 1, авторы Горина К.И., Горячев А.В.)
- В.А. Степанов “Азбука в загадках”, Омега, 2001 г.