Применение элементов игры на уроках английского языка в младших классах как одно из средств личностной индивидуализации учебного процесса

Разделы: Иностранные языки


Применение игры на учебных занятиях помогает детям в лучшем усвоении и закреплении тех знаний, которые они получают в процессе обучения.

В.А. Сухомлинский

В настоящее время к качеству иноязычного образования предъявляются совершенно новые требования, определенные Конвенцией модернизации российского образования.

Главной задачей рассматривается сохранение фундаментальных знаний в иностранном языке и соответствие их актуальным и перспективным потребностям современной личности.

Школа – это социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны разнообразные формы и методы учебной деятельности.

Исходя из своей педагогической практики, я считаю, что применение игры на уроках иностранного языка в младших классах является одним из средств личностной индивидуализации учебного процесса и повышения языковой компетенции учащихся.

Актуальность этой темы на современном этапе является очевидной, так как с применением информационных технологий и игровых методик у преподавателей расширяется простор для новаторства и внедрения в жизнь собственных идей и решений. Именно в детской аудитории, не стесненной условностями, игра становится процессом обучения и дает возможность для реализации творческого потенциала преподавателя и развития коммуникативной компетенции учащихся.

Игра является одной из главных форм деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. В игре, как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей игра – это ведущий тип деятельности. Игровой мотив сохраняется и у младших школьников.

Игра помогает каждому ученику лично ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их в своем воображении, в своем вымышленном мире; дает психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям; вырабатывает активное отношение к жизни, целеустремленность.

Любая игра – это всегда эмоции, а где эмоции, там развивается активность, внимание, воображение, память, там работает мышление.

Детская игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Этим она привлекает учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Причем, слабый по уровню знаний учащийся может вдруг в игре стать первым, так как его индивидуальные черты, такие как сообразительность, находчивость, смекалка могут оказаться в конкретной ситуации важнее. Атмосфера увлеченности и радости во время игры, чувство равенства, выполнение посильных заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность и скованность, мешающую свободно употреблять иностранную речь.

Для младших школьников игры имеют исключительное значение: игра для них - это учеба и труд, и познание окружающего мира, и серьезная форма воспитания. Играя, они изучают цвет, форму, свойства материала, числовые отношения, пространственные отношения, изучают растения и животных.

Сама по себе игра является индивидуальной формой работы, основанной на хорошем знании педагогом своих учащихся, знания их интересов, возможностей, способностей и конечно их индивидуальных особенностей. Отобранные для занятия английским языком игры отличаются от обычных игр тем, что фактор воображения и фантазия ребенка отходят на второй план, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Ребенок постепенно переходит от наглядного действенного способа усвоения лексики (преподаватель называет предмет по-английски, показывая его) к словарно-образному. Выбирая игру к уроку, учитель сознательно находит такой подход к игре, который будет соответствовать индивидуальным особенностям всех учащихся, а в ходе игры будут учитываться личностно – индивидуальные особенности каждого ученика.

Игровой мотив, сохраняясь у младших школьников, является ступенью к учебной мотивации. Дети больше запоминают информацию, если она представлена в игровой ситуации. Но поскольку удельный вес игровой деятельности у учащихся младших классов значительно больший, чем у старшеклассников, важно найти ту “золотую середину”, которая обеспечила бы соблюдение нужной пропорции в учебе и игре, помня при этом, что игра должна подчиняться конкретным учебным задачам:

  • развитие коммуникативной компетенции;
  • развитие мотивации в изучении языка;
  • развитие определенных речевых умений;
  • познание в сфере становления языка;
  • запоминание речевого материала;
  • формирование определенных навыков общения.

Мой личный опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения.

Учебная игра является средством активизации речевого общения. Как показывают результаты обучения, применение игры на уроках иностранного языка, способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении ( разнообразие диалогических единиц, эмоциональность высказывания, инициативность речевых партнеров), так и в количественном ( правильность речи, объем высказывания, темп речи). Особенно это важно для стеснительных, замкнутых, не уверенных в себе детей – ведь игра создает естественную ситуацию для коммуникации и помогает преодолеть языковый барьер.

Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать обрабатываемый языковый материал. Она помогает учителю решить проблемы с такими учащимися, которые не могут в силу своих индивидуальных особенностей выучить слова, стихи, правила, а в игре ненавязчиво, сам – собой усваивается учебный материал, что сказывается на результатах обучения. Такие игровые моменты, как заучивание стишков, рифмовок, песен, считалок очень хорошо подходят для учащихся с низким уровнем развития памяти. По содержанию их можно подобрать таким образом, чтобы дети с удовольствием и интересом разучивали их. А для отработки фонетики и постановки произношения очень хорошо использовать на уроках фонетические зарядки. Проведение физкультминуток помогает детям усваивать слова и укрепляет здоровье.

В процесс игры всегда вовлечены все учащиеся, каждый является активным участником образовательного процесса, а не просто зрителем. Даже если ученик проиграл или выбыл из игры, он все равно продолжает принимать в ней активное участие, наблюдая за другими.

Учебная игра позволяет создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, творческую атмосферу. Это ведет к снятию напряжения, стресса, к раскрепощению, преодолению языкового барьера, тем самым вызывая у ребят чувство удовлетворения и радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее и коммуникабельнее он будет в общении. Выполняя функцию самореализации, игра дает возможность каждому ребенку проявить свои скрытые возможности.

Итак, рассмотрев все аспекты использования элементов игры на уроках английского языка для учащихся младших классов, я пришла к выводу что:

  • использование элементов игры на уроках дает простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных идей и решений;
  • игра способствует развитию личности ребенка, желающего участвовать в межкультурном общении на английском языке и способному к дальнейшему самосовершенствованию в языковой области знаний;
  • игра на уроках английского языка дает возможность для реализации творческого потенциала и развития коммуникативной компетенции учащихся;
  • игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником;
  • игра положительно влияет на формирование развивающих и познавательных интересов школьников, способствует осознанному усвоению иностранного языка, содействует развитию таких качеств как: инициативность, самостоятельность, внимание, смекалка, логическое мышление, память, чувство коллективизма;
  • игра для учащихся – это деятельный механизм приобретения совокупности знаний, способов действий, соответствующих умений и навыков, нравственно – этических норм, культурного опыта, правил речевого и коммуникативного поведения;
  • игра на уроках английского языка в младших классах – это способ накопления нового языкового материала и закрепление ранее полученных знаний;
  • игра расширяет контекст деятельности, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному общению, способствует реализации деятельного подхода в обучении английскому языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами;
  • игра дает широкие возможности для реализации учебного процесса и повышения мотивации в изучении английского языка.

Но учителю необходимо помнить, что игра, несмотря на все ее положительные моменты, это только одно из средств и методов учебной работы в изучении английского языка, а целью остается усвоение материала и повышение языковой компетенции учащихся.