Урок русского языка в 1-м классе по программе "Гармония". Тема: "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к учению, дружбе;
  • Воспитывать эстетические чувства;

Общеобразовательная:

  • Учить выделять отдельные звуки, находить ошибкоопасные места в слове;
  • Тренировать в умении записывать слова «звуковой» записью;
  • Способствовать осознанности письма;

Развивающая:

  • Развивать речь.
  • Прививать любовь к чтению русских народных сказок;

Оздоровительная:

  • Следить за утомляемостью детей;
  • Следить за правильной осанкой детей при письме и вовремя их предупреждать;

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок-сказка.

Методы: Наглядный, игровой, деятельностный, метод выведения общего правила.

Формы: Общеклассная (фронтальная), самостоятельная, работа парами.

Оборудование: книга «Мудрости», в которой находятся карточки с заданиями, презентация (приложение 1), карточки с заданиями (приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент

(Приложение 1)

1 слайд.

Солнце яркое проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось,
Начинать урок пора.

2 слайд.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости, посмотреть чему мы научились за это время в школе.

Учитель Я на урок принесла книгу. (Книга Мудрости)

Эта книга не простая
Книгу эту не листают.
В ней увидите вы, дети,
Сказку лучшую на свете!

Учитель Ну что? Заинтересовались? А чтобы узнать, какая сказка прячется в моей книге, вы должны дружно сказать:

Любят сказку малыши,
Книжка, сказку расскажи!

II. Постановка учебных задач, целей урока.

Учитель Что-то не появляется сказка. А вот конверт. (достаю из книги)

- В нём лежит задание.

ЗАДАНИЕ 1

3 слайд.

Учитель: Посмотрите на доску. Здесь записаны буквы. Назовите их. (Т, Е, Р, Е, М, О, К)

Назовите их. На какие две группы можно разделить эти буквы?

- На какие группы можно разделить согласные звуки?

- Составьте из этих букв слово.

- Какую сказку нам принесла «Мудрая книга»

- Какая это сказка? (Русская народная сказка.)

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. Здесь вы узнаете много интересного.

- Над какой темой мы работали вчера?

- Над какой темой будем работать сегодня?

(Сегодня будем продолжать учиться записывать слова «звуковой» записью с Ь знаком.)

III. Минутка чистописания

4 слайд.

Перед вами теремок,
Он не низок, не высок.
Он не узок, не широк

Учитель Ребята, что такое ТЕРЕМОК?

В ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ Сергея Ивановича Ожегова говорится – ТЕРЕМ – в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.

5 слайд.

Бежит Мышка-норушка.
Увидела теремок и спрашивает:
- Кто-кто в теремочке живёт?
- Кто-кто в невысоком живёт?

Учитель: Никто ей не ответил. Решила она поселиться в теремке.

Но посмотрите на двери замок.

Чтобы открыть замок и мышка могла войти мы должны выполнить задание.

- Откройте тетради.

Слайд 6:

- Запишите число.

На минутке чистописания мы запишем название сказки, по которой будем путешествовать.

Придумайте и запишите предложение со словом ТЕРЕМОК.

(Стоит в поле теремок.)

- Составьте схему этого предложения.

IV. Словарная работа.

Учитель: Стала мышка жить в теремке. Прискакала к теремку Лягушка-квакушка.

7слайд:

- Терем-теремок. Кто в тереме живёт?
- Я мышка-норушка. А ты кто?
- А я лягушка-квакушка. Пусти меня к себе жить.
- Выполнишь задание, пущу тебя в теремок.

Учитель: Давайте поможем Лягушке.

8 слайд:

ЗАДАНИЕ 2 (Из книги достаю листок с загадками).

- Запишите Словарь:

Учитель: Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать.

  1. Хвост пушистый,
    Мех золотистый,
    В лесу живёт
    В деревне кур крадёт. (лисица)

9 слайд: рисунок лисицы

10 слайд: запись слова

- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.

  1. Кто, позабыв тревоги
    Спит в своей берлоге? (медведь)

11 слайд: рисунок медведя.

12 слайд: запись слова.

  1. По полю скачет,
    Ушки прячет.
    Встанет столбом,
    Ушки торчком. (заяц) 

- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.

13 слайд: рисунок зайца

14 слайд: запись слова

- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.

- В каком слове звуков больше, чем букв? (заяц)

- В каком слове букв больше, чем звуков? (медведь)

- Подчеркните слово медведь.

- Давайте сделаем звуковой анализ слова медведь.

(НА ДОСКЕ 1 УЧЕНИК) ЗАТЕМ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРОВЕРЯЕТСЯ

- Что вы заметили?

- Почему вместо Ь знака мы поставили запятую?

15 слайд:

- Почему мы записали эти слова? (эти животные встречаются в сказке)

- Как по другому можно назвать зайца, медведя, лису? (животные, звери, млекопитающие)

- Какое ошибкоопасное место в слове животные вы увидели? (жи – ши)

- Молодцы!

Учитель: Теперь стали жить в теремке Мышка-норушка и Лягушка-квакушка. Мы помогли ей справиться с заданием и немного устали давайте отдохнём.

V. Физ. Минутка.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

16 слайд:  Зарядка для глаз: Не двигая головой, наблюдайте за движением.

VI. Изучение нового материала.

Учитель: Скачет мимо Зайчик – побегайчик. Увидел теремок и стал проситься…

17 слайд:

- Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто в невысоком живёт?

- Я Мышка-норушка.

- Я лягушка-квакушка.

А ты кто?

- Я зайчик-побегайчик. Пустите меня к себе жить.

- Если справишься с заданием, будешь жить в теремке.

Учитель: Нужно помочь зайчику.

- Ребята, здесь какие-то слова.

ЗАДАНИЕ 3 (Из книги достаю листок с заданием)

- Я их нечаянно выронила и они рассыпались.

18 слайд:

Давайте из этих слов составим предложение. Серенький зайчик сидит под сосной.

- Запишите предложение.

Подчеркните слово в котором звуков больше чем букв. (серенький)

- Сделайте звуковой анализ этого слова.

1 УЧЕНИК У ДОСКИ

19 слайд:

- Сколько в слове букв, звуков.

- Почему?

- Теперь Зайчик скок в теремок. Стали они жить втроём.

20 слайд:

- Идёт мимо Лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.

- Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

- Я Мышка-норушка.

- Я лягушка-квакушка.

- Я зайчик-побегайчик. А ты кто?

- А я Лисичка-сестричка. Пустите меня к себе жить.

- Выполнишь задание, будешь жить в теремке.

21 слайд:

Откройте учебник на стр. 51 упражнение 77.

ЗАДАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ЗАДАНИЮ УЧЕБНИКА

- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков (шесть, семь)

- Работа по вариантам самостоятельно.

1 вариант звуковой анализ слова шесть

2 вариант звуковой анализ слова семь

Взаимопроверка. На доске правильный вариант.

22 слайд:

Учитель: Теперь и Лисичка стала жить в теремке. Стали они жить вчетвером.

23 слайд:

Прибежал Волчок-серый бочок. И спрашивает:

- Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

- Я Мышка-норушка.

- Я лягушка-квакушка.

- Я зайчик-побегайчик.

- А я Лисичка-сестричка. А ты кто?

- А я Волчок-серый бочок. Пустите меня к себе жить.

- Поиграешь с нами, пустим жить в теремок.

VII. Физ. Минутка.

24 слайд:

Вышли звери как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре –
Звери дёрнула за гири
Вдруг раздался страшный звон
Убежала звери вон!

VIII. Закрепление изученного.

25 слайд:

Живут звери в теремке, песни распевают.

Шёл недалеко медведь, услышал песни и постучал в теремок.

26 слайд:

Его звери в гости и пригласили. Он полез в теремок и развалил его.
А из теремка посыпались пословицы.

27 слайд:

Чтобы ТЕРЕМОК животные могли построить нам надо им помочь.

IX. Работа в парах.

На каждой парте лежит карточка (Приложение 2)

- Соедините начало и конец пословицы.

28 слайд:

- О чём эти пословицы? (о труде)

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Запишите любую понравившуюся пословицу.

- Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

- Составьте схему этого слова.

29 слайд:

- Вот мы и помогли построить новый теремок для зверей.

X. Итог урока.

- Над какой темой работали сегодня на уроке? (Учились составлять схемы в словах, которых есть мягкий знак.)

- В чём была трудность?

- Над какой темой будем работать на следующем уроке?

30 слайд:

Вот и солнце закатилось.
Сказка с нами распростилась.

- Понравилась ли вам сказка?

- Чему учит эта сказка? (Дружбе)

XI. Релаксация.

- С каким настроением вы закончили урок?

- С какими животными мы встретились на уроке?

- Эти животные есть в природе. И мы всегда должны о них заботиться.

31 слайд:

- Урок окончен.