Цели: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма и гордости за свой народ, пополнение знаний о ВОВ.
На заднике сцены — детские рисунки и плакаты, увеличенные фотографии тетрадных листов — школьных сочинений, транспарант, на котором старательной прописью выведено: “С чего начинается Родина?” Звучит мелодия песни В. Баснера, М. Матусовского “С чего начинается Родина?” На сцену выходят Первый и Второй ведущие.
Первый ведущий (читает на фоне мелодии)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
Музыка смолкает.
Второй ведущий.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять...
Первый ведущий.
С чего начинается Родина?..
Третий ведущий. Есть такая болезнь: ностальгия. -
Четвертый ведущий (насмешливо). Красивое, мелодичное слово.
Третий ведущий. Им называют болезнь, иссушающую душу и сердце, сверлящую мозг.
Первый ведущий. Многим не давало покоя это звучное слово: Рахманинову и Куприну, Алехину и Алексею Толстому, Бунину и Шаляпину...
И вновь звучит фонограмма голоса Ф И. Шаляпина.
Второй ведущий. Им все мерещилась Россия: русские сугробы, русские зори, русские леса, русские дожди...
Третий ведущий. А вокруг было все чужое. Красивое и чужое.
Четвертый ведущий. Им мучительно хоте лось вместо глупого водопада увидеть какой-нибудь заросший прудик с лебединым пухом, тиной и листьями.
Второй ведущий. Обыкновенную маленькую церквушку с пятью куполами, весело блестевшими на солнце.
Третий ведущий. Вдохнуть в себя запах бузины, черешни и вишни, запах томный, сладко- грустный...
Первый ведущий. Ностальгия…Жутко это красивое слово, потому что означает оно страшное: тоску по Родине, тоску ежечасную, ежеминутную, сумасшедшую... Страшное слово!
Первый чтец
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Второй чтец. Иван Алексеевич Бунин.
И снова звучит мелодия песни “С чего начинается Родина?” (в исполнении хора или в записи):
Первый ведущий. Перелистывая последние номера газет. Коротенькие сухие строчки. Цифры. Факты.
Звучит фонограмма: напряженный ритм жизни большого города: шумы машин, гигантских прессов и конвейера, гул турбин в т. д.
Третий ведущий. Строится новая мощная ГЭС...
Четвертый ведущий. Развиваются культурные и торговые связи...
Второй ведущий. Искусственный спутник передает важные сообщения...
Третий ведущий. Идет деятельная подготовка к юбилею.
Четвертый ведущий. Все это наши будни. Живет, напряженно трудится, дерзает необозримая страна. Каждый день, каждый час, каждую секунду.
Первый ведущий. И привыкли к этому. Эта жизнь вошла в нашу кровь и плоть, стала для нас такой же естественной; как воздух, которым мы дышим.
Второй ведущий. А мое поколение и не знает иной жизни.
Третий ведущий. Мы не видели костров перед Зимним ветреной октябрьской ночью.
Четвертый ведущий. Нам не пришлось простаивать в бесконечных голодных и угрюмых очередях.
Первый ведущий. Мы не шли пыльными дорогами отступлений мимо руин и слез.
Второй ведущий. Нам не довелось видеть, как топчет грязный фашистский сапог родную зёмлю, как плачут матери погибших.
Третий ведущий. И о стране, израненной и изможденной, в развалинах и братских могилах, мы знаем только из книг.
Четвертый ведущий. Мы дети послевоенных лет. Поэтому нам особенно трудно сравнивать. Мы иного себе и не мыслим.
Первый ведущий. В глубине сердец, открытых навстречу неспокойному ветру нашей эпохи, живёт короткое, но необыкновенно емкое, светлое и дорогое слово - Родина.
Песня “Что мы Родиной зовём”.
Четвертый вёдущий. Родина… Это твой город с черепичными крышами, веселыми глазами окон по вечерам, злым ветром, стареньким парком с нахальными воробьями, бесцеремонно усевшимися на головы великих мыслителей...
Первый ведущий. Это улицы с мороженым, цветами, квасом...
Второй ведущий. Это море, соленое, огромное, то свирепое, то мирно посапывающее...
Третий ведущий. Это школа вечным уравнением на столах Н+ В=Л последним звонком, первоклассниками с мамами, папами, дедушками и бабушками…
Четвертый ведущий. Это городской вокзал с его вечной суматохой, криками, узлами, корзинами и чемоданами, песнями под гитару, смехом, всхлипываниями…
Первый ведущий. Это базар, где все зазывают, все расхваливают, где у всех все самое лучшее: самый сладкий виноград, самый спелый чернослив, самые румяные яблоки — словом, везде все только самое… самая… самые!
2-ой ведущий. Это весна буйная, пьянящая, бело-розовая и каждый раз необыкновенная...
3-ий ведущий. И все это Родина, Россия. Земля о которой написано столько замечательных строк… Помните?
Второй ведущий. Эту Россию любили и ненавидели.
Третий ведущий. Да, любили и ненавидели. Любили за ее поистине великий народ, любили, потому что чтили великих своих соотечественников. Ненавидели за смирение и униженность.
Второй ведущий. “Страна рабов, страна господ”,— помните?
Третий ведущий. И мечтали...
Второй ведущий . Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году— стоящую во главе образованного мира, дающую законы науке и искусству и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества... И казалось, нет силы, которая сломала бы Советскую власть ни сегодня, ни завтра .
1-ый ведущий. Год 1941-й. Июнь…Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.
2-ой ведущий.
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Голос Левитана о начале войны. Звучит песня “Священная война” музыка А. Александрова стихи В. Лебедева-Кумача.
3-ий ведущий.
Ах, война, что ж ты сделала подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли ,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва замаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
1 чтец.
Он проходил, скрипя зубами, мимо
Сожженных сел, казненных городов
По горестной, по русской, по родимой,
Завещанной от дедов и отцов.
Запоминал над деревнями пламя,
И ветер, разносивший жаркий прах,
И девушек, библейскими гвоздями
Распятых на райкомовских дверях.
И воронье кружилось без боязни,
И коршун рвал добычу на глазах,
И метил все бесчинства и все казни
Паучий извивающийся знак.
В своей печали древним песням равный,
Он сёла, словно летопись, листал
И в каждой женщине видел Ярославну,
Во всех ручьях родную речку узнавал.
Крови своей, своим святыням верный,
Слова старинные я повторял, скорбя:
— Россия, мати! Свете мой безмерный,
Которой местью мстить мне за тебя!
Звучит песня “Вспомните, ребята!”
Второй чтец.
Все, что изведано, пройдено
С горечью в сердце иль с песнею,—
Все это родина, родина,
Родина наша чудесная.
Как не любить эти пажити,
Как не любить это поле нам!
Их красотою, мне кажется, -
Русское сердце наполнено.
Сосны с березами клонятся,
Ягодный запах мне чудится —
Все это долго мне помнится
И никогда не забудется.
Детство, прогулки далекие.
Где-то гармошка напевная,
Игры... и та синеокая,—
Милая, нежная, первая.
Тропы лесистые, узкие,
Вскрики испуганной горлинки...
Как не гордиться, что русский я,
Русскою матерью вскормленный.
В пепле дорога тернистая,
Даль неприглядная, тусклая.
Трудно держаться, но выстою!
Почва поможет мне русская.
Вихри свинцовые кружатся,
Но на врага иду смёло я.
Родина! Ты — мое мужество
Жизнь и судьба неизменная.
Третий ведущий (негромко). Товарищ! Два часа осталось до рассвета. Давай помечтаем. Я гляжу сквозь ночь глазами человека, которому близостью боя и смерти дано далеко видеть. Через многие ночи, дни, месяцы гляжу я вперед и там, за горами горя, вижу нашу победу. Мы добудем ее! Через потоки крови, через муки и страдания, через грязь и ужас войны мы придем к ней. К полной и окончательной победе над врагом.
Четвертый ведущий (встает, торжественно). Мы войдем в города и села, освобожденные от врага, и нас встретит торжественная тишина переполненных счастьем душ. А потом задымят восстановленные заводы, забурлит жизнь. Замечательная жизнь, товарищ! Жизнь на свободной земле в братстве со всеми народами. За такую жизнь и умереть немного. Это не смерть, а бессмертие.
Первый ведущий.
Под ливнем стали
Перекрестным
Упал боец на пулемет.
Он в звездный миг
Под небом звездным
Открыл для взвода путь вперед.
И так всегда.
В любом движенье
Есть тот,
Кто жертвует собой.
И, на него держа равненье,
Выходят люди в наступленье,
Победно завершая бой.
Звучит песня “Москвичи”, музыка А. Эшпая, стихи Е. Винокурова.
1.Любили мальчики сирень
Весною росной
Любили, оседлав плетень,
Поспорить взросло.
Мечтали мальчики летать:
Мечты крылаты!..
Но дело мальчиков — стрелять,
Метать гранаты.2.На перекрестках, на мостах
Шрапнель гудела.
На нецелованных устах
Ура! гремело.
Летали, душу веселя,
Хлестали пули...
Мальчишки, разостлав поля,
Навек уснули.3.Другие мальчики растут,
Играя силой,
Другие девушки идут
Навстречу милым.
И все, как прежде,
и все, как вновь,
Весной повеет —
Глядишь: тюльпан, густой, как кровь,
Цветет — алеет.4.И словно совести упрек,
На поле бранном
Встает над смертью паренек —
Герой экрана. Он так светло на нас глядит,
Поет задорно...
А в зале
женщина сидит, вся в черном.
Звучит песня “День Победы” музыка Д. Тухманова, стихи В. Харитонова.
Второй ведущий (читает). Подвиг во имя других вошел в жизнь нашего народа. Мне кажется, что сама русская земля рождает людей, способных отдать свою жизнь за жизнь других. Героев рождает жизнь, развивающаяся в боях и не прерывной борьбе за счастье людей. На нашёй земле родилось героев больше, чем где-либо,— и это не случайно. Наша страна выросла из пожаров и боев не один раз она поднималась из пепла. Ее выносили на руках из огня люди-герои, а их дети и внуки совершают подвиги сейчас.
Первый вёдущий. Были трудности - такие, каких не знала еще ни одна страна. Но выдержали, выстояли, победили!
Третий ведущий. Наше поколение не любит громких фраз. Мы не клянемся во всеуслышание, но кто скажет, что от этого наши клятвы ниже ценой?
Четвертый вёдущий. Мы сыновья России, мы её преемники. Мы помним имена тех, кто возводил фундамент, который мы должны превращать в здание.
Второй чтец.
Люблю мое Отечество,
Пою мое Отечество—
Надежду человечества
И славу человечества.
Иные страны мечутся,
С недолей им не справиться,
А ты, мое Отечество,
Державной волей славишься.
И воля эта смелая,
Как свет для человечества...
А все, что мы ни делаем,—
Все для тебя, Отечество!
Песня “Большой хоровод”.