Тип урока: повторительно-обобщающий.
Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения темы “Россия в XVII веке”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы. В конце урока учащиеся сами выставляют себе оценки. В ходе урока идёт повторение основных тем, которые обсуждались во время изучения истории России в XVII веке.
Цели:
Образовательная – Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных событиях российской истории XVII века. Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий.
Развивающая – Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, умение обобщать и оперировать историческими фактами.
Воспитательная – Воспитывать чувство уважения и гордости за прошлое своего Отечества.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
XVII век занимает особое место в истории нашего государства. XVII век для России ознаменовал вступление страны в новый период своей истории, отмеченной такими явлениями, как образование единого всероссийского рынка, господство самодержавия, оформление крепостного права. Начало века совпало со смутным временем. С окончанием “смуты” и иностранной интервенции начала XVII века началось медленное восстановление разрушенного хозяйства страны. Постепенно росла площадь обрабатываемых земель за счёт возрождения старых и освоения новых земельных участков. Окрепшее хозяйство стало основой для развития ремесла и торговли. В XVII веке власть российских царей становится самодержавной, неограниченной. XVII век вошёл в историю государства Российского как “бунташный век”, т.к. на дальнейшее закрепощение, оформление крепостного права крестьяне отвечали войнами и многочисленными восстаниями. XVII век отмечен расширением границ России. В состав нашего государства вошла территория Запорожской Сечи на западе и огромные пространства Сибири на Востоке. Площадь России в XVII веке увеличилась более чем в 2 раза.
1. Даты.
Учащиеся должны вспомнить, с какими событиями истории нашей страны связаны эти даты.
Вопросы:
- 1598 г. –
- 1613 г. –
- 1610-1613 гг. –
- 1654 г. –
- 1667 – 1671 гг. –
- 1682 г. –
- 1598 – 1613 гг. –
- 1649 г. –
- 1697 – 1698 гг. –
- 1672 – 1725 гг. –
Ответы:
- 1598 г. – Закончилось правление (Фёдора Ивановича) династии Рюриковичей, которая правила в России 736 лет, начало правление Бориса Годунова.
- 1613 г. – Начало правления династии Романовых (Михаила Фёдоровича Романова).
- 1610-1613 гг. – Правление Семибоярщины.
- 1654 г. – Переяславская рада, воссоединение Украины с Россией.
- 1667 – 1671 гг. – Восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина.
- 1682 г. – Начало правления Романова Петра I Алексеевича.
- 1598 – 1613 гг. – Смутное время в России.
- 1649 г. – Земский собор принял свод законов – Соборное уложение.
- 1697 – 1698 гг. – “Великое посольство” – поездка Петра I за границу.
- 1672 – 1725 гг. – Дата жизни Романова Петра I Алексеевича.
2. Исторические деятели XVII века.
Учащимся предлагается вспомнить людей с именами которых связаны события нашей страны XVII века.
Вопросы:
- …………К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.
- …………Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.
- …………Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.
- …………Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.
- …………Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.
- ………….Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.
- ………….Этот царь получил прозвище “Тишайший”.
- ………….Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.
- ………….Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.
- …………Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.
Ответы:
- Борис Годунов – К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.
- Дмитрий Иванович – Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.
- Григорий Отрепьев – Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.
- Болотников Иван Исаевич – Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.
- Лжедмитрий II – Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.
- Пожарский Дмитрий Михайлович – Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.
- Романов Алексей Михайлович – Этот царь получил прозвище “Тишайший”.
- Патриарх Никон – Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.
- Богдан Хмельницкий – Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.
- Разин Степан Тимофеевич – Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.
3. Экономическое развитие.
Вопросы:
- ……………Обязательные платежи жителей страны в казну государства.
- ……………На эти категории расслаивалось крестьянство в XVII веке.
- ……………В XVII веке натуральное хозяйство постепенно заменялось…
- ……………..Люди, занимавшиеся изготовлением различных промышленных изделий.
- ……………Регулярно устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями.
- ……………..Слой населения, занимавшийся торговлей.
- ……………..Земельный участок крестьянина.
- ……………..Это мешало развитию торговли России с другими странами в XVII веке.
- ……………..Чтобы пополнить казну правительство начало выпускать медные деньги, приказав их употреблять по курсу серебряных, это привело к восстанию, которое вошло в историю под этим названием.
- ………… .Россия была заинтересована в присоединении Сибири, так как она давала товар, который пользовался большим спросом в Европе. Что это за товар?
Ответы:
- Налоги – Обязательные платежи жителей страны в казну государства.
- Кулаки, середняки, бедняки – На эти категории расслаивалось крестьянство в XVII веке.
- Товарным хозяйством – В XVII веке натуральное хозяйство постепенно заменялось…
- Ремесленники – Люди, занимавшиеся изготовлением различных промышленных изделий.
- Ярмарка – Регулярно устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями.
- Купцы – Слой населения, занимавшийся торговлей.
- Надел – Земельный участок крестьянина.
- Отсутствие выхода в незамерзающие моря – Это мешало развитию торговли России с другими странами в XVII веке.
- “Медный бунт” – Чтобы пополнить казну правительство начало выпускать медные деньги, приказав их употреблять по курсу серебряных, это привело к восстанию, которое вошло в историю под этим названием.
- Мех, “мягкая рухлядь” – Россия была заинтересована в присоединении Сибири, так как она давала товар, который пользовался большим спросом в Европе. Что это за товар?
4. Сибирь
Вопросы:
- …………….Так называлось огромное пространство от Урала до Тихого океана.
- ……………...Народ, который жил по реке Оби.
- ……………...Так называли зажиточных людей в Сибири, которые владели рыбными ловлями, местами охоты, и им сверх того ещё приносили подарки свои соплеменники.
- ………………Основные занятия жителей Сибири в XVII веке.
- ………………Так иначе назвали эвенков.
- ……………....Так назывались племенные вожди у якутов.
- ………………..Район расселения этого народа у Ангары и Байкала.
- ………………..Религия народов Сибири в XVII веке, до прихода русских землепроходцев.
- ………………..Люди, которые общались с духами во время камлания, Основная их функция – лечение больных, предотвращение несчастий.
- ………………Руководитель экспедиции, в ходе которой был впервые пройден пролив, отделяющий Азию от Америки.
Ответы:
- Сибирь – Так называлось огромное пространство от Урала до Тихого океана
- Остяки (ханты) – Народ, который жил по реке Оби.
- “Князцы” – Так называли зажиточных людей в Сибири, которые владели рыбными ловлями, местами охоты, и им сверх того ещё приносили подарки свои соплеменники.
- Охота, рыбная ловля, скотоводство, земледелие – Основные занятия жителей Сибири в XVII веке.
- Тунгусы – Так иначе назвали эвенков.
- Тойоны – Так назывались племенные вожди у якутов.
- Буряты – Район расселения этого народа у Ангары и Байкала.
- Язычество – Религия народов Сибири в XVII веке, до прихода русских землепроходцев.
- Шаманы – Люди, которые общались с духами во время камлания, Основная их функция – лечение больных, предотвращение несчастий.
- Семён Дежнёв – Руководитель экспедиции, в ходе которой был впервые пройден пролив, отделяющий Азию от Америки.
5. Культура России
Вопросы:
- ………………Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.
- ……………….Искусство строить и украшать здания сейчас называется архитектурой, а в XVII веке называлось именно так.
- ……………….Это сооружение XVII века было создано холопом Семёном Петровым и стрельцом Иваном Михайловым.
- ………………...С чего начиналось строительство любого сооружения в России в XVII веке.
- ………………...Знаменитый мастер – иконописец XVII века, пытался в своих иконах передать черты реального человеческого лица.
- ………………...Их селили обособленно в подмосковной Немецкой слободе, чтобы они не оказывали “вредного влияния” на русских людей.
- …………………Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников.
- …………………Название типографии в России в XVII веке.
- …………………Рукописная газета, которая выпускалась нерегулярно, предназначалась ля высшего придворного круга.
- ………………Так назывались торговые люди в XVII веке.
Ответы:
- Скоморохи – Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.
- Зодчество – Искусство строить и украшать здания сейчас называется архитектурой, а в XVII веке называлось именно так.
- Деревянный дворец в селе Коломенском – Это сооружение XVII века было создано холопом Семёном Петровым и стрельцом Иваном Михайловым.
- Выбор места – С чего начиналось строительство любого сооружения в России в XVII веке
- Симон Ушаков – Знаменитый мастер – иконописец XVII века, пытался в своих иконах передать черты реального человеческого лица.
- Иностранцы – Их селили обособленно в подмосковной Немецкой слободе, чтобы они не оказывали “вредного влияния” на русских людей.
- Славяно-греко-латинская академия – Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников.
- Печатный двор – Название типографии в России в XVII веке.
- “Куранты” – Рукописная газета, которая выпускалась нерегулярно, предназначалась ля высшего придворного круга.
- Гости – Так назывались торговые люди в XVII веке.
6. Ратное дело
Вопросы:
- ………………Так называлась армия, созданная из добровольцев, и обучаемая офицерами – иностранцами.
- ………………Это рейтарские полки.
- ………………Полки, воины которых обучались пешему и конному строю.
- ……………....В этой стране в 30-е годы XVII века российское правительство закупало оружие.
- ……………..Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.
- ……………....Лодки казаков.
- ………………Страны, которые начали интервенцию против России в 1609 г.
- ……………....Войско, создаваемое в помощь армии из добровольцев.
- …………..…..Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.
- ……………..Они выступили против правления Петра I, во время его поездки в Европу в 1698 г.
Ответы:
- “Полки иноземного строя” – Так называлась армия, созданная из добровольцев, и обучаемая офицерами – иностранцами.
- Конница (кавалерия) – Это рейтарские полки.
- Драгунские полки – Полки, воины которых обучались пешему и конному строю.
- Голландия – В этой стране в 30-е годы XVII века российское правительство закупало оружие.
- “Орёл” – Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.
- Чайки – Лодки казаков.
- Польша и Швеция – Страны, которые начали интервенцию против России в 1609 г.
- Народное ополчение – Войско, создаваемое в помощь армии из добровольцев.
- Иван Сусанин – Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.
- Стрельцы – Они выступили против правления Петра I, во время его поездки в Европу в 1698 г.
7. Города
Вопросы:
- …………..В этом городе в 1596 г. собрался совет духовных лиц для заключения унии (объединения) православной и католической церкви.
- …………….Крепость этого города была построена под руководством талантливого зодчего Фёдора Коня.
- …………… В этом городе в 1611 году было создано первое народное ополчение.
- ………...…Главный пункт внешней торговли с западной Европой.
- …………….В этом городе собралась всенародная рада 8 января 1654 г., на которой казаки приняли решение перейти под власть царя России Алексея Михайловича.
- …………….Город, названный в честь руководителя экспедиции на Амур Ерофея Павловича 1649-1653 гг.
- ………….…Город, в котором в 1689г. был заключён русско-китайский договор, согласно которому граница оказалась довольно неопределённой.
- …………….Столица России в XVII веке.
- ………….....Город в Сибири, основанный в 1632 г.
- …………..Российский город, который занимал первое место в торговле со странами Востока.
Ответы:
- Брест – В этом городе в 1596 г. собрался совет духовных лиц для заключения унии (объединения) православной и католической церкви.
- Смоленск – Крепость этого города была построена под руководством талантливого зодчего Фёдора Коня.
- Рязань – В этом городе в 1611 году было создано первое народное ополчение.
- Архангельск – Главный пункт внешней торговли с западной Европой.
- Переяславль – В этом городе собралась всенародная рада 8 января 1654 г., на которой казаки приняли решение перейти под власть царя России Алексея Михайловича.
- Хабаровск – Город, названный в честь руководителя экспедиции на Амур Ерофея Павловича 1649-1653 гг.
- Нерчинск – Город, в котором в 1689г. был заключён русско-китайский договор, согласно которому граница оказалась довольно неопределённой.
- Москва – Столица России в XVII веке.
- Якутск – Город в Сибири, основанный в 1632 г.
- Астрахань – Российский город, который занимал первое место в торговле со странами Востока.
8. Исторические термины
Вопросы:
- …………... Переносное жилище народов Севера, основа – шесты, которые покрывались оленьими шкурами, берестой или корой.
- ……………Так назывались маски, в которых выступали скоморохи.
- ……………В XVII веке так мореходы называли компас.
- ……………Раскольничьи общины, которые основывались в далёких лесах.
- ……………Человек, присваивающий себе чужое имя.
- ……………Года, когда разрешался переход крестьян от одного феодала к другому.
- ………. …Налог мехами.
- ……………Крупное промышленное предприятие, где существует разделение ручного труда.
- ……………Так назывались чиновники в России в XVII веке.
- …………..Земля, принадлежавшая боярам, передавалась по наследству от отца к сыну.
Ответы:
- Чум – переносное жилище народов Севера, основа – шесты, которые покрывались оленьими шкурами, берестой или корой.
- Хари – так назывались маски, в которых выступали скоморохи.
- Матка – в XVII веке так мореходы называли компас.
- Скиты – раскольничьи общины, которые основывались в далёких лесах.
- Самозванец – человек, присваивающий себе чужое имя.
- Урочные лета – года, когда разрешался переход крестьян от одного феодала к другому.
- Ясак – налог мехами.
- Мануфактура – крупное промышленное предприятие, где существует разделение ручного труда.
- Дьяки и подьячие – Так назывались чиновники в России в XVII веке.
- Вотчина – земля, принадлежавшая боярам, передавалась по наследству от отца к сыну.
9. Итоги урока:
Учащиеся выставляют себе оценки, в зависимости от количества правильных ответов.
Больше 60 баллов – “5”.
От 35 до 60 баллов – “4”.
Меньше 35 баллов –“3”.
Используемая литература:
1. А.А.Преображенский. История Отечества. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2004.